Файл: Цели и задачи воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цели и задачи воспитания

Современный национальный воспитательный идеал – это нравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, опирающийся в своей жизнедеятельности на духовные и культурные традиции народов Российской Федерации.

В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в лицее: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачи воспитания:

- усвоение знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;

- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.

Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание ими российской гражданской идентичности, сформированность у них ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования


Целевые ориентиры

Гражданское воспитание

Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.

Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания.

Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.

Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей.

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.

Принимающий участие в жизни класса, лицея, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной.

Патриотическое воспитание

Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру.

Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.

Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России.

Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.

Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.

Духовно-нравственное воспитание

Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности).

Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.

Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям.

Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.

Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.

Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.


Эстетическое воспитание

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве.

Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей.

Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.

Физическое воспитание,

формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.

Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).

Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.

Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.

Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.


Трудовое воспитание

Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.

Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе.

Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.

Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей.

Экологическое воспитание

Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.

Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.

Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.

Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).

Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.



Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности лицея по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:

- гражданское воспитание — формирование российской гражданской формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

- патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народа Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое место России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

- духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;

- эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

- физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия эмоционального благополучия —развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

- трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность
, получение профессии, личностное самовыражение в деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

- экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

- ценности научного познания — воспитание стремления к познанию воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний.


Характеристика 6 В класса:
В классе на 2022-2023 учебный год учатся 29 ученика: 9 мальчиков и 13 девочек. Дети в основном 2008 года рождения, 2 человека – 2009 года, 1 ученица – 2007год и один ученик – 2006года рождения. С классным руководителем сложились доверительные дружеские отношения.

Между учениками существует частично сформированные признаки

взаимопомощи, сплоченности; ученики имеют разные ценностно-ориентационные вкусы. В классе ученики делятся по интересами: увлечение компьютером, спортивные игры. Ярких лидеров в классе нет. В классе наблюдается несколько сдружившихся компаний, которые вместе с тем не конфликтуют между собой. Дети достаточно любознательные, общительные и очень добрые. На контакт со взрослыми идут легко. Дисциплина в классе хорошая, но порой приходится ее сдерживать на некоторых уроках, переменах, так как класс очень подвижный. Что касается поведения, то можно сказать, что положительного в общении – доброжелательности у детей больше, чем агрессивности, эгоизма, грубости, хотя в девчачем коллективе всё это присутствует. Настораживает гиперактивность некоторых учеников, которые требуют постоянного контроля поведения –Комарова Таня, Зыков Саша, Васильев Саша, Горбатенко Арина,Козырев Данила, Мяндмаа Ян. Без причины пропускающих уроков нет. Ведется строгий контроль по каждому пропуску: записка от родителей, медицинская справка. Ученики принимают активное участие во внеурочной и внеклассной работе.

По результатам оценивания учебных достижений обучающихся в 6 классе достаточный уровень имеют 6 и 6 – средний уровень знаний.

Дети активные, любознательные, приходят в школу с желанием учиться. На уроках активны, имеют навыки самостоятельной работы с учебным материалом, первичные навыки поисковой работы. Все владеют навыками работы на компьютере. Охотно участвуют в нестандартных уроках.


У каждого члена ученического коллектива есть поручение либо общественная должность, выбранным старосте, командиру и их заместителям подчиняются все остальные. У всех хорошо развиты навыки самообслуживания, все владеют соответствующими возрасту трудовыми навыками, применяют их во время субботников, трудовых десантов. Многие могут не только трудиться самостоятельно, но и умеют организовать работу небольшого коллектива одноклассников (звена, бригады, группы). Дети имеют разнообразный круг интересов, посещают разные кружки.

Обучающиеся знают и соблюдают требования школьного устава и правила поведения и этикета, постоянно совершенствуют свои знания в области законодательной базы , знают свои права и обязанности, кто и как защищает права несовершеннолетних.

В основном дети из благополучных полных семей. Социально – психологические параметры семьи и семейного воспитания: количество детей в семьях моего класса 1-5, многодетных семей – 5, неполных семей - 8 Их воспитывают только мамы, которые полностью справляются со своими родительскими обязанностями. Родители оказывают помощь классному руководителю в воспитании детей. Большинство родителей поддерживают контакт с классным руководителем, стараются быть в курсе дел своих детей, участвуют в жизни класса.

Циклограмма работы классного руководителя в течение года

Ежедневно:

  1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.

  2. Организация питания учащихся.

  3. Анализ внешнего вида учащихся.

  4. Мониторинг успеваемости и межличностных конфликтных ситуаций.

  5. Индивидуальная работа с обучающимися.

Еженедельно:

  1. Проверка дневников учащихся.

  2. Проведение мероприятий в классе по плану.

  3. Работа с учителями - предметниками по ситуации.

  4. Работа с родителями по ситуации.

  5. Работа с психологом по ситуации.

Каждый месяц:

  1. Посещение уроков в своём классе.

  2. Проведение плановых инструктажей по ТБ.

  3. Контроль участия в кружках, секциях, клубах и других объединениях.

Один раз в четверть:

  1. Оформление классного уголка по итогам триместра.

  2. Анализ выполнения плана работы за триместр.

  3. Коррекция плана воспитательной работы на новый триместр.

  4. Проведение родительского собрания.