Файл: История Казахстана иа2023 (по обновленной учебной программе).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 621
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История Казахстана
ИА-2023
(по обновленной учебной программе)
1. 1. «Ассамблея народа Казахстана стала надёжным, прочным фундаментом стабильности и согласия в обществе». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
2. «В 20-30-е годы ХХ века произошли положительные изменения в системе образования
Казахстана». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
3. «В первые годы независимости Казахстан совершил успешный переход от плановой к рыночной экономике». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
4. «В 20-80-е годы ХХ векаучёные Казахстана внесли большой вклад в развитие технических и естественных наук». Насколько вы согласны с данным утверждением?
Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
5. «Взаимоотношения между кочевыми и оседлыми народами в средние века способствовали развитию городской культуры в Сырдарьинском оазисе». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
6. «Долгосрочные стратегии Казахстана привели к качественному экономическому развитию». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
7. «Достижения народов Центральной Азии в материальной и духовной культуре свидетельствуют об их высоком уровне цивилизационного развития».Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
8. «За годы независимости в системе образования произошли масштабные изменения».
Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов и фактов.
9. «Завоевание монголами Средней Азии внесло большие изменения в военно- административную систему кочевников». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
10. «Казахская интеллигенция первой половины ХХ века сформировала новую качественную форму национально-освободительной борьбы». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
11. «Казахстанская модель межэтнического согласия основана на принципе единства через многообразие». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов и фактов.
12. «Кипчакское ханство повлияло на кардинальные изменения в геополитической карте
Евразии в XI–XIII вв.».Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
13. «Культурно-генетический код – залог сохранения наших национальных особенностей в эпоху глобализации». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
14. «Достижения материальной культуры андроновских племён занимают особое место в развитии мировой культуры».Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
15. «Материальная культура народов Центральной Азии развивались в тесной связи с кочевой цивилизацией».Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
16. «Монгольское нашествие внесло кардинальные изменения в этногенез казахского народа». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
17. «Культура Казахстана становится узнаваемой во всём мире благодаря развитию международного сотрудничества». Насколько вы согласны с данным утверждением?
Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
18. «Образовательные проекты в Казахстане повысили конкурентоспособность страны».
Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
19. «Обретение независимости способствовало продвижению казахстанской культуры на международном уровне». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
20. «Овладение технологией кочевого скотоводства стало важным вкладом центральноазиатских народов в развитие материальной культуры мира». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
21. «Партия «Алаш» – одна из тех партий, которые стремились восстановить казахскую государственность». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
22. «Поэты-жырау сыграли важнейшую роль в формировании общественно-политической мысли Казахского ханства». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
23. «Депортация в первой половине ХХ века привела к масштабным демографическим изменениям в Казахстане». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
24. «Преодолев трудности при переходе к рыночной экономике, Казахстан стал активным участником мировой экономической системы». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
25. «Создание Казахского ханства – закономерный результат исключительно этнических процессов на территории Казахстана». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
26. «Создание Казахской ССР – первый шаг к восстановлению государственности».
Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
27. «Съезд лидеров мировых и традиционных религий признан глобальной площадкой для диалога между цивилизациями». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
28. «Шежире является объединяющим фактором родоплеменной организации казахского общества». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
29. «Чокан Валиханов – первый учёный-просветитель Казахстана». Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
30. Используя данную инфографику и исторические знания, объясните роль долгосрочных стратегий в развитии экономики независимого Казахстана.
31. Используя исторические знания и данные документа, проанализируйте процесс модернизации сферы образования и науки в Казахстане.
Об учреждении международных стипендий Президента Республики Казахстан
«Болашак» для подготовки кадров за рубежом
Постановление Президента Республики Казахстан от 5 ноября 1993 г. №1394
(отрывок)
В условиях перехода экономики Республики Казахстан на рыночные отношения, расширения международных связей возникла острая потребность в кадрах с соответствующим образованием, в связи с чем становится особо актуальным направление наиболее подготовленной молодежи на обучение в ведущие учебные заведения зарубежных стран.
В целях создания финансового обеспечения этой деятельности, осуществления отбора кандидатур и координации международных связей в области образования постановляю:
1. Учредить международную стипендию Президента Республики Казахстан
«Болашак» для обучения талантливой молодежи в ведущих учебных заведениях США,
Великобритании, Франции, Германии и других странах. Размеры стипендий предусматривать на уровне стоимости обучения студентов в соответствующих зарубежных учебных заведениях.
Правительству Республики Казахстан ежегодно, начиная с 1994 года, выделять для этих целей необходимые валютные средства.
По материалам сайта https://adilet.zan.kz/rus/docs/K930001394
32. Используя исторические знания и исторический источник, объясните особенности традиционного мировоззрения казахского народа.
Сколько бы религий ни проходило через земли древних тюрков, через Великий
Шёлковый путь, главной религией тюрков было Тенгрианство – поклонение обожествлённому небу – Тенгри. Путешественник Вильгельм Рубрук писал, что тюрки
поклоняются Тенгри и понимают его как чисто духовную сущность. Источником мировоззрения тюрков является природа. Это означает, что кочевники, выросшие в постоянном контакте с природой и пристально наблюдающие за её изменениями и явлениями, тесно связаны с окружающей средой. Многие ритуальные верования, запреты в обычаях и традициях считаются совокупностью понятий, возникших в результате тесного контакта с природой. Признавая создателя этой природы как «Тенгри», и бережно относясь к его творению, тюрки отдавали ему дань уважения. Эта тенденция до сих пор присутствует в обычаях многих народов, которые являются их потомками.
История религиозных верований в доисламском Казахстане
По материалам сайта https://e-history.kz/kz/e-resources/show/13280/
33. Используя исторические знания и опорную схему, объясните, какие этнические процессы происходили на территории Казахстана в древнюю и тюркскую эпоху.
34. Используя исторические знания и представленные иллюстрации, проанализируйте особенности развития культуры Казахстана в 20-80-е годы ХХ века.
Пьеса «Енлик-Кебек»
По материалам сайта
http://anatili.kazgazeta.kz/wp-
content/uploads/EK.jpg
А. Кастеев. «Түрксиб»
По материалам сайта
https://www.oner.kz/content/uploads/2017/07/T
urcisib-1969-933x700.jpg
История религиозных верований в доисламском Казахстане
По материалам сайта https://e-history.kz/kz/e-resources/show/13280/
33. Используя исторические знания и опорную схему, объясните, какие этнические процессы происходили на территории Казахстана в древнюю и тюркскую эпоху.
34. Используя исторические знания и представленные иллюстрации, проанализируйте особенности развития культуры Казахстана в 20-80-е годы ХХ века.
Пьеса «Енлик-Кебек»
По материалам сайта
http://anatili.kazgazeta.kz/wp-
content/uploads/EK.jpg
А. Кастеев. «Түрксиб»
По материалам сайта
https://www.oner.kz/content/uploads/2017/07/T
urcisib-1969-933x700.jpg
К. Байсеитова. Опера «Кыз-Жибек»
По материалам сайта
https://dknews.kz/ru/eksklyuziv-dk/235693-
kulyash-bayseitova-pervaya-opernaya-
pevica-kazashka
Художественный фильм А. Карсакбаева
«Меня зовут Кожа»
По материалам сайта
https://www.silkadv.com/en/content/kinoiskusst
vo-kazahstana
35. Используя исторические знания и текст, проанализируйте проблемы и перспективы в развитии науки Республики Казахстана.
Наука и её приоритеты
В феврале 2011 года был принят новый закон «О науке». В данном законе были определены принципы деятельности вновь созданных научно-исследовательских институтов, механизмы исследований и финансирования. В новом законе большое внимание уделялось коммерциализации результатов научной деятельности, социально- экономическому стимулированию научных работников.
Аяган Б. Современная История Казахстана (1991-2014 гг.): Научно-учебное издание/ Б.
Аяган, А. Ауанасова, А. Сулейменов. – Алматы: Атамура, 2014
36. Используя контекст и исторические знания, проанализируйте предпосылки и причины образования Казахского ханства.
История создания Казахского ханства
...Казахское государство образовалось в результате объединения родственных по происхождению, по образу жизни и культуре тюркоязычных племён. Важным этапом в развитии государственности казахского народа было образование Ак Орды,
Могулистана, ханства Абулхаира, Ногайской Орды.
Ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств – ханства Абулхаира и Могулистана, которое во второй половине XV века переживали упадок. Образование казахской государственности связано с именами
Жанибека и Керея. Они отразили стремление народа к созданию самостоятельного государства.
История Казахстана, Бакина Н. учебник для 6 класса
37. Используя источник и исторические знания, оцените роль Академии наук Казахской ССР в развитии науки во второй половине ХХ века.
Научная деятельность отделений Академии наук КазССР в 1946–1956 гг.
Открытие Академии наук позволило изучить экономику, культуру, природные ресурсы Казахстана. В состав Академии наук вошли отделы минеральных ресурсов, физико-математических, биологических и медицинских, общественных наук. В 1956 году под руководством К. И. Сатпаева была составлена металлогеническая карта
Центрального Казахстана. В 1946 году был основан Горный институт. Было запланировано исследование свинцово-цинковых месторождений в Казахстане.
Академия всесторонне изучала методы эффективного использования угольных
месторождений, а также способы борьбы с пыльцой в рудах. Исследование всех энергетических ресурсов республики стало главным направлением работы
Энергетического института. Основное внимание было уделено вопросу электрификации народного хозяйства.
Институт химических наук, основанный в 1945 году, изучал электрохимические и амальгамные процессы, минеральные ресурсы, необходимые для металлургической промышленности в республике. Институт изучал вопрос использования нефтяных и химических отходов в промышленности.
По материалам сайта https://e-history.kz/kz/news/show/2768
38. Используя карту и исторические знание, проанализируйте влияние Великого Шёлкового пути на развитие торговых отношений на территории Казахстана.
История Казахстана: учебник для 11 класса. (1- часть) – З.Е. Кабульдинов,
А.Д. Сандыбаева, Ф.Р. Лебаев, - Алматы: «Атамура» 2020
39. Используя карту и исторические знания, проанализируйте особенности археологических культур эпохи бронзы на территории Казахстана.
Энергетического института. Основное внимание было уделено вопросу электрификации народного хозяйства.
Институт химических наук, основанный в 1945 году, изучал электрохимические и амальгамные процессы, минеральные ресурсы, необходимые для металлургической промышленности в республике. Институт изучал вопрос использования нефтяных и химических отходов в промышленности.
По материалам сайта https://e-history.kz/kz/news/show/2768
38. Используя карту и исторические знание, проанализируйте влияние Великого Шёлкового пути на развитие торговых отношений на территории Казахстана.
История Казахстана: учебник для 11 класса. (1- часть) – З.Е. Кабульдинов,
А.Д. Сандыбаева, Ф.Р. Лебаев, - Алматы: «Атамура» 2020
39. Используя карту и исторические знания, проанализируйте особенности археологических культур эпохи бронзы на территории Казахстана.
По материалам сайта https://0088.kz/plakat%D1%96/istoriya-drevnego-kazahstana-nabor-
nastennyh-kart-12-shtuk
40. Используя карту и исторические знания, укажите направления Великого Шёлкового пути в Казахстане и объясните их социально-экономическое значение.
По материалам сайта
https://el.kz/ru/news/obshchestvo/novaya_ekonomicheskaya_politika_kazahstana___nurli_zho
l___kak_programma_transkontinental_nogo_sotrudnichestva/
41. Используя опорную схему и исторические знания, объясните деятельность социальных групп в казахском обществе в период Казахского ханства.
По материалам сайта https://articlekz.com/uploads/data/files/pics9/4_28.jpg
42. Используя приведённый отрывок из статьи и исторические знания, проанализируйте влияние ранней кочевой империи – государства Гуннов на мировые исторические процессы.
Военизированное государство Гуннов
В 375 году они достигли Европы и напали на германские племена. Сведения о гуннах в Европе появляются в древних источниках, их называют «западными гуннами».
О них есть рунические надписи на древних памятниках Венгрии, Румынии, Болгарии.
Стремительное продвижение гуннов на запад внесло большие изменения в жизнь народов юго-восточной Европы. Поражение племён готов вызвало великое переселение народов. Были разрушены многие города западной Германии и восточной Франции.
По материалам сайта https://e-history.kz/kz/news/show/33472
43. Используя представленные картинки и исторические знания, проанализируйте роль ремесел и промыслов в системе жизнеобеспечения казахского народа.
По материалам сайта https://el.kz/k-shpeli_khaly-ty-_-ol-neri_turaly_ne_bilemiz_40129/