Файл: История Казахстана иа2023 (по обновленной учебной программе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 623

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44. Используя приведённые данные и исторические знания, объясните родоплеменной состав казахов.
О казахских племенах
Описание казахов Младшего жуза. Сильный род – алшын, а алшын делится на два родовых объединения: каракесек и байулы. Каракесек сильнее всех, в него входят шесть родов, а именно: шекты, каракесек, шомекей, торткара, каракете, карасакал. Эти шесть родов подчиняются Абулхаир-хану. Племенные объединения Младшего жуза кочуют вдоль верховий реки Ор, рек Елек, Жем и Урал, до берегов Каспийского моря...
Сильный род Среднего жуза – аргын, который объединяет шестнадцать родов.
Предводители этих родов – султаны Барак и Абылай. Род найман состоит из одиннадцати родов, кыпчак – из девяти родов. Во времена правления Тауке хана в Средний жуз были включены роды уак и керей, жетыру из Младшего жуза. Средний жуз кочует вдоль рек
Тобол и Ишим, верховья реки Иртыш, вблизи Кокшетау...
В Старший жуз входят десять родов. Все они называются уйсун. Самый сильный род Старшего жуза – конырат...
Артыкбаев Ж.О. История Казахстана: учебник-хрестоматия. – Астана:
«Фолиант», 2003
45.
Используя схему и исторические знания, объясните функции социальных групп в традиционном казахском обществе.
Артыкбаев Ж.О. История Казахстана: Учебник-хрестоматия антология. –
Астана: Фолиант, 2003
46. Используя приведённый отрывок из статьи и исторические знания, проанализируйте влияние ранней кочевой цивилизации на ход мировых исторических процессов.
Культура верховой езды
Впервые одомашнивание лошади человеком произошло на территории современного Казахстана, о чем свидетельствуют раскопки поселения «Ботай» на севере страны. Одомашнивание лошади дало нашим предкам немыслимое на тот период превосходство, а в планетарном масштабе произвело крупнейшую революцию в хозяйстве и военном деле. Вместе с тем одомашнивание лошади положило начало
культуре всадничества. Всадник на коне, вооружённый луком, пикой либо саблей, стал своеобразным символом эпохи, когда на авансцену истории выходят могущественные империи, созданные кочевыми народами.Мощность автомобильных двигателей до сих пор измеряют в лошадиных силах. И эта давняя традиция – символическая дань той величайшей эпохе, когда на планете господствовал всадник.
Наши предки довели до совершенства стрельбу из лука на скаку – это изменило и конструкцию оружия: он стал композитным-сложносоставным, более удобным и убойным, а стрелы получили оперение и металлический наконечник, пробивающий доспехи.
По материалам сайта https://e-history.kz/ru/projects/show/23300
47. Используя текст и исторические знания,объясните влияние государства Золотой Орды на политические и экономические процессы, происходившие на евразийском пространстве.
Во времена правления Узбек-хана Золотая Орда стала одним из крупнейших средневековых государств. В течение всех 30 лет Узбек-хан крепко держал бразды правления в своих руках, безжалостно подавляя стремление своих подданных стать независимыми. Князья многих улусов династии Джучи, в том числе правители Кок
Орды, без колебаний последовали требованиям Узбек-хана. В его руках было до 300 тысяч воинов. Несколько набегов Золотой Орды на Литву в 20-е годы ХIV века временно остановили продвижение литовцев на восток. При Узбек-хане власть Золотой Орды над
Русью стала сильнее, чем прежде.
Аманжолов К. Р. История тюркских народов. Книга 2. – Алматы: «Білім», 2005
48. Используя текст и исторические знания, проанализируйте влияние саков на мировые исторические процессы.
Ранние кочевники в золотой одежде
Сакско-скифская эпоха – очень важный период для человечества. Если ранее какие бы то ни было народы мира развивались самостоятельно и обособленно, то с VIII-VII вв. до н.э. начались кардинальные изменения. Вот почему эту эпоху ещё называют
«временем зарождения». Значительный вклад в это мировое соперничество внесли сакско-скифские племена, населявшие внутренние районы Евразии. Они объединили
Запад и Восток и способствовали приобщению достижений двух цивилизаций.
Кочевники повлияли на формирование духовных традиций и мировоззрения на евразийском пространстве. Даже само явление под названием «государство» было тесно связано с завоеванием оседлых народов кочевниками и созданием системы управления.
Артыкбаев Ж.О. История Казахстана: учебник-хрестоматия. –
Астана: Фолиант, 2003
49. Используя текст и исторические знания, объясните исторические процессы, повлиявшие на образование Казахского ханства.
Образование Казахского ханства является закономерным итогом всех исторических процессов, непрерывно протекавших на территории Казахстана с древних времён, и развития политических образований на территории Восточного Дешт-Кыпчака и прилегающих к нему территориях XIV-XV веков. Формирование Казахского ханства осуществлялось одновременно с завершением становления казахского народа в один исторический период. Этнические процессы на территории Казахстана начались с эпохи бронзы и достигли национального уровня в XIV-XV веках нашей эры.
...В период с XIII по XV века государственные образования на территории
Восточного Дешт-Кыпчака – государства Золотая Орда, Ак Орда, Ногайская Орда, ханство Абулхаира, Могулистан – существовали одновременно или сменяли друг друга,

изменяя политическую карту Казахстана в средние века. С середины XV века вместо различных политических названий устанавливается только один политический термин – название Казахского ханства.
Карибаев Б.Б. Проблемы периодизации эпохи Казахского ханства. //
Вестник КазНУ. История серии. № 4 (83). 2016
По материалам сайта https://bulletin-history.kaznu.kz/index.php/1-
history/article/download/869/629
50. Используя текст и исторические знания, объясните общественно-политические идеи поэтов течения «Зар заман».
Зар заман – это сложный период в истории казахской общественной мысли, литературы. Поэты течения «Зар заман», защищающие интересы нации, в своих произведениях стремились, во-первых, разоблачить колониальную политику, проводившую различные меры для полного овладения бескрайними казахскими степями с экономической и идеологической точки зрения, донести эти идеи до сознания народа и возвысить их до уровня общественной мысли.
Осознавая, что «судьба родной земли – это судьба страны», поэты-жырау своевременно отразили в своих произведениях мысль о том, что в конечном результате переселенческая политика приведёт не только к страданиям и бедности народа, но к разрушению родной земли, утрате языка и религии, обычаев, составляющих его духовную опору.
Иманбаева С. С., профессор, Вестник КазНУ. Серия Филология. №1(173). 2019
51. Используя текст и исторические знания, объясните особенности развития экономики
Казахстана после обретения независимости.
В 1990-е годы Республика Казахстан преодолела сложные рыночные изменения, обрела экономическую самостоятельность, стала активным участником мировых и региональных процессов. В докризисный период в 2000-е годы стали наблюдаться положительные факторы развития страны: рост ВВП, низкий уровень инфляции, стабильная банковская система, развитая инфраструктура, рост инвестиций и уровня жизни. Всё это способствовало получению положительного опыта и решению возникших проблем.
Современные экономические реалии заключаются в том, что интенсивная деятельность государства в сфере экономики направлена не на проведение рыночных реформ и приватизации, а на усиление национальной экономики в условиях последствий глобального экономического и финансового кризиса. Во-вторых, созданы практически все благоприятные условия для посткризисного экономического развития.
Аяган Б. Современная история Казахстана (1991-2014 гг.): Научно-учебное
издание/ Б. Аяган, А. Ауанасова, А. Сулейменов. – Алматы: Атамұра, 2014
52. Используя текст и исторические знания, объясните особенности развития традиционного музыкального искусства казахов в XIX веке.
«…Среди казахских певцов есть талантливые люди, которые прекрасно исполняют песни. Казахский народ всегда совершенствовал и улучшал художественное качество своих песен. Казахские песни по-своему уникальны и красивы. С того момента, как вы начнёте слушать их музыку, вы почувствуете себя погруженным в какую-то своеобразную удивительную среду казахского общества, представите себе жаркий воздух казахской степи, удивительную красоту казахской земли и даже почувствуете аромат степных растений – вы будете в блаженном состоянии, как будто запах полыни наполняет ваши ноздри…»


Потанин Г. Н. Избранные произведения в трёх томах. Павлодар, 2005, том 3
53. Используя текст и исторические знания, объясните предпосылки создания казахских этно-территориальных объединений – жузов.
О создании казахских жузов
Создание казахских жузов связано с историей социально-политических движений, имевших место в казахской земле. В середине XV века под руководством Керей и
Жанибека в междуречье Шу и Талас в состав Старшего жуза Казахского ханства вошли роды дулат, канлы, сарыуйсун, албан, суан, а позже в состав Среднего жуза вошли роды конырат и кыпчак. В Младший жуз перешли казахские роды, некогда входившие в состав
Астраханского, Ногайского, Крымского ханств. А в Средний жуз объединились коренные тюркские роды: найман, керей, аргын, кыпчак, которые ещё во время нашествия Чингисхана успели стать самостоятельными государствами. Такое объединение казахских родов следует рассматривать, прежде всего, с точки зрения географического расположения, а не их этнической близости, антропологического типа или различия в образе жизни. Позже в каждый жуз вошли крупные племена, и их ряды постоянно пополнялись.
Кул-Мухаммед Мухтар. Казахская генеалогия в русских энциклопедиях. – Алматы:
Атамура, 1994
54. Используя текст и исторические знания, оцените вклад деятелей Алаш в развитие общественно-политической мысли.
Подвиг алашордынцев
Алашская интеллигенция заложила теоретические основы общественно- политического и государственного развития и предложила практические модели государственного управления, соответствующие передовым европейским и международным стандартам. Алашордынцы возродили общественно-политическую жизнь Казахстана, активной научной публицистической деятельностью пробудили национальное самосознание, вселили дух и надежду на возрождение национальной свободы и национальной государственности. Национальная интеллигенция приложила большие усилия для воспитания образованного поколения, чтобы у казахского народа было большое будущее. Они не только писали об этих проблемах, а попытались решить их. Алашская интеллигенция выпустила учебники, стихи и сочинения для детей.
Интеллигенция пыталась объяснить народу, что единственным выходом из темноты и невежества является знание. К тому же стремился и Миржакып Дулатов с призывом
«Оян, қазақ!» («Проснись, казах!»).
По материалам сайта https://egemen.kz/article/162411-alashordalyqtardynh-erligi-eren
55. Используя текст и исторические знания, оцените влияние ранней кочевой цивилизации на мировые исторические процессы.
Великое переселение кочевников
Направляясь на Запад, гунны вынудили присоединиться к ним народы, находящиеся у них на пути. Таким образом, движение гуннов вызвало мировую миграцию кочевых племен с разным этническим составом в степях Евразии, которые вторглись на территорию Казахстана из Центральной Азии и двинулись на Запад.
Второй поток переселения гуннов на Запад начинается со II века нашей эры. Во время переселения некоторые племена вступали в союз с гуннами, а другие были подвергнуты преследованиям. Миграционный процесс гуннов затронул в целом все народы, населявшие Казахстан и Центральную Азию, и продолжался около трёхсот лет.


Достигнув Европы, гунны разгромили Восточную Римскую империю и основали
Западную империю гуннов на территории современной Венгрии.
По материалам сайта https://e-history.kz/kz/news/show/33857/
56. Используя данный источник и исторические знания, проанализируйте роль долгосрочной стратегии «Казахстан-2030» в формировании экономики независимого Казахстана.
«Казахстан – 2030»
Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев
(отрывок)
Долгосрочный приоритет 3: Экономический рост, базирующийся на развитой
рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций
Пока сама экономика находится в транзитной стадии неустойчивого развития, регулирующая роль государства и его вмешательство должны быть адекватны. Мы должны на порядок повысить эффективность и качество государственного управления, помогать, стимулировать и дополнять активность частного сектора и национального капитала, чтобы соответствовать новой мировой экономической парадигме.
Чтобы стать первым Азиатским Барсом, в числе наших приоритетов должно быть использование лучшего международного опыта в области макроэкономических показателей.
По материалам сайта https://adilet.zan.kz/kaz/docs/K970002030_
57. Используя контекст и исторические знания, проанализируйте достижения и противоречия казахстанской культуры в первой половине ХХ века.
Культура Казахстана в первой половине ХХ века
Модернизация нашла отражение в сфере духовной культуры, где произошли кардинальные изменения. Произошло становление светской школы, введено всеобщее начальное образование, появились казахские техникумы и вузы. Творческая интеллигенция создавала современные жанры и виды искусства. В условиях борьбы с религией и атеистической пропаганды влияние ислама на духовную жизнь общества ослабло.
З.А. Джандосова, История Казахстана, 10 класс
58. Используя текст и исторические знания, проанализируйте, к каким изменениям на евразийском пространстве привело создание Тюркского каганата.
«В I тысячелетии нашей эры произошли этнические изменения в степях Евразии.
Господство в этом регионе постепенно перешло в руки тюркоязычных племен. Набирает обороты тенденция социального развития и регионально-политического объединения, и во второй половине I тысячелетия тюркоязычные племена основали ряд крупных государств (каганатов) в регионах Южной Сибири, Центральной Азии, Поволжья и
Северного Кавказа... Этот период называют древнетюркским».
С. Кляшторный. Из труда «Народы и государства степей Евразии». 2009 г.
59. Назовите культуры ранних кочевников Великой степи и охарактеризуйте их особенности.
60. Национально-территориальное размежевание республик Средней Азии восстановило целостность казахских земель. Насколько вы согласны с данным утверждением? Для обоснования своего ответа приведите несколько аргументов.
61. Опишите историко-географическое значение понятия «Центральная Азия».
62. Опишите историко-культурное значение понятия «Великая степь».
63. Опишите развитие образования и науки в 20-40 годы ХХ века


64. Опишите общественно-политические идеи средневековых учёных Аль-Фараби, Юсуфа
Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ходжи Ахмеда Яссауи.
65. Опишите общественно-политическую роль казахской национальной интеллигенции в создании автономии Алаш.
66. Опишите особенности хозяйственных и торговых отношений между оседлыми и кочевыми народами.
67. Опишите природно-географические факторы, оказавшие влияние на формирование хозяйств на территории Казахстана.
68. Опишите процесс индустриализации в 20-40-е годы ХХ века в Казахстане.
69. Определите историко-культурные памятники, вошедшие в проект «Сакральный
Казахстан» и опишите их особенности.
70. Определите историческое значение Ак Орды в создании Казахского ханства.
71. Определите основные проблемы общественной жизни, поднятые представителями течения «Зар заман».
72. Определите типы школ в Казахстане конца ХІХ – начала ХХ века и охарактеризовать их особенности.
73. Охарактеризуйте вклад средневековых учёных в развитие научных знаний Казахстана.
74. Охарактеризуйте достижения казахской литературы во второй половине ХХ века.
75. Охарактеризуйте изменение моноэтнического состава населения Казахстана в конце
ХІХ – начале ХХ веков.
76. Опишите общественно-политические идеи средневекового учёного Абу Насра Аль-
Фараби, основанные на его учении о «добродетельном городе».
77. Охарактеризуйте основные направления миграционной политики Казахстана после обретения независимости.
78. Охарактеризуйте основные особенности очагов древней оседло-земледельческой цивилизации – Шаш, Сырдарьинский оазис и Семиречье.
79. Охарактеризуйте основные этапы этногенеза казахского народа.
80. Охарактеризуйте особенности Бегазы-Дандыбайской культуры бронзового века.
81. Охарактеризуйте особенности письменных источников, сохранившихся об истории цивилизаций Центральной Азии.
82. Охарактеризуйте особенности прикладного искусства казахского народа.
83. Охарактеризуйте политико-правовые особенности социальных групп в Казахском ханстве.
84. Охарактеризуйте политическое устройство ранней кочевой империи – государства
Гуннов.
85. Охарактеризуйте политическую историю тюркских государств в VI–VIII вв.
86. Охарактеризуйте процесс формирования полиэтнического общества в Казахстане в 20-
40 годы ХХ века.
87. Охарактеризуйте ранние кочевые государства, существовавших на территории
Казахстана.
88. Охарактеризуйте родоплеменную структуру традиционного казахского общества.
89. Охарактеризуйте социальную структуру традиционного казахского общества в период
Казахского ханства.
90. Прочитайте отрывок из данной статьи и оцените значение историко-культурных памятников для духовного развития народа.
У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции. Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом