Файл: Гусман Л. Ю. должность, уч степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия контрольная работа блокада Ленинграда по дисциплине История (история России, всеобщая история).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА (название кафедры) ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ доктор исторических наук, доцент
Гусман Л.Ю. должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Блокада Ленинграда по дисциплине История (история России, всеобщая история) РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ГР. №
Z2442 Александров А.В. номер группы подпись, дата инициалы, фамилия Студенческий билет № 2022/4060 Шифр ИНДО
Санкт-Петербург 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Блокада Ленинграда
1. Военные действия на Северо-западном направлении 2. Жизнь людей в осажденном Ленинграде 3. Попытки прорыва и полное снятие блокады города Заключение Список источников
ВВЕДЕНИЕ История - не учительница, а надзирательница, наставница жизни она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков Василий Ключевский. Актуальность темы. 27 января 2023 года исполнится 79 лет со дня снятия блокады Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Это особенная дата в истории нашей страны ив истории Великой Отечественной войны. Жители города столкнулись с нечеловеческими испытаниями голод, холод, постоянные бомбежки. Итак почти 900 дней и ночей. Погибли сотни тысяч человек. Это наша общая боль. Героический подвиг ленинградцев, которые смогли противостоять врагу и защитить город, вспоминают по всей России.
Блокада города Ленинграда входе Великой Отечественной войны (1941-1945) проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города, овладеть им, а затем уничтожить. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества советского народа. Ценой неимоверных лишений, героизма и самопожертвования воины и жители Ленинграда отстояли город. Массовый героизм, беспримерное мужество мирного населения, простых ленинградцев, сумевших выстоять в нечеловеческих условиях блокады и сберечь родной город для потомков, не отдав его на поругание врагу, лежали в основе этой великой победы [1]. Целью работы стало изучение темы Блокада Ленинграда на основе отечественной литературы.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи
1. Рассмотреть военные действия на Северо-западном направлении
2. Исследовать жизнь людей в осажденном Ленинграде
3. Рассмотреть попытки прорыва и полное снятие блокады города.
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА
1. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ НАПРАВЛЕНИИ
22 июня 1941 г. в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны вероломно вторглась в пределы СССР. В 12 часов дня 22 июня советскому народу об этом по радио объявил народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов. Впервые часы войны немецкие люфтваффе атаковали советские аэродромы, железнодорожные узлы, места сосредоточения войск. Большое количество советских самолетов было уничтожено еще на земле. Советские войска оказывали упорное сопротивление захватчикам, но части вермахта быстро продвигались вглубь территории Советского Союза, танковыми клиньями окружая десятки тысяч солдат и офицеров Красной армии. Уже 23 июня командующим Ленинградским военным округом генерал-лейтенантом ММ. Поповым было отдано распоряжение о начале работ по созданию дополнительного рубежа обороны на псковском направлении в районе Луги. 25 июня Военный совет Северного фронта утвердил схему обороны южных подступов к Ленинграду и обязал начать строительство. Строились три оборонительных рубежа один — вдоль реки Луга, затем до Шимска; второй — Петергоф — Красногвардейск — Колпино третий — от
Автово до Рыбацкого. 4 июля это решение было подтверждено директивой Ставки главного командования за подписью Г. К. Жукова. К строительству укрепления было привлечено гражданское население города и области. С 29 июня население Ленинграда (мужчины в возрасте от 16 долети женщины
— от 16 до 45 лет) было привлечено к трудовой повинности, включавшей в основном строительство оборонительных сооружений. Привлечённые к трудовой повинности обязаны были отработать потри часа после основной работы, неработающие граждане — восемь часов. График отбывания трудовой повинности включал семь рабочих дней подряд, затем — перерыв на четыре дня. Оборонительные сооружения строились как на подходах к Ленинграду, таки в самом городе. На 20 августа 1941 года в Ленинграде было 4612 бомбоубежищ, рассчитанных на 814 тыс. человек и 336 погонных км щелей-траншей, рассчитанных на 672 тыс. человек. Строилось ещё 383 убежища на 65 тыс. человек. Советское командование одновременно форсировало строительство оборонительных полос вокруг Ленинграда, где ежедневно работало до 500 тысяч человек.
На заводах круглые сутки изготовлялись сборные железобетонные орудийные и пулемётные огневые точки, броневые артиллерийские доты, железобетонные пирамидные надолбы, которые густой сетью устанавливались в укреплённых районах.
11 июля, в самый разгар боевых действий, в Ленинград по приказу Правительства СССР прибыл главнокомандующий Северо-Западным направлением Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. Опираясь на единство народа, на его страстное желание разбить врага, советское командование при активной помощи партийной организации города привлекают все имеющиеся в его распоряжении средства для борьбы с наступающими силами противника. Производится мобилизация людей и материальных ресурсов для отражения атак немцев и строительства дополнительных оборонительных сооружений на близких и дальних подступах к Ленинграду. Спешно формируются бригады морской пехоты из личного состава кораблей, военно-морских частей и училищ. Более 80 тысяч человек Балтийский флот направляет на сухопутный фронт. И надо сказать, что морские пехотинцы в борьбе с фашистами показали образец самоотверженности и отваги. По призыву партии и правительства ленинградцы в короткий срок сформировали десять дивизий народного ополчения, сыгравших выдающуюся роль в защите города. Заявления о вступлении в ряды народного ополчения поступали тысячами военкоматам не под силу было быстро произвести правильный отбор добровольцев. Личный состав ополченческих дивизий был крайне пёстрым: молодёжь, впервые взявшая в руки винтовки, и люди зрелого возраста, имевшие опыт гражданской войны. На скорую руку добровольцы проходили обучение и спешно направлялись на фронт. Недостаточная подготовка новых формирований и их слабая вооружённость повлекли за собой много жертв. Для поддержания войск на Лужском направлении были привлечены авиационные части Балтийского флота и Северного фронта они оказали значительную помощь наземным войскам в борьбе станками противника. В районе Сольцы наши войска нанесли контрудар по частям й танковой группы противника, глубоко вклинившимся в нашу оборону. Враг понёс крупные потери и был отброшен на этом участке фронта на 40 километров. Однако, главную силу сопротивления врагу составили не занимаемые нашими войсками позиции (они были сооружены наспех и не представляли значительного препятствия для танков, а упорство, стойкость солдат и офицеров. Все их душевные силы были направлены на то, чтобы не пустить врага к Ленинграду, отсюда рождалась их беззаветная храбрость в борьбе с силами противника. С западного направления соединения группы армий Север 5 июля 1941 года заняли город Остров, 9 июля — Псков, то есть вышли нареку Великую, обозначенную на
плане «Барбаросса» как ближайший рубеж для левого крыла немецких войск. 10 июля объединения Группы армий Север я армия (командующий генерал-полковник Эрнст
Буш), я танковая группа (командующий генерал-полковник Гёпнер) и й армейский корпус й армии с рубежа реки Великой вторглись в юго-западные районы тогдашней Ленинградской области. я немецкая армия и приданный ей й моторизованный корпус командир корпуса генерал-полковник Эрих Майнштейн) развернули наступление в направлении Новгорода и Старой Руссы. Соединения го моторизованного корпуса командир генерал-полковник Г. Рейнгард) по Псковскому шоссе двинулись к городу Луге, а две дивизии й немецкой армии — я и я пехотные — наступали вдоль западного берега Псковского озера по направлению Гдов—Кингисепп. Остальные два корпуса й армии (командующий генерал-полковник Ганс Кюхлер) продолжили наступление в Северной Эстонии, где им противостояла сильно ослабленная я армия (командующий генерал-лейтенант Ф. С. Иванов) Северо-Западного фронта. С северного направления 29 июня, перейдя границу, финская армия начала боевые действия против СССР. На Карельском перешейке финны проявляли вначале незначительную активность. Крупное финское наступление в направлении Ленинграда на этом участке началось 31 июля. К началу сентября финны перешли существовавшую до подписания мирного договора 1940 года старую советско-финскую границу на Карельском перешейке на глубину до 20 км и остановились на рубеже Карельского укрепрайона. Связь Ленинграда с остальной страной через территории, оккупированные Финляндией, была восстановлена летом 1944 года.
4 сентября 1941 года вставку Маннергейма в Миккели был направлен начальник Штаба оперативного руководства Верховного командования вермахта генерал-лейтенант Альфред Йодль, который получил отказ от участия финских войск в наступлении на Ленинград. Вместо этого Маннергейм повёл успешное наступление на севере Ладоги, перерезав Кировскую железную дорогу, Беломоро-Балтийский канал в районе Онежского озера и Волго-Балтийский путь в районе реки Свирь, блокировав тем самым ряд маршрутов для поставок грузов в Ленинград. Остановку финнов на Карельском перешейке примерно на линии советско-финской границы 1918—1940 годов в своих воспоминаниях КГ. Маннергейм объясняет собственным нежеланием наступать на Ленинград, в частности, утверждая, что он согласился занять должность верховного главнокомандующего войсками Финляндии при условии, что не будет вести наступление против города. С другой стороны, эта позиция оспаривается А. В. Исаевым и НИ. Барышниковым, по мнению которых это оправдание
Маннергейм придумал задним числом после войны.

8 сентября войска группы Север захватили город Шлиссельбург (Петрокрепость), взяв под контроль исток Невы и блокировав Ленинград с суши. С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены й армией у Карельского УРа. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города. Общая площадь взятых в кольцо Ленинграда и пригородов составляла около 5000 км. Внутри кольца оказались практически все силы Балтийского флота и большая часть войск Ленинградского фронта (я, я, я и я армии) — всего более полумиллиона человек. Помимо войск в кольце блокады оказалось всё гражданское население города — примерно 2,5 миллиона жителей и 340 тысяч человек, проживавших в пригородах. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру, к побережью которого из города вела Ириновская железнодорожная ветка.
10 сентября, несмотря на приказ Гитлера передать войскам группы армий Центр
15 подвижных соединений, фон Лееб начинает штурм Ленинграда. В результате оборона советских войск вокруг города оказалась прорвана. Налаживанием обороны города руководили командующий Балтийским флотом В. Ф. Трибуц, К. Е. Ворошилов и А. А.
Жданов. 13 сентября в город прибыл Г. К. Жуков, который приступил к командованию фронтом 14 сентября. По словам Г. К. Жукова, положение, сложившееся под Ленинградом, Сталин в тот момент оценивал, как катастрофическое. Однажды он даже употребил слово
«безнадёжное». Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней, и Ленинград придётся считать потерянным. Местное руководство подготовило к взрыву основные заводы. Все корабли Балтийского флота должны были быть затоплены. Пытаясь прекратить самовольное отступление, Жуков не останавливался перед самыми жестокими мерами. Он, в частности, издал приказ о том, что за самовольное отступление и оставление рубежа обороны вокруг города все командиры и солдаты подлежали немедленному расстрелу. Фон Лееб продолжал успешные действия на ближайших подступах к городу. К 18 сентября были захвачены Пушкин, Красное Село и Слуцк; германские войска вышли к Финскому заливу в районе Петергофа, тем самым разрезав окружённую советскую группировку надвое. Меньшая из двух частей окружённой территории стала известна как
Ораниенбаумский плацдарм. В конце концов враг остановился в 4—7 км от города, фактически в его пригородах. Линия фронта, то есть окопы, где сидели солдаты, проходила всего в 4 км от Кировского завода ив км от Зимнего дворца. Несмотря на близость фронта, Кировский завод не прекращал работу вовремя блокады. От завода к линии фронта даже ходил трамвай. Это была обычная трамвайная линия из городского центра в пригород,
которая использовалась теперь для перевозки солдат и боеприпасов.
21—23 сентября для уничтожения части Балтийского флота германские воздушные силы произвели массированные бомбардировки кораблей и объектов Кронштадтской военно-морской базы. В результате было потоплено и повреждено несколько кораблей, в частности, тяжёлые повреждения получил линкор Марат, на котором погибло более 300 человек.

2. ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ В ОСАЖДЕННОМ ЛЕНИНГРАДЕ
Из-за блокады Ленинграда, помимо задач обороны города, возникли труднейшие задачи снабжения города продуктами питания и топливом, эвакуации населения. Решение этих задач осуществлялось под руководством партийных и советских организаций. С первых же дней Великой Отечественной войны в результате развернувшихся военных действий из прифронтовой полосы начало прибывать население. Для организованного приема и эвакуации из Ленинграда прибывающих граждан решением Совнаркома СССР 30 июня 1941 г. был создан в Ленинграде городской эвакопункт. Эвакопункт взял на себя обеспечение питанием и жилищем населения, оказывал ему материальную помощь, оформлял документы для дальнейшей эвакуации вглубь страны. Эвакуация осуществлялась по железным, шоссейными проселочным дорогам. Эвакуация ленинградского населения происходила в несколько этапов. Первыми город покинули дети. 29 июня 1941 г. Ленгорисполком принял решение О вывозе детей из Ленинграда в Ленинградскую и Ярославскую области, согласно которому предполагалось вывезти 390 тыс. человек со школами и детскими учреждениями. В тот же день десятью эшелонами были отправлены 15192 ребенка. При этом значительное число детей предполагалось разместить в местах их традиционного летнего отдыха — на юге Ленинградской области, куда стремительно приближались фашистские войска. Поэтому пришлось принимать срочные меры и около 170 тыс. детей были привезены обратно в город. Эвакуация взрослого населения развернулась позднее. 7 июля 1941 г. политбюро ЦК
ВКП(б) утвердило план вывоза из Ленинграда совместно с предприятиями 500 тыс. членов семей рабочих и служащих. 10 августа Ленгорисполкому было предложено организовать дополнительно эвакуацию 400 тыс. человека августа — еще 700 тыс. Осуществить эти масштабные планы не удалось 27 августа железнодорожное сообщение Ленинграда со страной было прервано. Всего, поданным Городской эвакуационной комиссии, до начала сухопутной блокады из города выехали 488703 ленинградца и 147500 жителей Прибалтики и Ленинградской области. Осенью и зимой 1941 г. масштабы эвакуации резко снизились — водными воздушным транспортом на Большую землю было перевезено 104711 человек, в том числе
36783 ленинградца.
22 января 1942 г. началась массовая эвакуация по льду Ладожского. Если в январе
1942 г. через Ладогу было перевезено немногим более 11 тыс. человек, тов феврале — около 117,5 тыс, а в марте — около 222 тыс. человек. Всего же до 15 апреля эвакуировались

554186 человек. Возобновилась эвакуация с 27 мая 1942 г. Теперь от станции Борисова Грива ленинградцы автомашинами доставлялись до мыса Осиновец или пристани Каботажная, пересаживались на водный транспорт и после высадки в Кобоно-Каредежском порту перевозились поездами в Вологду, Ярославль, Иваново, откуда следовали в пункты назначения. В основном эвакуация закончилась в августе, всего за этот период было вывезено свыше 432 тыс. человек (включая военнослужащих.
Ещё одной основной проблемой блокады Ленинграда был вопрос о продовольствии. Отпуск товаров по карточкам ввели в Ленинграде ещё 18 июля 1941 года. Жданов установил в городе строгий военный паек – полкилограмма хлеба и миска мясной или рыбной похлебки вдень. Уничтожение Бадаевских складов 8 сентября усугубило и без того критическую ситуацию. На протяжении первых шести месяцев блокады паек неуклонно уменьшался, ив конце концов его уже было недостаточно для поддержания жизни. Нужно было искать еду или какую-либо замену ей. После нескольких месяцев в городе почти не осталось собак, кошек и птиц в клетках. Острый недостаток питания и топлива, постоянные обстрелы и бомбежки и вызванные ими нервно-психические переживания резко увеличили смертность среди населения блокированного Ленинграда. Главной причиной смертности была так называемая алиментарная дистрофия, то есть голодное истощение. Первые больные появились в больницах вначале ноября 1941 га уже к концу этого месяца от голода погибло свыше 11 тыс. человек. В декабре 1941 г. умерло почти 53 тыс. мирных жителей, что превысило годовую смертность в Ленинграде за 1940 г. Бурное развитие дистрофии сочеталось с тяжелыми психическими травмами, связанными с постоянными бомбежками, артобстрелами, потерей близких людей и с физическим перенапряжением, холодом, отсутствием электричества, воды, канализации и других элементарных бытовых условий, что еще больше ослабляли организм, понижали его сопротивляемость. Дорога жизни — вовремя блокады Ленинграда единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации работала, осуществляя перевозки поводе, вовремя ледостава — по льду озера. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду. В осеннюю навигацию в Ленинград доставили 27 тыс. т ржи, 15,5 тыс. т муки, 1,3 тыс. т крупы, 183 т пшеницы, 125 т сухарей, 235 т животного масла, 214 т мяса, 88 т рыбы,
203 тыс. банок мясных и рыбных консервов, 987 тыс. банок сгущенного молока, 47 т спирта,
44 т макарон 3199 т автобензина, 1185 т авиабензина, 2130 т керосина. Всего за первую навигацию в Ленинград водным транспортом было перевезено 60 тыс. т грузов, из них 45
тыс. т продовольствия. В обратном направлении отправлено 10,3 тыс. т грузов, эвакуировано 33 тыс. ленинградцев и перевезено около 20 тыс. военнослужащих. Более 95
% от общего числа грузов было перевезено на несамоходных судах. От действий противника и вовремя штормов затонуло 5 буксиров и 46 барж. За время действия ледовой дороги с ноября 1941 года по апрель 1942 года из блокированного города было эвакуировано более 550 тыс. человек и доставлено в Ленинград 361 тыс. т грузов, из них 262 тыс. т составило продовольствие
Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива выработка электроэнергии составляла всего
15 % от довоенного уровня. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах (кроме оборонных. Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнять работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии. Зима 1941—1942 годов оказалась значительно холоднее и продолжительнее обычного — по совокупным показателям она стала одной из самых холодных завесь период систематических инструментальных наблюдений за погодой в Ленинграде. Среднесуточная температура устойчиво опустилась ниже 0 °C уже 11 октября, и стала устойчиво положительной после 7 апреля 1942 года — климатическая зима составила 178 дней, то есть половину года. Несмотря на суровые холода и голод, жители блокадного Ленинграда не переставали работать. Люди работали по 12 – 14 часов в сутки. В основном на заводах работали женщины и подростки, так как мужчины ушли на фронт. Одним из самых значимых заводов был Кировский, на котором днём и ночью мужчины и женщины изготавливали танки. Завод находился в х километрах от передовой и постоянно подвергался артобстрелами бомбардировкам. В условиях войны и блокады Адмиралтейские верфи сдали флоту 7 подводных лодок, 22 катера типа МБК, 48 морских охотников, 116 самоходных плашкоутов, 5 судоподъемных понтонов, 18 300 единиц деталей для танков было поставлено Кировскому заводу. Работа на Обуховском заводе также не прекращалась ни днем, ни ночью. Несмотря на значительное сокращение численности личного состава, завод не снижал темпов производства за июль-август месяцы 1941 года сталевары выплавили металла столько же, сколько за е предвоенное полугодие. С 4 сентября 1941 года по 1944 годна завод было сброшено более 3500 артиллерийских снарядов, более 500 крупных и несколько тысяч зажигательных авиабомб. В военные годы завод бесперебойно снабжал армию орудиями, минами, снарядами было изготовлено более 20 тысяч бронетанковых и фугасных снарядов.
Жители блокадного города всякий раз демонстрировали не только мужество и героизм, но и силу человеческого духа. Они непросто выживали, а творили и сохраняли культурное наследие своего народа, также, они не утратили интереса к культуре. Когда они посещали театр, слушали музыку, это на некоторое время освобождало людей от тяжелых мыслей. Ежедневно, ленинградские газеты публиковали театральную афишу. Блокадным артистам удалось связать противоположные понятия культура и война. Первым военным объединением артистов стал Театр народного ополчения. Всего за годы Великой Отечественной войны Ленинградской эстрадой было дано свыше 12 180 концертов.

3. ПОПЫТКИ ПРОРЫВА И ПОЛНОЕ СНЯТИЕ БЛОКАДЫ Первые попытки прорыва блокады были предприняты частями й армии в самом конце первой декады сентября, то есть тогда, когда еще не закончились оборонительные бои первого этапа битвы за Ленинград. Поскольку Ленинградский фронт был сильно ослаблен за время боев 1941 года и не смог решить задачу восстановления связи Ленинграда со страной, в 1942 году эта задача была возложена в основном на Волховский фронт, который в 1942 году провел несколько крупных наступательных операции. Впервой из них,
Любаньской, с 7 января по 30 апреля 1942 г. в соответствии с директивой Ставки ВГК была сделана попытка не только полностью снять блокаду Ленинграда, но и уничтожить войска группы армий Север в районе города. Завязавшиеся бои носили ожесточенный характер. я ударная армия несколько раз прорывала оборону противника, но немцы, несмотря на большие потери, опять восстанавливали линию фронта. 25 января 1942 года в прорыв был введён й кавалерийский корпус Гусева ион, являясь ударной группировкой армии, в течение февраля 1942 года сумел продвинуться на подступы к Любани, к деревне Красная Горка. Одновременно части армии пытались расширить горловину прорыва, но максимум, что удалось сделать к середине февраля 1942 года — это на северном фасе прорыва взять опорные пункты Мостки и Любино Поле, расширив коридор до 12 километров (и это был максимум.
15 марта 1942 года войска противника перешли в наступление с целью перекрыть километровый коридору Мясного Бора и таким образом окружить ю ударную армию, и 17 марта 1942 года кольцо замкнулось. Бои за коридор велись вплоть до 2 апреля 1942 года сначала советские войска прорывали коридор, затем немецкие части вновь его закрыли и начали расширять зону прорыва, затем советские войска вновь прорвали коридор шириной до 800 метров и к началу апреля 1942 года расширили его до 2,5 километра. После полумесячного отсутствия коммуникаций я ударная армия начала испытывать нехватку во всех видах снабжения боеприпасах, пище, фураже, топливе, и эта нехватка стечением времени только обострялась. Тем не менее, командование продолжало ставить задачи армии на наступление, что она выполнить не могла, и 16 апреля 1942 года тяжелобольной генерал-лейтенант Н. К. Клыков был отстранён от командования армии и отправлен в тыл.
20 апреля 1942 года генерал-лейтенант Андрей Андреевич Власов был назначен командующим й ударной армии, оставаясь по совместительству заместителем командующего Волховского фронта.
21 апреля 1942 года, командующий Ленинградского фронта (куда армия вошла вместе совсем Волховским фронтом) МС. Хозин получил устное приказание о разработке
плана вывода армии из котла, 30 апреля 1942 года армия прекратила наступательные действия (реально, они практически прекратились почти за месяц до того. Знамя армии было отправлено самолётом в тыл. С 12 мая 1942 года армия начала поэтапно, прикрываясь арьергардами, сниматься с позиций и отходить к коридору у Мясного Бора. Некоторые части были выведены ещё до общего отступления. С 22 мая 1942 года немецкие войска усиливают нажим на войска й ударной армии и развёртывают части в районе коридора, где жестокие бои не утихали весь май 1942 года. 30 мая 1942 года при поддержке штурмовой авиации немецкие войска переходят в наступление и 31 мая 1942 года наглухо закрывают коридор, расширив заслон до 1,5 километра. В котле оказались 40 157 человек встрою (по состоянию на 1 июня 1942 года. При этом по состоянию на 25 июня 1942 года в госпитале армии насчитывалось ещё около 12 000 раненых. Какая-то часть из них получила ранения в июне 1942 года и учтена в цифре 40 157 человек на 1 июня, какая-то часть была ранена до 1 июня и не учтена в данной цифре. Снабжение армии, итак совершенно недостаточное, прекратилось совсем, вплоть до того, что фиксировались случаи каннибализма. После закрытия коридора отвод войск армии к нему не прекратился, а продолжался. Сбоями, под нажимом противника, авиационными налётами, к Мясному Бору стекались остатки армии из котла, который соответственно, уменьшался в размерах. На 20 июня 1942 года в окружении оставались встрою человек — к этому времени все остатки армии сконцентрировались близ Мясного Бора. 21 июня 1942 года в тяжелейших боях, с огромными потерями, войскам й ударной армии с запада и войскам й армии удалось пробить коридор шириной 250—400 метров ив коридор хлынул поток спасающихся воинов й ударной.
27 июня 1942 года командование фронтом осуществило ещё одну попытку прорыва, закончившуюся безуспешно, и к 28 июня 1942 года армия фактически прекратила существование. После этого дня у Мясного Бора не вышел из окружения ни один человек. При этом на других участках фронта (в том числе на таких отдалённых, как участок й армии) солдаты и офицеры й ударной выходили ещё в августе 1942 года. Из окружения завесь период вышли по разным оценкам от 13 до 16 тысяч воинов, остальные попали в пленили были убиты (по немецким данным в плен взято около 30 000 человек, по докладу Особого отдела Волховского фронта судьба 27 139 человек осталась неизвестной. Командующий армией А. А. Власов сдался в плен. Поражение в Любанской операции, которая закончилась катастрофой й ударной армии, не заставило высшее советское командование хотя бы на время отказаться от наступательных планов в районе Ленинграда. Новая операция по прорыву блокады была
намечена на вторую половину августа 1942 года. Помимо решения главной задачи, советские войска должны были своими активными действиями сковать основные силы группы армий Север и не позволить противнику перебрасывать резервы на Южное направление. Синявинская операция (19 августа — 10 октября 1942 года) — наступательная операция Красной армии Волховского и Ленинградского фронтов, проведённая против 18- й немецкой армии группы армий Север с целью прорыва блокады Ленинграда. Боевые действия, развернувшиеся в районе Ленинграда в августе — сентябре 1942 года, оказали весьма существенное влияние навесь дальнейший ход войны. Решение А. Гитлера перебросить ю армию для усиления группы армий Север значительно ослабило немецкое наступление на южном направлении, что в конечном итоге стало одной из причин поражений немецких войск в Сталинградской битве и на Северном Кавказе. Более того, немецким войскам не удалось реализовать свой наступательный план по захвату Ленинграда. Для того чтобы сдержать советское наступление, а затем нанести контрудар, пришлось использовать дивизии, предназначенные для операции Северное сияние. Не имея возможности выделить людские и материальные ресурсы, необходимые для восполнения потерь, немецкому командованию пришлось отложить операцию по захвату города на неопределённый срок. Таким образом, советские войска Волховского и Ленинградского фронтов в августе- октябре 1942 года своими активными действиями сковали значительные силы противника и не позволили провести операцию по захвату Ленинграда. Вместе стем, основную задачу операции — прорвать блокаду — выполнить не удалось. К концу 1942 года обстановка под Ленинградом продолжала оставаться сложной войска Ленинградского фронта и Балтийский флот были изолированы, сухопутной связи между городом и Большой Землёй» не было. В течение 1942 года Красная Армия дважды предпринимала попытки деблокировать город. Однако и Любанская, и Синявинская наступательные операции не увенчались успехом. Район между южным побережьем Ладожского озера и посёлком Мга (так называемый «шлиссельбургско-синявинский выступ, где расстояние между Ленинградскими Волховским фронтами было наикратчайшим (12—16 км, был по-прежнему занят частями немецкой й армии.
18 ноября 1942 года командование Ленинградского фронта представило Верховному Главнокомандующему свои предложения по подготовке нового наступления под Ленинградом. Входе «Шлиссельбургской операции в декабре 1942 года планировалось совместно с Волховским фронтом снять блокаду с Ленинграда и обеспечить постройку железной дороги вдоль Ладожского канала, а входе «Урицкой операции в феврале 1943 года — восстановить сухопутную связь с Ораниенбаумским плацдармом.
После изучения предложенного плана Ставкой ВГК от проведения «Урицкой операции было решено отказаться, а план «Шлиссельбургской операции был утверждён директивой № 170696 от 2 декабря 1942 года. В конце 1942 года ИВ. Сталин предложил название операции — Искра. Операции была назначена дата готовности к 1 января 1943 года. Из-за погодных условий начало операции было отложено. Ночью 12 января советские бомбардировщики нанесли массированный удар по позициям противника в полосе прорыва, а также по аэродромами железнодорожным узлам в тылу. В первый день успех был достигнут на центральном участке благодаря артподготовке го гвардейского миномётного полка и последующего наступления — 268- й дивизией им отдельным танковым батальоном в районе севернее го Городка и 136- й дивизией и батальоном й танковой бригады в районе Марьино. К концу дня, сломив сопротивление й пехотной дивизии противника, советские войска сумели захватить на левом берегу Невы плацдарм шириной около 6 километров и глубиной до 3 километров. Сразу же после этого инженерные части приступили к постройке переправы в районе Марьино для средних и тяжёлых танков, которая была закончена только к 14 января. К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. Немецкое командование, понимая серьёзность ситуации, разрешило оставшимся в окружении частям в районах Шлиссельбурга и Липки пробиваться на юг к
Синявину, для чего группа Хюнера» должна была удерживать Рабочие посёлки № 1 и № 5 до последней возможности.
8 января немецкие войска нанесли контрудар из района Рабочего посёлка № 5 пой стрелковой дивизии для обеспечения прорыва своих окружённых частей. Атака была отбита и я стрелковая дивизия, преследуя противника, ворвалась в Рабочий посёлок № 5. Чуть позже в этот же день соединения й стрелковой дивизии и батальон бронеавтомобилей й танковой бригады полностью очистили от противника
Шлиссельбург, а в конце дня передовые части й лыжной бригады установили связь с й стрелковой дивизией и й лыжной бригадой й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Войска Ленинградского и Волховского прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен (ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров, политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная
магистраль (после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р) и несколько мостов через Неву. 7 февраля на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с большой земли. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успехи восстановить контроль над Кировской железной дорогой, но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция Полярная звезда закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы. Полностью освободить Ленинград от вражеской блокады удалось лишь в январе 1944 года входе Ленинградско-Новгородской операции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Входе работы были рассмотрены следующие вопросы [1, 2, 3, 4]:
— военные действия на Северо-западном направлении
— особенности жизни людей в осажденном Ленинграде
— особенности снабжение города необходимыми продуктами и боеприпасами по Дороге Жизни
— попытки прорыва и полное снятие блокады города. Отмечено, что немецким войсками их союзникам не удалось захватить город Ленинград. Без малого 900 дней они вели ожесточённую, кровопролитную битву с городом, который по своему вкладу в общую борьбу сравнялся с фронтом. План «Барбаросса» немецкого командования не удался. При исследовании особенности жизни людей в осажденном Ленинграде, показано, что Ленинградцы пережили ужасы голода и холода, бомбёжки и обстрелы, понесли ни с чем несравнимые потери, ноне сдались. Город-фронт непросто выстоял. В этой беспримерной схватке были разгромлены блокировавшие его войска Было рассмотрено снабжение города необходимыми продуктами и боеприпасами по Дороге Жизни. За всё время действия дороги, по ней было доставлено в Ленинград 361 419 т различных грузов, из которых 262 419 т продовольственных. Это позволило сохранить силы и жизни Героических защитников города. Дорога Жизни оставляла надежду в сердцах защитников и придавала сил в борьбе с немецкими захватчиками. Также были рассмотрены попытки прорыва и полное снятие блокады города. Показано, что попытки прорвать блокаду города не прекращались ни на минуту. По статистическому исследованию, проведённому российским Генеральным штабом, потери в битве за Ленинград составили почти 3 млн человек (чисто военные, без гражданских убитыми, ранеными, пропавшими без вести. Подводя итог стоит отметить, что блокада Ленинграда является самой жестокой и длительной осадой в истории, унесшая более 2 миллионов жизней. В процессе бомбежек и пожаров было уничтожено огромное количество памятников архитектуры и искусства, город восстанавливался в течение нескольких десятилетий от этого урона.
БИБЛИОГРАФИЯ Источники
1. Говоров, Л. А. Наступление из осажденного города. - М Современник, - 1983. –
325 с.
2. Блокада Ленинграда Материал из Википедии — свободной энциклопедии – 2022.
-
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда дата обращения
29.12.2022). - Текст электронный.
3. Павлов, Д. В. Ленинград в Блокаде. - М изд-во Советская Россия, 1983. – с.
4. Шигин, ГА. Битва за Ленинград крупные операции, белые пятна, потери. - СПб.: ООО Издательство Полигон, 2004 – 316 с.