Файл: Ощущение. Восприятие. Представление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 592

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Занятие 2

Тема «Ощущение. Восприятие. Представление»

Повторите теоретический материал по теме и выполните практические задания. Каждый ответ должен быть полным и обоснованным, некоторые задания имеют несколько правильных ответов или требуют обоснования каждого ответа. Ответы фиксировать в таблице следующего вида.




задания

Вариант (ы) ответа

Обоснование ответа

1

1

нарушение зрения; утрата зрения

2

нарушение зрительного восприятия

3

снижение интеллекта, потеря памяти

2

1

адаптация

2

адаптация

3

синестезия

4

сенсибилизация

3

1

порог ощущений ( высокий порог чувствительности)




2

приспособление (адаптация)




3

сенсибилизация




4

порог различения

4




у хирургов чувствительность к силе звука выше

5

2.

3.

5.

6.

8.

2. Отражение отдельных свойств, относимых к определённому предмету.

3. Результат совместной работы ряда анализаторов.

5. Составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира;

6. Отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету;

8. Отнесение конкретного предмета к определённой категории предметов.

6

4.

4. Ученики выполняют лазание по канату, а учитель даёт советы и оценивает правильность выполнения.

7

А

Б

В

Г

Д

А-апперцепция

Б-целостность

В-константность

Г-иллюзии

Д-выделение предмета из фона.

8

2

3

4

2. Прочитать предварительно стихотворение Пушкина «Осень».

3. Предварительно объяснить детям, что они должны заметить различия между летним и осенним парком.

4. Заранее предупредить их, чтобы они внимательно рассмотрели всё, что встретят в парке.





Задание 1. Что произойдёт с ощущением в каждом из описанных случаев?

1.Повреждена сетчатка глаза.

2.Перерезан зрительный нерв.

3.В затылочных долях больших полушарий головного мозга произошло отмирание нервных клеток.

Задание 2. Какая закономерность ощущений как психического процесса проявляется в каждом примере?

1. Длительно воздействующий неприятный запах перестаёт ощущаться.

2. После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30 градусов, воспринимается как тёплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.

3. Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается повышение слуховой чувствительности.

4. Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения.

Задание 3. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

1. Человек не увидел яркой вспышки света, а лишь ощутил боль в глазах.

2. Человек не слышит, как муха ползёт по столу.

3. При усилении осушения в зале, звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.

4. Слепые люди могут отличить шелест листьев берёзы от шелеста листьев клёна.

Задание 4. Выберите правильный ответ. В исследовании обнаружено, что уровень чувствительности к слабым звукам у врачей хирургов и терапевтов неодинаков.

1. У терапевтов чувствительность к силе звука выше.

2. У хирургов пороги силы звука ниже.

3. У терапевтов пороги силы звука выше.

4. У хирургов чувствительность к силе звука выше.

Задание 5. Из предложенных ниже признаков выберите только те, которые характерны для восприятия и объясните их.

1. Субъективное отражение внешнего мира.

2. Отражение отдельных свойств, относимых к определённому предмету.

3. Результат совместной работы ряда анализаторов.

4. Целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям окружающего мира;

5. Составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира;

6. Отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету;

7. Отражение законов природы и общества;

8. Отнесение конкретного предмета к определённой категории предметов.

Задание 6. Укажите, в каких примерах говорится о восприятии. По каким признакам вы это установили?

1. Учитель показывает технику выполнения упражнения, а учащиеся наблюдают за ним.



2. Футболист ведёт мяч и выполняет удар по воротам без зрительного контроля мяча.

3. Спринтер, выходя на старт, представил, как он совершит выбегание со старта и пройдёт дистанцию до финиша.

4. Ученики выполняют лазание по канату, а учитель даёт советы и оценивает правильность выполнения.

5. Спортсмен выбегает со старта после выстрела стартового пистолета.

Задание 7. Какие свойства и особенности восприятия (апперцепция, выделение предмета из фона, иллюзии, константность, целостность) проявляется в данных примерах?

1. Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет находиться в группе женщин.

2. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остаётся той же самой, если её исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль.

3. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, т.е. уменьшится его площадь, а между тем в восприятии образ сохраняет в определённых пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину.

4. Гёте отмечал, что тёмный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину. При одновременном восприятии белого круга на чёрном фоне и чёрного круга того же диаметра на белом фоне последний кажется примерно на 1/5 меньше первого. Они покажутся равными, если чёрный круг сделать соответственно больше.

5. Рекламные щиты на улицах специально делают большими красочными и яркими.

Задание 8. Как организовать экскурсию младших школьников в парк осенью, чтобы создать наилучшие условия для наблюдения? Выберите необходимые условия.

1. Привести детей в парк и организовать подвижную игру;

2. Прочитать предварительно стихотворение Пушкина «Осень».

3. Предварительно объяснить детям, что они должны заметить различия между летним и осенним парком.

4. Заранее предупредить их, чтобы они внимательно рассмотрели всё, что встретят в парке.

5. Перед экскурсией объяснить детям, на какие изменения они должны обратить внимание.

6. Предупредить, что после экскурсии они должны будут нарисовать деревья летом и осенью.


7. Предложить собрать опавшие листья и разложить их по породам деревьев.