Файл: Любовь на страницах романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита. Свобода чувства и творчества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фамилия | Долгих |
Имя | Татьяна |
Отчество | Васильевна |
Образовательное учреждение | МКОУ Черновская СОШ Кыштовский район |
Тема урока | «Любовь на страницах романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Свобода чувства и творчества» |
№ урока | Смысловые блоки | Познавательны е задачи | Деятельностный компонент | Творческий компонент | Личностный компонент |
34 | 1.Организационный этап. | | 1.Приветствие. 2.Проверка готовности | | Создание позитивной, доброжелательной атмосферы, установление эмоционального контакта между обучающимися и преподавателем |
| 2. Этап проблематизации и формулировки темы урока. | Определить по назва-нию темы проблематику урока, | Учитель объявляет тему урока: «Любовь на страницах романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Свобода чувства и творчества» Учащиеся определяют проблематику. Тема любви, творчества для русской литературы традиционна. Назовите произведения, в которых раскрывается тема любви.( уч-ся называют произведения) Но мы обсуждаем необычный роман: в нем показана любовь женщины необыкновенной, женщины-ведьмы. Хотя и здесь М.Булгаков опира-лся на традиции русской литера-туры. Словарная работа- Как вы понимаете слова «любовь», «творчество», «писатель»? Пока класс даѐт толкование словам, 1 ученик получает индивидуальное задание: найти в «Толковом словаре русского языка» Ожегова данные слова, выписать и оформить формулировки на доске. А ведь и тема «Любовь и творчество» не нова в русской литературе. Вспомним роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. Если бы Ольга любила по-настоящему, то понимала бы чувства поэта-романтика, его переживания и не совершила бы тех ошибок, которые привели к трагедии. - Для этого нужно дышать одним воздухом с любимым, жить мыслями, творчеством того, кого любишь, или хотя бы... читать его произведения. Но «Ленский и писалбы оды,//Да Ольга не читала их». Видимо, поэтому с такой лѐгкостью она забывает погибшего на дуэли Ленского и выходит замуж. - В произведении Булгакова не так. Это Маргарита назвала его, своего возлюбленного, Мастером. Это она дорожила и восхищалась романом. И, наверное, поэтому Маргарита Николаевна встретила ту любовь, которая «сильна, как смерть». -Итак, как же традиционная для русской литературы тема «Любовь и творчество» раскрывается в романе Булгакова? | | |
| 3.Целеполагание и постановка задач урока | определять и формулировать цель и задачи урока с помощью вопросов педагога | Учитель помогает наводящими вопросами сформулировать цель и задачи урока. Обучающиеся самостоятельно определяют цель и ставят задачи урока | Осмысление эпиграфа урока | |
| 4.Изучение нового материала Этап выявления восприятия Этап анализа художественного произведения | Выявить уровень восприятия худ. произведения. Приви-вать и развивать навыки исследовательской работы; через текст художественного произведения выявить авторскую концепцию настоящей любви Развивать навыки сопоставления, сравнения, анализа, обобщения, нахождения причинно-следственных связей. | Слово учителя: Обратимся к проблемам, которые мы выявили в начале урока: «любовь между мужчиной и женщиной», «любовь и милосердие», «любовь и творчество», «идеальная любовь». Начнём с первой проблемы: «любовь между мужчиной и женщиной». Я думаю, что ни у кого не вызывает сомнения, что Мастер и Маргарита действительно любят друг друга, и для автора, и для нас , читателей это и есть настоящая любовь. Но линия «Мастер и Маргарита» -лишь одна из любовных коллизий романа.К акие ещё любовные линии в романе вы можете определить?(Уч-ся называют :Иуда-Низа ,Маргарита-Муж, Наташа-Николай Иванович,и др.) Работа обучающихся по группам с текстом романа.( опережающее задание) Случайно ли в романе так много намёков на любовные коллизии?Можно ли назвать настоящей любовью , отношения между этими героями? Учащиеся делают вывод, что в этих отношениях нет настоящего чувства: мужья не любят своих не любят своих жён, любовницы предают своих любовников. Учитель подводит уч-ся к мысли о том, любить ближнего –не заслуга, это естественное состояние. Полюбить другого-значит забыть о себе. Что же стоит за авторским определением «настоящая,идеальная, вечная любовь» ? В лекции Между «Фаустом» и «Бесами»: герои «Мастера и Маргариты». Александр Архангельский утверждает : чем значимее герой в романе, тем больше пластов в романе ему уготовано пройти. (Лекция 11 https://www.youtube.com/watch?v=oztf4_yF_nE) Через какие пласты проходит Маргарита? Ответы уч-ся. Итак, какой видится Маргарита в разные периоды ее жизни: до встречи с масте- ром, в период расцвета их романа, в период одиночества, на балу у сатаны, во время прощального полѐта? Сообщение уч-ся о жизни Маргариты до встречи с Мастером. (опережающее задание- сообщение ,презентация). В сообщении ученица рассказыват о жизни Маргариты до встречи с Мастером, раскрывает семантику имени, подводит к мысли о том, что Маргарита была несчастна) Анализ эпизода « Встреча с Мастером» Просмотр фрагмента фильма «Мастер и Маргарита» Обратите внимание на семантику цвета. С чем сравнивает Мастер любовь7 Почему?- Какую роль в судьбе Маргариты имела встреча с Мастером? Роковую роль: жила безбедно, обеспеченно, была замужем, но не была счастлива. Встреча с мастером перевернула ее жизнь. Любовь сделала ее значи- мой, нужной кому-то.Почему Маргарита так нужна Мастеру? Какую роль сыграла она в его судьбе? Почему у героя нет имени? Он угадал ее, а она его. В маленькой квартирке на Арбате поселилось счастье. Маргарита-хозяйка, любимая женщина, друг, единомышленница, живущая заботами того, кого любит. Презентация. Роман о Понтии Пилате – главный труд Мастера. Жизнь Мастера наполнилась смыслом Какое отношение к роману имела Маргарита? Ответы уч-ся: «он работал, она перечитывала написанное -надевала фартук, зажигала керосинку, готовила завтрак -она сулила славу, подгоняла его -говорила, что в романе ее жизнь. -Она входила в калитку один раз, в биении сердца до этого он испытывал не менее десяти. -она приходила каждый день, а ждать я начинал с утра.», « нараспев повторяла отдельные фразы, говоря, что в нем ее жизнь.» Проблема свободы творчества в романе - Есть ли сходство в судьбе Мастера и Иешуа? Ответы уч-ся. Есть. Каждый из них не понят окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения, убивают – Иешуа распят на кресте, Мастер морально сломлен, оба одиноки – лишь Левий Матвей рядом с Га-Ноцри, Маргарита с Мастером, обоих предают ради ничтожной выгоды. Стоит отметить общее в судьбе Мастера и самого Булгакова. Говорят, что Мастер – это художественный портрет самого Булгакова. Ему присущи черты писателя, образ был автопортретным, много совпадений в судьбе героя и самого Булгакова. - Каких? Писатель тоже на протяжении всей жизни подвергался гонениям и травле. Образом Мастера Булгаков поставил очень серьѐзную проблему, связанную с творчеством – ответственности творца за талант. - Какие герои помогают раскрыть тему творчества? Поэты Иван Бездомный, Рюхин, критики Латунский, Ариман, Лавро- вич, редактор М.А.Берлиоз Учимся характеризовать героев Групповые опережающие задания по плану Беседа - Мастер делает свой выбор. Он решает сжечь свой роман, бывший смыслом его жизни. - Образ мастера позволяет М. А. Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, чтобы это произведение не приносило больше страданий никому. - Но почему сломлен герой, ведь он осознаѐт значимость творения? Потерял веру в себя, в свой роман. Вера – то, что всегда должно быть у человека, иначе он заплутает в лабиринте жизни. Не случайно звучат слова в романе: «Каждому будет дано по его вере». - А кто не потерял веру? На чьей стороне симпатии Булгакова? Но есть и другой путь: Иешуа идет до конца, не предавая. Он верит. И на кресте не отрекается. А мастер сжег роман, отрекся от любви. Обращаясь к прошлому, говорит об этом Иешуа. Нельзя предавать свою ве- ру. Иначе ты трус. А трусость - самый тяжкий грех... Кто ещё не потерял веру и готов бороться и за роман, и за любовь? На что идёт Маргарита, чтобы спасти Мастера и его творение? Анализ эпизодов: «Полёт Маргариты» , «Великий бал у Сатаны» Как в этих эпизодах раскрывается образ Маргариты? Она ведьма. Но какая? Как вы думаете, почему именно Маргарита становится хозяйкой бала Сатаны? Ради чего она принимает это предложение? Как в этих эпизодах раскрывается проблема милосердия? (эпизоды со спящим мальчиком, Фриды прощение). | В ходе работы учащиеся заполняют кластер «Настоящая любовь» Представлние эл. презентации ( опережающее задание) Чтение уч-ся отрывка из стихотворения Геннадия Бородулина «Маргарита Обнажена, легка, свободна..» Давайте вспомним один из самых трогательных моментов романа – первую встречу мастера и Маргариты. Поможет нам в этом фильм режиссера В.Бортко. Картина достаточно близка к содержанию романа Булгакова. Обратите внимание, как та- лантливо сыграли оба актера, особенно – на игру актрисы Анны Ковальчук. Кинокритики признали, что сыграла она очень талантливо. Представление творческого проекта; «Иллюстрации любимых эпизодов романа», в котором представлены данные эпизоды. | подвести обучающихся к осмыслению великой ценности любви в жизни человека, раскрыть красоту, доброту и искренность чувств булгаковских героев; воспитывать бережное отношение к художественному слову. жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация. |
| 5.Первичная проверка понимания изученного | построение речевого высказывания владение монологической формой речи. | Какую награду получает Маргарита « по своей вере»?Почему, продавшей душу дьяволу и омывшейся кровью Маргарите тоже дарован покой, а не тьма. Как определяет Волан участь того. то любит? Какой видит свою роль Маргарита в инобытии?Как звучит тема бессмертия? Основные выводы: см. учебник. Любовь как и творчество,-высшее проявление человеческого духа, и потому она бессмертна. | Выразительное чтение отрывка из. Гл . 32 | |
| 6.Обобщение и систематизация | построение речевого высказывания владение монологической формой речи. | Перед вами модель кластера. Дополните пустые графы схемы. Что значит настоящая, идеальная любовь у М.А.Булгакова? Организует проблемный диалог «Возможна ли настоящая, верная, вечная любовь в наши дни»? Отвечают на вопрос, высказывая и отстаивая свое мнение | | |
| 7.Рефлексия | | УЧИТЕЛЬ предлагает обучающимся выразить свои чувства через стихотворение «синквейн». | Уч-ся составляют синквейн «Любовь» и представляют его. | |
| 8.Подведение итогов. Выставление оценок. | оценивание результатов деятельности (своей – чужой), анализ собственной работы. | Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки, уч-ся обсуждают результаты работы на уроке, получают оценки. | | |
| Домашнее задание. | | Учитель сообщает обучающимся домашнее задание: написать сочинение на тему «Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» заставил меня…(поразмышлять, задуматься, понять, осмыслить….), учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению | | |