Файл: Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине Техническая механика Тема занятия Геометрические параметры и кинематические характеристики зубчатых передач для студентов специальности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Краснокаменский промышленно-технологический колледж»
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине
«Техническая механика»
Тема занятия: Геометрические параметры и кинематические характеристики зубчатых передач
для студентов специальности
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных,
строительных, дорожных машин и оборудования
Разработала: преподаватель О.В. Маркова
Краснокаменск - 2022
Аннотация (методическое обоснование урока)
Методическая разработка открытого урока «Геометрические параметры и кинематические характеристики зубчатых передач» демонстрирует возможности приобретения опыта практической деятельности студентами специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в соответствии с рабочей программой дисциплины в системе уроков по разделу «Детали машин».
Проблема, раскрываемая в разработке урока: применение практико-ориентированного подхода для активизации учебно-познавательной деятельности студентов.
Вопросы, раскрываемые в разработке: развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса, повышение интереса к предмету, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности по изученной теме.
Выбор данной темы связан с тем, что в своей профессиональной деятельности технику-механику потребуются знания и умения по техническому обслуживанию, ремонту, диагностике механических передач, которые являются основными узлами технологического оборудования.
В основе построения данного урока лежит коммуникативно-деятельностный подход к обучению студентов. В технологической карте урока показаны основные этапы занятия с указанием деятельности студентов и преподавателя, там же представлены результаты каждого этапа занятия.
Согласно требованиям ФГОС СПО данная разработка занятия способствует формированию у студентов:
- общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК. 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- профессиональных компетенций:
ПК 2.1. Выполнять регламентные работы по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в соответствии с требованиями технологических процессов;
ПК 2.2. Контролировать качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования;
ПК 2.3. Определять техническое состояние систем и механизмов подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования;
ПК 3.3. Составлять и оформлять техническую и отчетную документацию о работе ремонтно-механического отделения структурного подразделения;
ПК 3.4. Участвовать в подготовке документации для лицензирования производственной деятельности структурного подразделения
ПК 3.7. Соблюдать установленные требования, действующие нормы, правила и стандарты, касающиеся экологической безопасности производственной деятельности структурного подразделения;
- личностных результатов:
ЛР 13. Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий;
ЛР 14. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных.
ЛР 21. Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся.
ЛР 22. Приобретение навыков общения и самоуправления.
ЛР 23. Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности.
В основной части урока учебная деятельность студентов носит практико-ориентированный характер. Применение раздаточного материала (технологические карты, чертежи зубчатых передач
, задания для выполнения пробных (самостоятельных) работ, лист самооценки, мишень результативности), презентация урока способствуют лучшему усвоению и закреплению нового материала.
При проведении пробных заданий (самостоятельной работы) студенты намечают алгоритм своих действий для решения поставленной перед ними задачи, при этом развиваются умения совершать мыслительные операции: анализ, синтез, систематизация, сравнение. Одно пробное задание выполняется студентами с использованием компьютерных технологий в программе Excel. Организация урока по выполнению поставленных целей стимулирует познавательную деятельность студентов, способствует умению самостоятельно мыслить и принимать решения.
Ход урока и решение задач на закрепление пройденного теоретического материала должны помочь студентам в самостоятельном выполнении практической работы «Расчет прямозубой цилиндрической передачи».
Подведение результатов проводятся после каждого этапа урока с использованием технологий самооценивания. Рефлексия проводится как после каждого этапа работы по освоению нового материала, так и в конце занятия.
Перед проведением занятия группа делится на 2 команды (9-10 человек), которые сформированы с учетом индивидуальных способностей и возможностей студентов. При выполнении заданий студенты могут общаться.
План проведения занятия
Тема занятия | Геометрические параметры и кинематические характеристики зубчатых передач |
Тип занятия | Урок усвоения новых знаний |
Форма занятия | Комбинированный урок |
Цель занятия | Расширение знаний о зубчатых передачах для решения профессиональных задач по техническому обслуживанию, ремонту и диагностике подъемно-транспортного оборудования, строительной и дорожной техники |
Задачи занятия | Образовательные: - обеспечить в ходе занятия освоение понятий: геометрические параметры и кинематические характеристики зубчатой передачи; - закрепить полученные знания в контексте их значения при изучении дисциплин профессионального модуля и в будущей профессиональной деятельности; - подтвердить изученные теоретические знания через решение практических заданий Развивающие: - формировать умение применять полученные знания, находить рациональное решение; - развивать умение выделить главное, осуществлять анализ способов действия; - содействовать формированию самоконтроля процесса и самооценки результатов деятельности. Воспитательные: - повысить интерес к изучаемой учебной дисциплине через применение различных видов деятельности на уроке; - сформировать умение работать в группе; - содействовать воспитанию чувства поддержки, взаимопомощи, уверенности в себе, ответственности за качество и результат выполненной работы. |
Оборудование и дидактические средства | - компьютер преподавателя с лицензионным программным обеспечением - проектор - ПК студентов с лицензионным программным обеспечением - индивидуальные технологические карты по этапам занятия, раздаточный материал |
Планируемые результаты: | В результате освоения и закрепления нового материала по теме занятия студент должен знать: - геометрические параметры зубчатой передачи; - обозначение их на чертежах; - кинематические характеристики зубчатой передачи; - методику расчета геометрических параметров зубчатых колес; - методику расчета кинематических характеристик зубчатой передачи; - методику выбора оборудования по справочным данным. |
Метапредметные связи | Обеспечивающие: Физика, Математика, Информатика, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Метрология и стандартизация Обеспечиваемые: - ПМ. 02. Техническое обслуживание и ремонт подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в стационарных мастерских и на месте выполнения работ - ПМ.03. Организация работы первичных трудовых коллективов - ПМ.04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Внутридисциплинарные: Теоретическая механика, Сопротивление материалов. |
Формы обучения | фронтальная, групповая, индивидуальная |
Методы обучения | - словесные, наглядные, репродуктивные; - самоконтроль и самооценка в процессе обучения; - методы активного обучения (МАО); - интерактивные |
Используемые технологии | - технологии проблемного обучения; -информационно-коммуникативные технологии; -здоровьесберегающие технологии |
Этапы занятия |
|
Технологическая карта урока
Этап урока | Цель этапа | Содержание этапа | Деятельность студентов | Деятельность преподавателя |
1. Организационный момент, мотивация учебной деятельности 5 мин. | Подготовить обучающихся к учебной деятельности. | Приветствие, активизация обучающихся, создание предпосылок для вызова мотивации к учебной деятельности на уроке | Занимают свои рабочие места, приветствуют преподавателя, настраиваются на работу на уроке. | Активизирует обучающихся на дальнейшую учебную деятельность на уроке. |
2. Актуализация знаний 10 мин. | Актуализировать знания, полученные на предыдущих занятиях. Подготовиться к формулированию теме, целеполаганию и определению задач на предстоящее занятие | Устный опрос. Вопросы и ответы отображаются на экране | Отвечают на вопросы преподавателя устно, осуществляют самооценку своей работы в «Мишени результативности», в листе самооценки | Задает вопросы, проверяет правильность ответов, подводит итоги работы студентов, контролирует заполнение листов самооценки |
3. Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока 5 мин. | Сформировать потребность в знаниях (видеть проблему). Научить формулировать цель. | Тема занятия формулируется в процессе рассуждения и актуализации знаний по Математике и разделу «Теоретическая механика» (тема Кинематика) | Высказывают свои мнения, делая выводы из рассуждений преподавателя, Выстраивают план действий. | Руководит процессом отбора, высказывает свое мнение и направляет деятельность студентов. |
4. Изучение нового материала (1 этап) 20 мин | Ввести определения геометрических параметров зубчатых передач, их значимости в профессиональной деятельности. Изучить геометрические параметры зубчатых передач | Ознакомление с определениями геометрических параметров зубчатых передач, расчетными формулами, их взаимозависимостями | Слушают объяснения преподавателя, смотрят презентацию, изучают чертежи зубчатого зацепления. Анализируют полученную информацию, результат аналитической деятельности фиксируют в технологических картах | Объясняет новый материал, используя презентацию. Организует изучение материала занятия. |
5. Выполнение пробного (самостоятельного) задания № 1 10 мин. | Проверить первичный уровень усвоения материала занятия | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Выполняют расчеты в индивидуальных карточках. После проверки и ознакомления с эталоном, проводят самооценку полученных знаний, результат фиксируют в листе самооценки | Проводит инструктаж по выполнению задания, организует и контролирует действия студентов. После выполнения знакомит студентов с эталоном, выясняет результаты выполнения задания студентами, вместе со студентами проводит анализ их деятельности. |
6. Изучение нового материала (2 этап) 15 мин. | Ввести определения кинематических характеристик зубчатых передач, их значимости в профессиональной деятельности. Изучить кинематические характеристики зубчатых передач | Ознакомление с определениями кинематических характеристик зубчатых передач, их взаимозависимостями, расчетными формулами, | Слушают объяснения преподавателя, смотрят презентацию. Работают в индивидуальных технологических картах. | Объясняет новый материал, используя презентацию. Организует изучение материала занятия. |
5. Выполнение пробного (самостоятельного) задания № 2 10 мин. | Проверить первичный уровень усвоения материала занятия | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Анализируют исходные данные, выполняют расчеты в программе Excel на ПК, осуществляют подбор оборудования по ссылке на справочные материалы, результаты расчетов и выбора оборудования заносят в индивидуальные карточки (результаты расчетов). После проверки и ознакомления с эталоном, фиксируют результат своей работы в листе самооценки | Проводит инструктаж по выполнению задания, организует и контролирует действия студентов. После выполнения знакомит студентов с верным решением, выясняет результаты выполнения задания студентами, вместе со студентами проводит анализ их деятельности. |
8. Подведение итогов работы на занятии 5 мин. | Сформировать факторы мотивации и поощрения студента за достигнутые результаты | Анализ и самоанализ деятельности студентов, определение степени их подготовленности к освоению дисциплин профессионального цикла и уровень формирования профессиональных компетенций | Оценивают свою индивидуальную деятельность на занятии, степень подготовленности к освоению дисциплин профессионального цикла и уровень формирования профессиональных компетенций | Организует подведение индивидуальных результатов работы студентов, группы в целом в контексте подготовленности к освоению дисциплин профессионального цикла и формирования профессиональных компетенций |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 3 мин. | Закрепить полученные на занятиях знания материала | Объяснение содержания домашнего задания (подготовка к выполнению практического занятия) | Прослушивают инструктаж о выполнении домашнего задания, задают вопросы | Объясняет алгоритм выполнения домашнего задания (объем, источник материала, действия студентов) |
7. Рефлексия 3 мин. | Соотнести полученный результат с намеченной целью занятия и дать оценку успешности ее достижения | Обобщение, рефлексия | Соотносят результаты своей работы с поставленной в начале занятия целью, делают выводы | Организует проведение рефлексии. Анализирует результаты деятельности студентов. |