Файл: Отчет по дисциплине Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ

Уральский технический институт связи и информатики (филиал) ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики" в г. Екатеринбурге (УрТИСИСибГУТИ)


ОТЧЕТ

По дисциплине «Философия»

Практическое занятие №9

«Человек и общество: ценности как способ освоения мира»


Выполнил:

студент гр. ИТЕ–21Б

Сидоров А. О.

Проверил:

преподаватель

Евдакова Л. Н.


Екатеринбург, 2023

Цели работы:

1. Закрепить теоретические знания:

  • человек как индивид, индивидуальность и личность;

  • о философском рассмотрении смысла жизни, различные подходы в исследовании проблемы смысла человеческого существования;

  • показать сущность философии истории как раздела философии изучающего историю развития человеческого общества.

2. Продолжить формирование и закрепление следующих умений и навыков применения теоретических знаний при решении и анализе конкретных ситуаций:

  • видеть и понимать проблему, выделять главное, существенные признаки;

  • систематизировать информацию, необходимую для решения проблемы, и её содержательной реконструкции;

  • осуществлять самоконтроль и коррекцию своей учебной деятельности;

  • рационально использовать рабочее время;

  • формировать умения эффективно участвовать в групповом обсуждении в соответствии с заданной темой и процедурой, соблюдать жанр вербального общения.



Выполнение заданий:

Задание 1.

Раскройте значение понятий:
Антрополо́гия —совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. В Советском Союзе антропология чаще всего понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология.

Филосо́фская антрополо́гия  в широком смысле философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля, Андрея Веялко и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

Антропологизм – взгляд на человека как на основную мировоззренческую категорию, исходя из которой можно разработать систему представлений о природе, обществе и познании.

Антропогене́з — часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

Антропосоциогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Выделение человека из животного мира - столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри которого с известного момента прекращается процесс видообразования и начинается «творческая эволюция» совершенно особого типа.

Человек – связанная с космосом высшая ступень живых организмов на земле; субъект социальных действий и культуры; космобиоп-сихосоциодуховное существо.

Индиви́д— отдельный организм, с присущей ему автономией, в частности человек как единичный представитель человеческого рода. Индивид есть то, что есть «человек вообще».

Ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека и личность как его социальный и психологический облик— терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Индивидуа́льность—совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида; неповторимость, уникальность духовных, физиологических и личностных качеств. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в одежде в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. Существует мнение, что «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».

Смысл жизни человека – это все то, ради чего он живет на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встает вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: "какой смысл жизни человека?", но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.

Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого результата.

Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.

Во́ля — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.

О́бщество, или социум — человеческая общность, специфику которой представляют отношения людей между собой, их формы взаимодействия и объединения.

Социа́льная филосо́фия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией. Различие заключается прежде всего в том, что социология занимается анализом общества и выявлением закономерностей в его существовании, в то время как философия выполняет критическую функцию. Социальная проблематика в философии восходит к античной традиции и прежде всего к текстам Платона («Государство») и Аристотеля («Политика»).

Филосо́фия истории — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки, в частности.

История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом

Развитие – необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие характеризуется специфическим объектом, механизмом, источником, формами и направленностью.

Прогресс — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, повышение уровня организации, усложнение способа организации, характеризуется увеличением внутренних связей. Противоположность — регресс.

Регресс — тип общественного развития, переход от более высоких форм к более низким, понижение уровня организации, упрощение способа организации, характеризуется уменьшением внутренних связей; противоположность прогрессу

Техногенная цивилизация — понятие, под которым понимается общество, для которого характерно стремление преобразовывать природу в своих интересах, свобода индивидуальной деятельности, определяющая относительную независимость по отношению к социальным группам.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

      • эффективное информационное взаимодействие людей;

      • их доступ к мировым информационным ресурсам;

      • удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

  • развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.


Задание 2.
Составьте таблицу: «Проблема человека в истории философии».

Таблица 1 – «Проблема человека в истории философии».

Эпоха

Общие представления

о человеке

Цель и смысл жизни

человека

  1. Древний мир (Китай, Индия)

Древнекитайская философия представляла человека и окружающий его мир как неразрывное целое, а назначение человека усматривала в стремлении к внутреннему совершенству, к гармонии в соответствии с законом дао.

В индуизме и буддизме человек еще не выступает как самоценность.

Высший смысл его жизни - неуклонное следо­вание закону “космического колеса”, предустановленному свыше - множественным циклам рождений и смертей человека.

  1. Античная философия (Греция, Рим)

Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства.

Демокрит считал главным для человека достичь хорошего расположения духа, так называемой эвфимии. Примерно на этой же точке зрения стоял Эпикур, который полагал, что главная цель человека - наслаждение, понимаемое как отсутствие страданий души и тела, как достижение спокойствия духа, или «атараксии». В целом же Эпикур в качестве цели человека выдвинул свое кредо «проживи незаметно».

  1. Эпоха Средневековья

Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем.

Августина Блаженного. Он утверждал, что человек - это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть - презренны и греховны.

Главная цель человека, считал Августин, - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как "граду Божьему".

  1. Эпоха Возрождения

Особенность эпохи Возрождения составляет развитие человеческой личности, мощный рост активности, инициативы и таланта человека. Энгельс характеризует Возрождение как эпоху, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености… Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества» .

Свобода выбора и творческие способности обуславливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься д богоподобного существа.

Согласно Пико делла Мирандоле человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен ко всему земному и небесному.

  1. Философия Нового времени

Дуализм души и тела. Человек – единство двух разнокачественных субстанций, своего рода механизм, в котором разные детали взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Механистический взгляд на человека получил широкое распространение в Новое время. Ж.Ламетри (работа «Человек-машина»): человеческий организм – это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму. Подобные идеи – у французских материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеции, Дидро).

Человек реализует себя как целостность не только по тому, что для него свойственны нераздельность тела и духа, аффективной, волевой и ментальной способностей и т. д., но и потому, что не только человек -- момент движения общественной системы, но и общество -- момент движе ния человека. Он не только конечное и единичное существо, но, в то же время, бесконечное и всеобщее существо, тотальность.

  1. Философия эпохи Просвещения

Главным героем, центральным звеном философии эпохи Просвещения стал человек. Впервые со времен Возрождения ему придается такое значение и впервые в истории культуры человек рассматривается столь всесторонне. Дидро считает человека единственным центром Вселенной, без которого все земное потеряло бы смысл: “Человек есть единственный пункт, от которого все должно исходить и к которому все должно возвратиться”. Может быть, именно поэтому энциклопедисты и другие мыслители считали философию “наукой о счастье”, приведшей философов к рассмотрению природы человека и к поискам источников счастья в общественной жизни.

18 век не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга учёных, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук – вот пафос эпохи Просвещения. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.

  1. Немецкая классическая философия

Основоположником немецкой классической философии является Имануил Кант, стоящий на грани Эпохи Просвещения и романтизма. Центром философских исследований мыслитель определяет человека. Центральным вопросом философии он ставит вопрос «Что такое человек?», соответственно человек – «самый главный предмет в мире». Так же, как и Декарт, мыслитель склоняется к позиции антропологического дуализма, однако дуализм его философии — это нравственно- природный, а не дуализм души и тела.

 Исходный принцип жизни и поведения человека – категорический императив, т.е. внутреннее требование, основанное на том, что всякая личность самодостаточна и является самоцелью; человек не должен рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач.

  1. Русская философия XIX века

В истории русской философии можно выделить два основных направления в подходе к проблеме человека: материалистические учения революционных демократов (Белинского, Герцена, Чернышевского и др.) и концепции представителей религиозной философии (Федорова, Вл. Соловьева, Бердяева и др.).

Цель жизни только одна: стремиться к тому совершенству, которое указал нам Христос, сказав: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный». Эта единственная доступная человеку цель жизни

  1. Экзистенциальная философия

В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты.

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.


Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если он не желает умереть как личность, духовно. Т.е. жизнь имеет смысл, только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир, делая его более человечным.




Задание 3.

Проанализируйте основные теории о происхождения человека: теологическая, эволюционная, трудовая, космическая и др. и обоснуйте

теорию, которая на ваш взгляд является верной.Влияет ли точка зрения о происхождении жизни на отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе?

Эволюционная теория 

Последователи этой версии полагают, что появление человека на Земле связано с видоизменением приматов. 
Эта теория на сегодняшний день является самой распространенной и обсуждаемой. Исходя из нее, люди произошли от некоторых видов обезьян. Эволюция началась в незапамятные времена под влиянием естественного отбора и прочих внешних факторов. Теория эволюции действительно имеет ряд интересных доказательств и свидетельств, как археологических, палеонтологических, генетических, так и психологических. С другой стороны, каждое из этих утверждений может трактоваться по-разному. Неоднозначность фактов – вот что не делает эту версию на 100% верной.

Теория вмешательства 

В основе этой версии происхождения человека стоит деятельность посторонних цивилизаций. 
Считается, что люди являются потомками инопланетных созданий, которые высадились на Землю миллионы лет назад. Такая история происхождения человека имеет сразу несколько развязок. По мнению одних, люди появились в результате скрещивания инопланетян с прародителями. 
Другие считают, что всему виной генная инженерия высших форм разума, которые вывели гомо сапиенс из колбы и собственных ДНК. 
Кто-то уверен, что люди произошли в результате ошибки опытов над животными. С другой стороны, весьма интересной и вероятной является версия об инопланетном вмешательстве в эволюционное развитие гомо сапиенса. 
Не секрет, что археологи до сих пор находят в различных уголках планеты многочисленные рисунки, записи и прочие свидетельства о том, что античным людям помогали какие-то сверхъестественные силы. Это касается и индейцев Майя, которых якобы просвещали внеземные создания с крыльями на странных небесных колесницах. 
Также существует теория о том, что вся жизнь человечества от происхождения до пика эволюции протекает по давно прописанной программе, заложенной инопланетным разумом. Есть и альтернативные версии о переселении землян с планет таких систем и созвездий, как Сириус, Скорпион, Весы и т. д.



Теория творения 

Данное ответвление получило названием креационизм. Его последователи отрицают все основные теории происхождения человека. Считается, что людей сотворил Бог, который является высшим звеном в мире.  Человек был создан по его подобию из небиологического материала. Библейская версия теории гласит, что первыми людьми были Адам и Ева. Их Бог сотворил их глины. В Египте и многих других странах религия уходит далеко в античные мифы. Подавляющее большинство скептиков считают эту теорию невозможной, оценивая ее вероятность в миллиардные доли процента. Версия сотворения всего живого Богом не требует доказательства, она просто существует и имеет на это право.  В ее поддержку можно привести схожие примеры из легенд и мифов народов разных уголков Земли. Эти параллели нельзя оставить без внимания.

Теория аномалий пространства 
Это одна из самых спорных и фантастических версий антропогенеза. Последователи теории считают появление человека на Земле случайностью. 
По их мнению, люди стали плодом аномалии параллельных пространств. 
Праотцами землян были представители цивилизации гуманоидов, которые представляют собой смесь Материи, Ауры и Энергии. Теория аномалий предполагает, что во Вселенной миллионы планет с аналогичными биосферами, которые создавались единой информационной субстанцией. При благоприятных условиях это ведет к возникновению жизни, то есть гуманоидного разума. В остальном эта теория во многом схожа с эволюционной, за исключением утверждения об определенной программе развития человечества.

Акватическая теория 
Этой версии происхождения человека на Земле практически 100 лет. В 1920-е годы акватическую теорию впервые предложил известный морской биолог по имени Алистер Харди, которого впоследствии поддержал другой авторитетный ученый, немец Макс Вестенхоффер. 
Версия базируется на доминирующем факторе, заставившем человекообразных приматов выйти на новую ступень развития. Именно это вынудило обезьян променять водный образ жизни на сушу. Так гипотеза объясняет отсутствие густого волосяного покрова на теле. 
Таким образом, на первом этапе эволюции человек перешел из стадии гидропитека, которые появились более 12 млн. лет назад, к гомо эректус, а затем и сапиенс. Сегодня эта версия в науке практически не рассматривается.


Альтернативные теории 
Одна из самых сказочных версий происхождения человека на планете заключается в том, что потомками людей были некие рукокрылые существа. В некоторых религиях их называют ангелами. Именно эти существа с незапамятных времен заселяли всю Землю. 
Их облик был схож с гарпией (смесью птицы и человека). Существование таких созданий подкрепляется многочисленными наскальными рисунками. 
Имеет место и еще одна теория, по которой люди на ранних этапах развития были настоящими великанами. По некоторым легендам, такой гигант был получеловеком-полубогом, так как одним из их родителей был ангел. Со временем высшие силы перестали спускаться на Землю, и великаны исчезли.
Задание 4.
Исследуйте вопрос о биологических, духовных и социальных факторах развития человека и их соотношении в нем с учетом достижений генной инженерии и информационно-коммуникационных технологий.

Ответьте на вопросы: Какие внутренние силы являются первопричиной развития человека? Можно ли изменить природу человека? Каким образом это изменит мир?

- Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей.

- Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека.

- Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека.

- Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.

Природа - есть сущность, основа. Можно ли изменить природу? Природа может иметь свойство - постоянно меняться = развиваться, стремиться к совершенству. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения человека верущего - изначально человеку дана природа по образу и подобию Творца его. По причине грехопадения, природа человека потерпела изменения, причем не в лучшую сторону. Человек теперь, словно раздваивается. То он ощущает в себе что-то светлое, небесное, то чувствуя муки совести и раскаяние, прибывает образно во тьме. Природу человека условно можно разделить на две: изначальную и падшую. Если говорить об изменении природы, можно подразумевать под этим – избавление от падшей природы, другими словами – восстановление изначальной, ту, что люди унаследовали при сотворении от Создателя.

Изменение = Восстановление Изначальной человеческой природы возможно, ибо истоки ее даны нам самой Природой и ею самой, изменение это, поощряется.



Задание 5.
Проанализируйте фундаментальные свойства человека: свобода, любовь, творчество и ответьте на следующие вопросы.
Что такое любовь? Почему любовь являетсятайной? Свободен ли человек? Существуют ли границы егосвободы? Как вообще возможно творчество, ведь сами по себе способности, талант, воспитание, образование еще не делают человекатворцом?

Любовь – это возможность открыть себя и свои чувства другому человеку настолько, чтобы, боясь при этом боли, которая может последовать за этим, пойти в это.

Нет ни одного человека, который хоть чем-то не стеснен, хоть от чего-то не зависим.  Мы зависим от общества, в котором живем, и которое навязывает нам свои мысли и желания. Зависим от нашей природы, которая создала нас такими, какие мы есть, и поэтому мы можем действовать только в ее рамках. Зависим от еще кучи различных факторов. Можно смело утверждать, что мы связаны по рукам и ногам во всем - в наших мыслях, в наших действиях, в наших желаниях. И чем больше мы пытаемся обрести свободу, тем все сильнее судьба затягивает нам гайки в виде всевозможных кризисов.

Свобода человека, вещь относительная, но каждый её тип нужно ограничивать нормами морали и нравственности. Чтобы не допустить распада государства, оно вынуждено ограничивать свободу людей сводами законов и правил. За несоблюдение этих правил, нарушитель наказываться штрафом или даже заключением в тюрьме. Границы свободы деятельности человека определяет Гражданский и Уголовный кодексы. Первая задача государства - не потерпеть своего распада, поэтому каждое по-своему определяет границы свободы деятельности.

Творчество - яркое переживание, великое счастье для людей, которым оно доступно. Например, И.В. Гете вдохновенно описывал творческие минуты жизни, когда как бы останавливается время, спадает пелена с глаз, и мир, преображаясь, является в своей первозданной нетронутости и необычности. Подобные мгновения могут вызывать, говорил он, особого рода возвышенные, иногда даже пугающие переживания. Душу охватывает восторг, возникает чувство причастности к великому, но затем чаще всего на помощь приходит "деятельный сводник" - рассудок, который быстро все переводит в обыденные штампы и образцы.

Когда мы говорим о творчестве, то прежде всего имеем в виду великих людей: писателей, художников, ученых. Однако, каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда он пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером