ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сексология помощь и просвещение.
Часть 1. Половое и психосексуальное развитие
Пантюшина Ольга Игоревна - кандидат психологических наук, практический и клинический психолог, член Всероссийской
Профессиональной Психотерапевтической Лиги
План
1. Общие принципы периодизации
2. I. Формирование полового самосознания.
3. II. Формирование стереотипа полоролевого поведения.
4. III. Формирование психосексуальных ориентаций.
2
Психосексуальное развитие
3
Психосексуальное развитие, с одной стороны, — определенный аспект онтогенеза, тесно связанный с общим биологическим развитием организма.
С другой — результат половой/гендерной социализации, в ходе которой индивид усваивает определенную половую роль и правила сексуального поведения.
Закономерности полового созревания:
• 1) Фазность (на каждом этапе и стадии психосексуального развития имеет две фазы:
1 – формирование установки, накапливается информация и делаются выводы - теоретическая фаза;
2 – непосредственно научение и закрепление на практике. Задержка на 1 фазе может привести к задержке развития, отставанию, а слишком быстрый переход может быть травматичен).
• 2) Изменение соотношения роли биологического и социального, от этапа к этапу, по ходу развития сокращается роль биологического и растет роль социального.
• 3) Взаимосвязь и преемственность стадий и этапов. На них уже есть задатки следующих стадий, если этап не прожит, это повлияет на следующие.
4
Половое самосознание.
[Парапубертат: от 0 до 7 лет].
Формирование первичного образа «Я», представления о себе, эмоциональное отношение к себе. Происходит оформление и стабилизация границ «Я»
• 1,5 – 3 года. Осознание себя как «мальчика»/«девочки» без объяснения атрибуции (чем отличается мальчик от девочки);
• 3-4 года. Ребенок знает свой пол и способен по полу отличать людей. Принадлежность к полу ассоциируется с внешними признаками, такими как одежда. Представления о поле как об обратимом процессе (нет осознания, что пол необратим);
• 6-7 лет. Понимание пола как необратимого свойства.
Различение окружающих по внешним признакам, по строению тела, половым органам. Проявляется естественное половое любопытство к гениталиям, реагируют на половое поведение животных (констатируют сексуальное взаимодействие).
5
Полоролевое поведение.[Препубертат: от 7 до 11 лет].
6
В данную стадию происходит накопление поведенческих и когнитивных наборов социальных норм, шаблонов, установок и т.д. культуры и социума (формирование Супер-Эго).
Также здесь происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей особенностям и представлениям об идеалах мужского и женского поведения в микросоциальной среде.
Этот этап характеризуется проявлением межполовой агрессии. Это эволюционно обусловлено «отыгрыванию» моделей агрессивного поведения через социально приемлемые формы игрового поведения между детьми. Подобные игры позволяют освоить нормы поведения и культуры, которым обучаются у родителей, воспитателей и т.д.
(напр., «девочек не бьют», «веди себя как мужик», «ты же девочка» и т.д.).
Полоролевое поведение.
[Препубертат: от 7 до 11 лет].
7
«Пропуск» данной стадии развития чреват дефицитарностью в когнитивном аспекте по вопросам социальных и полоролевых норм, правил, стандартов и т.д. Что может сказываться непонимании своей роли в отношениях (что делает «женщина/мужчина» в семье, ответственность мужчины перед семьей и т.д).
«Застревание» на данной стадии чревато формированием чрезмерно большого количества дезадаптивных стереотипов как о собственном поле, так и противоположном. Подобного рода перегруженность нормами приводит к патологии жесткого Супер-Эго – неврозам (ОКР, тревожность, комплексы и др.). В дальнейшем это может сказываться в поиске идеальной второй половины на протяжении всей жизни, предъявлении требований типа «место женщины у плиты», «мужчина должен….»,
«женщина должна….». Каждый претендент проходит кастинг на роль идеальной половины через огромный список критериев.
Формирование психосексуальных ориентаций.
[Пубертат: от 11 до 18 лет, Переходный период:
19-25 лет]
8
В данной стадии происходит формирование ролевой сексуальной идентичности.
Это второй критически важный период в формировании сексуального самосознания.
Прохождение этого этапа во многом определяет сексуальное благополучие в будущем, так как именно здесь формируются и закрепляются социальные навыки межличностного взаимодействия.
Платоническая (11-12 лет)
Это время первой влюбленности, первых поцелуев, обращение внимания на противоположный пол, так называемая «дружба».
Возникают кумиры.
Провожания, подарочки, общение с объектом обожания, проявление ухаживаний,
«дергание за косички», идеализация.
Первые мечты. Это решение – любовь – это хорошо или нет.
Эта стадия учит ухаживанию и романтичности в дальнейшем.
Платоническая (11-12 лет)
Если человек "застрял" здесь, то это приведет к дальнейшей излишней романтичности. Будут и стихи под луной, и закат на пляже и т.д. НО кроме романтики ничего больше и не нужно. Сам сексуальный аспект на втором, а то и не понятно каком месте. Застревание не дает возможности научиться двигаться дальше, чем романтика. Здесь не будет секса, точнее он неважен. Важно только ухаживание.
• Если человек "пропустил" эту стадию, то это приведет к агрессивному завоеванию, насильственному принуждению к сексу. Так как навыков ухаживания нет, они не сформировались. Это типично для насильников.
Эротическая (13-15 лет)
Эротические фантазии, замечания эротизма в кино, книгах, смакование сцен признаний, свиданий
Появляется интерес к сексу, порнографии, эротические фантазии и сны, поллюции.
Происходит накопление теоретического багажа знаний о сексе через порно, рассказы, картинки и т.д.
Эротическая (13-15 лет)
Если человек "застрял" на этой стадии, то это проявится в хроническом онанизме, увлечении порно.
Самоудовлетворение и фантазии, его сопровождающие, становятся более эмоционально насыщенными, чем живой секс.
В отношениях это может сказываться на «подгоне под фантазию», что не всегда комфортно второй половине.
Теряется спонтанность и принцип наслаждения во время секса «здесь-и-сейчас».
Если "пропустил" - отсутствие теоретического багажа "что и как делать" для дальнейшей сексуальной деятельности.
«Одна поза на всю жизнь с выключенным светом» - весьма утрированно, но смысл ясен.
Сексуальная стадия (16-25 лет)
Желание реализовать свое сексуальное влечение.
Сексуальные фантазии, фантазирование как это будет.
Начало половой жизни. В этот период закрепляются наиболее мощные условнорефлекторные связи.
Выбор форм, способов реализации и объекта влечения. Закрепление сексуальных сценариев.
Статьи по теме
1.
https://www.b17.ru/blog/88082/?prt=panoltula
2.
https://www.b17.ru/article/84716/?prt=panoltula
3.
https://www.b17.ru/blog/101937/?prt=panoltula
4.
https://www.b17.ru/article/25674/?prt=panoltula
Автор вебинара: https://www.b17.ru/panol/?prt=panoltula
Инстаграмм: psiholog_olga_pantushina
Спасибо за внимание!
15