Файл: Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.doc
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра конституционного и международного права
ДИСЦИПЛИНА «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО»
РЕФЕРАТ
на тему:
«Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления»
Студент:
Яковлев Игорь Константинович,
4 курс, заочная форма обучения,
группа А
Донецк 2021
Содержание
Введение
-
Понятие юридической ответственности органов и должностные лиц местного самоуправления. -
Общая характеристика местного самоуправления, структура. Правовые основы организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. -
Виды ответственности органов и должностные лиц местного самоуправления. -
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема ответственности перед источником власти является одной из центральных в современной концепции демократии. Местное самоуправление является частью системы демократии, поэтому данная проблема актуализируется в его теории и практике. Конституция закрепила местное самоуправление, как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом принадлежащей ему власти. Однако местное самоуправление сведется лишь к децентрализации власти, если система не будет включать в себя механизмы ответственности органов местной власти перед населением соответствующей территориальной единицы, а также государственного контроля над законностью в их деятельности. Отсутствие развитой системы такого контроля и механизмов ответственности органов власти на любом уровне неизбежно приведет к деформации демократической системы в целом.
Институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления является одним из самых проблематичных институтов законодательства ДНР о местном самоуправлении, как с точки зрения его юридического содержания, так и с точки зрения корректности используемой в соответствующих нормах законодательства терминологии. В настоящее время, как и многие другие институты муниципального права, он находится в процессе своего становления.
Существование местного самоуправления является одной из сущностных характеристик конституционного строя. Задачи построения государственности на принципах народовластия и свободы могут быть решены только при одновременном упрочении, как государства в целом и его органов, так и местного самоуправления. Речь идет о создании базового уровня народовластия, наиболее приближенного к населению, каким и является местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Юридическое определение местного самоуправления содержится в различных нормативно-правовых актах и документах. Однако следует отметить, что в Конституции Донецкой Народной Республики нет определения понятия местное самоуправление. Согласно ст.8 Конституции Донецкой Народной Республики признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вследствие чего создается иллюзия допустимости чрезмерно широкой интерпретации данного понятия. Смысл этой статьи не в том, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти и отделено от нее. Это означает лишь, что для муниципальной власти определено свое поле деятельности, свои полномочия и строго определенные функции в государстве.
«Местное самоуправление — одна из основ конституционного строя Донецкой Народной Республики. Оно признается и гарантируется Конституцией Республики и направлено на самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Это есть те самые значительные моменты, которые в значительной степени интересуют жителей Донецкой Народной Республики. Развитие системы местного самоуправления в Республике — важная и сложная задача. Ее решение возможно лишь при наличии прочного правового фундамента, которым и станет закон «О местном самоуправлении»
Тем не менее, отсутствие на сегодняшний день реально работающих механизмов ответственности в сфере местного самоуправления приводит в большинстве своем к печальной картине: существующий ресурс общественного контроля за властью остается в потенциальном состоянии, а ведь именно на местном уровне подобный контроль может быть и своевременным, и действенным, и объективным.
Исходя из того, что в наше время наша ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА только развивается и законодательная база не совершенна и только формируется, в данном реферате, мы будем основывать, выводы и точку зрения опираясь на законодательства Российской Федерации.
1.Понятие юридической ответственности органов и должностные лиц местного самоуправления.
Термин «юридическая ответственность» равно, как отображение сложившейся в европейском праве мысли появился в юридической науке примерно в XIX-XX вв.
Юридическая ответственность стала развиваться ещё с периода становления государства и права. «Как известно, первым источником права Древнерусского государства были обычаи первобытнообщинного строя. Санкционирование этих обычаев легло в основу обычного права. Становление обычного права в свою очередь вызвало необходимость в формировании системы наказаний и создании специальных органов, которые привлекали бы к ответственности нарушителей. Тем самым был заложен фундамент института юридической ответственности»
Юридическая ответственность обеспечивает порядок в стране, защищает права и свободы граждан. Она опирается на меры государственного принуждения. В литературе высказаны точки зрения о том, что «юридическая ответственность означает применение санкций правовых норм, указанных мер ответственности», что юридическую ответственность следует понимать «прежде всего, как санкцию за правонарушение, как последствие, предусмотренное нормой права на случай ее несоблюдения». Несомненно, юридическая ответственность — это по своей сути санкция, вид, которой зависит от совершенного деяния.
Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния. Юридическая ответственность — правоотношение, в которое вступает государство, в лице его компетентных органов, и правонарушитель, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения за совершенное им противоправное деяние. Юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения или общественно опасного деяния и представляет собой особое правоотношение. Факт правонарушения ставит субъекта (правонарушителя) в определенную юридическую связь с государством, в которой государство в лице компетентных органов выступает как уполномоченная сторона, а правонарушитель — как обязанная. При этом и уполномоченная, и обязанная стороны действуют в рамках закона, и реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение.
Рассмотрим, прежде всего, понятие юридической ответственности. Юридическая ответственность всегда связана с правонарушением - таким поведением органа местного самоуправления или его должностного лица, которое нарушило норму права. Любое правонарушение всегда определяется совокупностью определенных признаков:
Во-первых, это всегда деяние (действие или бездействие).
Во-вторых, это деяние субъекта права, т.е. органа местного самоуправления или его должностного лица, которое обладает правоспособностью и дееспособностью:
Правоспособность - это способность физического или юридического лица быть носителем гражданских прав и обязанностей, в том числе для физических лиц независимо от пола, имущественного положения, расы и т.д., которая приобретается с рождением и исчезает со смертью (для юридического лица - с момента регистрации образования или ликвидации). Она может быть ограничена только судом либо для юридического лица - регламентированными уставными или иными учредительными документами целями и задачами деятельности.
Дееспособность - это способность гражданина или юридического лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В Российской Федерации возникает (по общему правилу) для гражданина в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет, а для юридического лица - с момента его государственной регистрации. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие согласно законодательству и учредительным документам.
В-третьих, такое деяние не только представляет социальную опасность, содержит реальную угрозу правам и законным интересам конкретных субъектов, но и наносит им вред.
В-четвертых, деяние обладает противоправностью, т.е. противоречит нормам права и нарушает их, что становится законным основанием для наступления определенных негативных последствий для лица, совершившего правонарушение.
В-пятых, виновность субъекта права, т.е. осознанное нанесение вреда, при котором субъект понимает или должен понимать противоправность собственного поведения.
В-шестых, нормативная определенность правонарушения, когда правонарушением признается только такое деяние, которое предусмотрено законодательством (например, понятие налоговых правонарушений установлено административным и уголовным законодательством).
Юридическая ответственность реализуется в соответствии с определенными принципами: законность; ответственность за противоправное поведение, а не за мысли и чувства; ответственность только при наличии доказанной виновности лица в совершении правонарушения; обоснованность; неотвратимость наступления юридической ответственности; презумпция невиновности; уважение прав человека и др.
За совершение правонарушения применяется юридическая ответственность, т.е. применяются меры государственного принуждения по отношению к правонарушителю. Данную ответственность подразделяют на виды в зависимости от принадлежности юридических норм к определенной отрасли права, которая закрепляет такую ответственность. При изучении юридической ответственности используют разные подходы, потому что она может быть рассмотрена как ответственность органов местного самоуправления, так и ответственность должностных лиц местного самоуправления.
Юридическая ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования наступает из-за утраты его доверия к данным органам и должностным лицам. Кроме этого ответственность перед населением можно определить, как ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, реализующаяся, как институт отзыва данных лиц по основаниям и в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
2. Общая характеристика местного самоуправления, структура. Правовые основы организации деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
Термин «органы местного самоуправления» относится к числу конституционных. Он используется в ст. ст. 3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130, 131, 132 Конституции РФ. В соответствии со ст. 2 п.1 абз. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 г. «органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения».