Файл: Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации определяют объем имущественной ответственности, условия, а также порядок наступления ответственности органов местного самоуправления. Вред, который был причинен органами местного самоуправления, возмещается в полном объеме за счет казны муниципального образования, согласно ст. 1069 Гражданского Кодекса РФ. В этой статье предусмотрены особенности гражданско-правовой ответственности органов местного самоуправления, отличающих ее от общих правил деликатной ответственности.

Процесс становления системы местного самоуправления показал всю сложность взаимоотношений между государственными органами и муниципальными образованиями. Конституционное обеспечение «организационной обособленности местного самоуправления от органов государственной власти и его самостоятельности, конституционное признание и гарантированность этого института в России» превратили местное самоуправление в одну из неотъемлемых основ конституционного строя страны. Появившаяся организационная и юридическая обособленность местного самоуправления от государства совсем не означает, что органы и должностные лица местного самоуправления функционируют отдельно от государства, это означает то, что они тесно взаимодействуют, и имеют взаимные обязательства и ответственность. А местное самоуправление ещё в свою очередь несет и юридическую ответственность по закону.

Ответственность перед государством органов и должностных лиц местного самоуправления наступает при нарушении ими Конституции Российский Федерации, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. В случае совершения указанных выше действий представительный орган местного самоуправления может быть распушен, а должностное лицо местного самоуправления - отрешено от должности. Также ответственность перед государством наступает в таких ситуациях, когда должностные лица или органы местного самоуправления не исполняют отдельные государственные полномочия, либо полномочия имеют ненадлежащее исполнение. Они несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти, материальными и финансовыми средствами.

Юридическая ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления также обширна, как и юридическая ответственность других органов государственной власти, поэтому не стоит делать вывод об отсутствии или меньшем объеме наказаний за правонарушения в сфере местного самоуправления. Данная сфера также, как и другие подлежит контролю и надзору за своей деятельностью со стороны правоохранительных органов и других, уполномоченных на то федеральным законом органов, которые следят за исполнением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов органами и должностными лицами местного самоуправления.



  1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления


Юридическая ответственность подразделяется на виды во многом по отраслевому признаку. В теории государства и права традиционного выделяют следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная.

Уголовная ответственность должностных лиц местного самоуправ-ления может наступить за совершение деяния, предусмотренного УК РФ, за которое им могут быть назначены соответствующие виды наказания.

Административная ответственность наступает за совершение административных проступков. Органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления несут административную ответственность как за собственные противоправные деяния, так и за издание ими актов, нарушающих законодательство, а также за непринятие мер по обеспечению выполнения правил подчи-ненными лицами.

Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение граж-данского правонарушения и состоит в применении санкций в основном имущественного характера, обозначает возложение обязанности возместить вред (ущерб) физическим, юридическим лицам.

Дисциплинарная ответственность должностных лиц местного само-управления наступает в случае нарушения ими правил поведения, установ-ленных ТК РФ, уставами муниципальных образований, правилами внутреннего трудового распорядка, положениями, правилами.

Материальная ответственность должностных лиц обусловлена необхо-димостью возмещения причиненного вреда, привлечение к которой производится независимо от привлечения указанного лица к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

Некоторые ученые выделяют и другие виды ответственности, в частно-сти конституционно-правовую и муниципально-правовую.

В теории государства и права распространенным является мнение о том, что ответственность, прежде всего, подразделяется на виды в зависимости от того, к какой отрасли права она относится. Конституционно-правовая ответственность призвана охранять именно общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. При этом не всякое нарушение норм конституционного права влечет за собой конституционно-правовую ответственность. Могут применяться и иные виды ответственности: административная (например, штраф за определенные виды нарушений избирательных прав граждан – статьи 5.1 – 5.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях) либо уголовная (например, статья 278 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за насильственный захват или насильст-венное удержание власти).



Особенности конституционно-правовой и муниципально-правовой от-ветственности и соответственно их обособление как самостоятельных видов юридической ответственности объясняются предметом и методом регулирования общественных отношений; функциями, которые выполняет отрасль права в общей системе права; спецификой статуса субъектов правоотношений; особенностями юридической природы неправомерного поведения в соответствующей сфере; характером предписаний, на базе которых возникает ответственность; особой процедурой ее реализации. Конституционно-правовая ответственность – это самостоятельный вид юридической ответственности, осуществление мер которой (в виде различного рода неблагоприятных последствий для субъектов) не только устанавливается конституционно-правовыми нормами, но и направлено, прежде всего, на защиту конституционно-правовых отношений.

Конституционная ответственность определяется рядом ученых как от-ветственность за ненадлежащее осуществление государственной власти, по-скольку особое значение в предмете конституционного права имеют отношения, возникающие в процессе реализации многонациональным народом России (населением субъектов Российской Федерации) государственной власти (в формах представительной и непосредственной демократии). Следуя этой логике, муниципалъно-правовая ответственность может быть определена как ответственность за ненадлежащее осуществление муниципальной власти (в формах представительной и не посредственной демократии).

Поэтому представляется корректным отнесение ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством к конституционно-правовой, а перед населением – к муниципально-правовой.

К муниципально-правовым санкциям относятся: отзыв выборных лиц, отставка или роспуск, выражение недоверия, досрочное прекращение полномочий. К конституционно-правовым санкциям можно отнести: признание акта незаконным, отрешение от должности, роспуск, расформирование, переход полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти (ведение временного государственного управления), досрочное прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственно-властных полномочий (отзыв государственно-властных полномочий), отмену (признание недействительным) юридически значимого результата, отмену (приостановление) правовых актов, отказ.


В зависимости от субъекта, перед которым наступает юридическая от-ветственность, можно выделить ответственность органов местного само-управления и их должностных лиц перед населением, перед физическими и юридическими лицами, перед государством (ст. 70 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Такая иерархия закрепления ответственности органов местного само-управления и должностных лиц местного самоуправления не случайна. Указание на первоочередность ответственности перед населением отражает сущность местного самоуправления как формы народовластия в соответст-вии с п. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации. Население является ос-новным субъектом прав местного самоуправления. Поэтому, прежде всего, необходимо установление эффективных видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.

Виды ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответст-вующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Население муниципального образования также вправе отозвать депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Юридическая ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления также обширна, как и юридическая ответственность других органов государственной власти, поэтому не стоит делать вывод об отсутствии или меньшем объеме наказаний за правонарушения в сфере местного самоуправления. Данная сфера также, как и другие подлежит контролю и надзору за своей деятельностью со стороны правоохранительных органов и других, уполномоченных на то законом органов, которые следят за исполнением Конституции.

Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданскую правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности


Должностные лица местного самоуправления несут административную ответственность в случае совершения ими правонарушений при исполнении служебных обязанностей, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ.

Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины, в основном, в рамках служебного подчинения.

Органы местного самоуправления несут ответственность перед различными физическими и юридическими лицами в случае совершения действий, нарушающих основные права и свободы и причиняющих имущественный и иной ущерб. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке.

Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в целом и конституционно-правовая ответственность перед государством в частности выступают важным элементом их правового статуса, гарантией качественной работы и добросовестного осуществления своих полномочий. Предназначение конституционно-правовой ответственности заключается в охране конституционного строя, основных прав и свобод граждан, в обеспечении нормального порядка осуществления публичной власти, в следовании органов и должностных лиц местного самоуправления предписаниям действующего законодательства, в предупреждении (превенции) посягательств на порядок осуществления публичной власти.
Так же можно подвести итог, касаемо Донецкой Народной Республики.

В настоящее время Донецкая Народная Республика пытается выстроить систему управления, включающую как государственное управление, так и местное самоуправление. Поэтому в первую очередь необходимо передать народу управление государством через органы местного самоуправления. Гражданам следует самостоятельно принимать решения о собственной жизни в каждой деревне, в каждом городе, в каждом населенном пункте. Без местного самоуправления добиться этого не удастся, потому что местные проблемы должны решаться на местном уровне, а не в Донецке. Это касается уплаты налогов, распределения всевозможных ресурсов, кадровых вопросов и т. д. Ведь экономика целой страны, состоит из территориальных единиц, и именно органы местного самоуправления на 90% задают тон и темп развития района.