Файл: Задача по математике, приемы умственной деятельности, занятия во внеурочное время.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК: 372.851



ТугузбаеваА.Р.

студент5курс,факультетматематикииинформационныхтехнологий

Научный руководитель: Биккулова Г.Г.СтерлитамакскийфилиалБашкирскогогосударственного

университетаРоссия,г.Стерлитамак

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ


Аннотация:Встатьеопределеныцели,практическиеметодики,направленияиприемыобучениярешениюолимпиадныхзадачпоматематикев5-6классах.Крометого,выделеныособенностиорганизацииработысошкольниками 5-6классов.

Ключевые слова: олимпиада, олимпиадная задача по математике,приемыумственнойдеятельности,занятиявовнеурочноевремя.

In this article defines goals, practical methods, directions and methods ofteaching the solution of olympiad problems in mathematics in grades 5-6. Inaddition, the features of the organization of work with schoolchildren of grades5-6are highlighted.

Keywords: olympiad, olympiad problem inmathematics, receptions ofmentalactivity,after-hoursclasses.

Эффективной методикой развития, выявления умственных способностей и интересов школьников являются предметные олимпиады, наиболее популярной из них выступают олимпиады по математике. Несмотря на то, что современной школой накоплен богатый опыт подготовки к олимпиадам, в этом направлении имеются свои проблемы. В настоящее время недостаточно разработан вопрос участия и подготовки к

олимпиадам учащихся среднего звена, а именно школьников 5-6 классов. Учитывая
данный фактор, особую актуальность приобретает изучение основ обучения решению олимпиадных задач по математике в 5-6 классах. Именно от правильно организованной работы с учащимися 5-6 классов, направленной на изучение приёмов и методик решения олимпиадных задач, а также на развитие математической интуиции позволит учителю достигнуть высоких образовательных результатов.

Олимпиадная задача по математике представляет собой задачу повышенного уровня трудности, нестандартной как по формулировке, так и по методикам решения. Решение олимпиадных задач принципиальным образом отличается от решения общешкольных, даже очень сложных задач. Что обусловлено наличием разнообразных разделов: теорию игр, графы, уравнений в целых числах, принцип Дирихле, элементов теории чисел, четности, логических задач. Кроме, того с каждым годом олимпиадные задания усложняются из-за возрастания значения межпредметных связей, что влияет на необходимость обладания учеником не только теоретическими знаниями и практическими умениями, но и техническими знаниями и экспериментальными навыками и т.д. Олимпиадные задачи требуют нестандартного, комбинированного подхода в решении.

Обучение решению олимпиадных задач по математике в 5-6 классах, ставит следующие цели [1]:

  • знакомство школьников с некоторыми методиками и приемами решения олимпиадных задач;

  • развитие творческого потенциала учащихся, их способностей к плодотворной умственной деятельности, математических способностей, логического мышления, алгоритмической культуры, интуиции;

  • расширение навыков и углубление знаний школьников по математике.


Обучение решению олимпиадных задач по математике в 5-6 классах требует от учителя длительной и кропотливой ежедневной работы.

Наиболее важное и необходимое условие обучения решению олимпиадных задач по математике в 5-6 классах освоение приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации, классификации, систематизации, обобщение.

Освоение приемов умственной деятельности предполагает применение на уроках упражнений на классификацию, упражнений на сравнение, упражнений на освоение абстрагирования, упражнений на аналогию и других. Все они в совокупности влияют на гибкость и глубины мышления. Верным способом обучения решению олимпиадных задач по математике в 5-6 классах будет рациональное сочетание самостоятельной работы учащихся с обучением их общим методикам и подходам. Таким разделам как: принцип Дирихле или метод инвариантов. Данные методы универсальны и могут быть использованы в решение различных типов задач.

Так как у школьников 5-6 классов основой мотивации является определенный интерес, то на уроке математики следует постоянно проводить разнообразные игры и давать занимательные задания. При этом учителю следует использовать правило о том, что детям интересно учиться только в том случае, если при изучении новой темы 50 % информации школьникам известно, а 50 % – нет. Целесообразно использовать также задачи, которые рассчитаны на преодоление у школьников психологической инертности. Достоинством таких задач является то, что она учат поиску нестандартных типов решений, альтернативных вариантов решений.


Кроме того, в 5-6 классах необходимо уделять часть урока на работу с бумагой, акцентируя внимание на дальнейшем систематическом развитии мелкой моторики рук. В качестве заданий можно использовать следующие

методы обучения: изготовление различных моделей и разверток многогранников.

Чтобы подготовить к олимпиаде школьников, учителю по математике следует вести и дополнительные занятия во внеурочное время, которые позволят проводить объемную подготовительную работу; выбирать и решать различные олимпиадные задачи, более детально изучать различные вопросы математики, новинки математической литературы.

При планировании подготовительной работы со школьниками 5-6 классов учителю следует воздерживать от излишней заорганизованности. Учитывая особенности возраста и различный уровень подготовки, рациональным будет организация индивидуальной образовательной траектории для каждого из участников.

Эффективное обучение решению олимпиадных задач по математике в 5-6 классах подразумевает планирование и проведение различных конкурсов по решению задач, различных соревнований, это способствует подготовке учащихся к олимпиадам.

Таким образом, обучение решению олимпиадных задач по математике требует тщательной подготовки и планирования учителем, кроме того, он должен учитывать возрастные и умственные особенности подростков 5-6 классов.

Использованные источники:


  1. Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы Mеждунар. науч. конф. – СПб.: Издательский дом «Свое издательство», 2016. – С. 106- 109.

  2. Гусев, В.А. Теория и методика обучения математике: психолого- педагогические основы [Текст] / В. А. Гусев. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 456 с.

  3. Гримаковская Е. В. Решение олимпиадных задач на логику в 5-6


классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 9. С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46144.htm.


«Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №3(19) 2018 Alley-science.ru