Файл: Проект мероприятий и рекомендаций по обеспечению успешной адаптации первоклассников к школе. Адаптация первоклассников к школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4.Колмогорова Л.С., Григорьевская Н.Н., Модина И.А. “Человекознание” Из. ЦСПА Генезис

5 Смид Р. “Групповая работа с детьми и подростками”

6 Сартан Г.Н. “ Тренинг самостоятельности у детей”

7. Фопель К. “Как научить детей сотрудничеству” изд. Генезис.

Приложение

ЗАНЯТИЕ №1

Тема: Знакомство.

Задачи: организовать знакомство детей друг с другом и с учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.

Оборудование: знак «Поднятая рука»; именные медали для каждого ребенка, мягкая игрушка ,как предполагаемый символ класса.

Ход занятия

Учитель встречает детей, предлагает сесть на стулья, которые стоят «кругом» и садится вместе с детьми.

Учитель:- Здравствуйте, дети! Я очень рада встрече с вами. А давайте поиграем? Я задам вам вопросы, если согласны похлопайте в ладошки.

-Вы пришли из дома?

-Сейчас весна?

- У кого сегодня хорошее настроение?

Давайте я попробую угадать. Почему вы сегодня так радуетесь.

- Потому что вы сегодня очень нарядные и красивые?

- Потому что вы сегодня первый раз пришли в школу?

- Потому что вы встретились сегодня со своей учительницей?

Все это очень хорошо, дети, но, наверное, вам очень хочется познакомиться со мной получше правда?

Учитель: Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства, Я очень люблю детей. У меня есть…. Я люблю... Не люблю... Самое большое мое увлечение... Мы с вами будем учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.

Расскажу вам обо всем:

Отчего бывает гром,

И про север, и про юг,

И про все, что есть вокруг,

Про медведя, про лису

И про ягоды в лесу.

Научу вас рисовать,

Строить, шить и вышивать.

Учитель:- А что такое школа? (Ответы детей.) Правильно! Школа — это чудесный дворец знаний, с уроками, открытиями, учениками и тетрадками, учителями и одноклассниками. Здесь вы познакомитесь с удивительным Миром Знаний, многому научитесь. Но существует еще и сказочный Мир Знаний. Знаете, где он находится? Конечно, прежде всего, в сказках, но и в этой комнате тоже. Хотя на первый взгляд она кажется обыкновенной, здесь с вами будут происходить настоящие чудеса. Вы знаете, что такое чудеса? Вы встречались с ними? (Ответы детей.)

- Но кто это меня зовет? Вы ничего не слышите?

Учитель встает, подходит к шкафу, берет мягкую игрушку


- А это ты …. Вот видите, чудеса уже начались.

Учитель: Обращается к детям:

- Ребята, это…, он хозяин этой комнаты, и он очень хочет познакомиться с вами. Как же мы будем знакомиться? (Версии детей)

Хорошо, давайте сделаем так: каждый по очереди возьмет его в руки, потрогает его, рассмотрит. (Дети передают друг другу игрушку по кругу.)

-Какой он?

— А теперь пусть каждый снова возьмет … в руки и, глядя ему в глаза, скажет такие слова: “Здравствуй, …, меня зовут…, Я начну первая: «Здравствуй.. Меня зовут Нина Николаевна (Мария Ивановна, Ирина Владимировна.)».

Учитель передает игрушку рядом сидящему ребенку, тот здоровается. И передает его следующему и т. д. Когда игрушка снова оказывается в руках у учителя, он говорит:

-А теперь я хочу познакомиться с вами получше. Я знаю, как это сделать. Сейчас я встану в центр круга, и ко мне будут подбегать те, кого я позову, Будьте внимательны! Итак, начали:

-Ко мне бегут... мальчики. (Мальчики подбегают к учителю, у которого в руках игрушка.) -Спасибо, молодцы, садитесь на место.

- Ко мне бегут девочки.

- Ко мне бегут те, у кого серые глаза.

- Ко мне бегут те, кто любит мороженое.

- Ко мне бегут те, у кого есть бантики.

- Ко мне бегут те, кто живет на улице ... (название улицы).

- Ко мне бегут те, кто будет учиться в 1-ом классе. (Все дети подбегают к учителю, он их обнимает.)

- Вот здорово, теперь я узнал, кто из вас любит мороженое, а у кого серые глаза.

Учитель: Со мной вы познакомились, и с нашим хранителем тоже, а как мне с вами познакомиться? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех. а вы все вместе громко назовете свои имена.

-Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то Уа-уа!

-Давайте еще громче! Раз, два, три!

-Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Что же делать?

Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме поднятой руки. В ходе обсуждения учитель подводит детей к этому правилу.

Учитель: Послушайте дети, что предлагает нам …. - поднимать руку? Ребята, давайте попробуем познакомиться таким способом: если хочешь ответить — подними руку. Покажите, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку.(введение знака)

(Таким, образом, мы вместе с детьми установил новое правило и сразу оговорили его выполнение.)


- Для чего нам нужно это правило?( Чтобы познакомиться).

Учитель: Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?

( Учитель спрашивает, трех-четырех детей используя, новое правило)

Ребята, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь?

Тренинг

-Мальчик, как тебя зовут?

Учитель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятой руки. Если ребенок сразу ответил, то, спрашивает у детей:

— Правильно ли …ответил на вопрос’? Выполнил ли он моё задание?

-Давай еще раз?

-Мальчик, как тебя зовут? (можно спросить нескольких ребят)

— Понравилось ли вам отвечать по - школьному?

-Что делают школьники, когда хотят ответить? А знакомиться можно по-разному. Можно знакомиться во время игры. Хотите попробовать?

Игра «Снежный ком»

Учитель: Я сейчас назову свое имя. Слева от меня сидит Маша, и прежде чем назвать свое имя, она назовет мое. Тот, кто сидит за Машей, сначала назовет мое имя, потом ее, и только лишь потом свое. И так далее. Значит, тому, кто будет говорить последним, нужно будет назвать сначала все имена по порядку, а только потом свое, И еще: когда произносишь чье-то имя. Нужно глядеть в глаза этому человеку. (Игра проводится в случае, если дети еще не запомнили имена друг друга.)

Учитель: Хорошо мы поиграли? Вы доволен? А ты …- хранитель? А можно мы осмотрим твои владения? Ведь дети никогда здесь не были.

(Дети вместе с учителем ,обходят комнату, внимательно все осматривают, что-то берут в руки, задают вопросы. Пусть дети немного поиграют. Эта часть занятия выполняет еще и диагностическую функцию. Учитель наблюдает за игрой детей, за их взаимодействием друг с другом.)

Учитель: Наш класс это наш второй дом, по этому мы сделали вот такой «дом «(рис. 1), где у каждого есть свое окно. Когда вы приходите сюда, вы можете открыть ставни на своем окошке, и тогда будет видна ваша фотография. означает, что вы здесь, с нами. Ставни каждый может украсить по-своему. Мы это вскоре сделаем. В то же время нам нужно обсудить, как их оформить, чтобы было красиво и получилось единое целое. Под окном находится кармашек это ваш почтовый ящик. Вы можете получать письма, и когда вы научитесь писать, вы можете посылать друг другу письма, а пока вам буду писать я.

Часть этого и следующих занятий можно посвятить оформлению «дома» и обсуждению того, кто с кем будет соседствовать. Этот прием помогает выявить межличностные отношения и способствует их динамике.


Учитель: Ребята ,пора прощаться. Игрушки хотят снова на свои места, давайте их поставим на полки.

Учитель: Я знаю, что вы хотите поближе познакомиться с обитателями моей комнаты. Но это будет в следующий раз, Я приготовлю для вас сюрприз.

Помните: здесь вас ждут чудеса. А сейчас давайте поиграем в игру, которая поможет мне лучше запомнить ваши имена. Она называется «Паровозик»

Игра «Паровозик»

Все дети стоят в кругу. Первый ребенок берет на себя роль «паровозика». Он начинается двигаться в кругу, произнося свое имя: Баня, Ваня... Затем он выбирает кого-то из круга, подходит к нему, берег его сзади за пояс, и они уже двигаются по кругу вместе, произнося вместе имя второго ребенка: Миша, Миша... и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывали в роли паровозика, В конце игры должен выстроиться длинный поезд из всех детей.

Итог занятия

Учитель. Понравился ли вам урок?

-Интересно ли было?

-Какое у нас теперь есть школьное правило?

-Когда нужно поднимать руку?

- Что еще очень важное произошло сегодня на уроке? Зачем люди знакомятся?

-Что можно сделать ,если ты забыл звать кого-то?

-Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга.

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Школьник и дошкольник. Я – ученик.

Цель: Осознание нового статуса школьника.

Познакомить со школьными правилами и правилами вежливости

Познакомить детей с пространством школы.

Задачи:

Ознакомление с пространством школы.

Показать в игровой форме разницу между статусом школьника и дошкольника.

Познакомить с правами и обязанностями школьника.

Оборудование: Карта-маршрут для экскурсии по школе, права и обязанности школьника.

Ход занятия

Учитель встречает детей, предлагает сесть на стулья, которые стоят «кругом» и садится вместе с детьми.

Учитель:- Здравствуйте, дети! Я очень рада встрече с вами. Я долго думала с чего мы начнем наше занятие и хранитель класса предложил прочитать вам стихотворение.

А Кондратьевой « Здравствуйте» ( читает учитель)

- Здравствуйте!-

Ты скажешь человеку.

-Здравствуй!-

Улыбнется он в ответ.

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

- Когда люди говорят «Здравствуйте», они не только приветствуют друг друга, но и желают друг другу здоровья .Любая встреча начинается со слов приветствия.

-Какие слова приветствия вы знаете?

( рассказ учителя о разных способах приветствия : раскланиваться, снимать шляпу, обмениваться рукопожатием, реверанс, дает краткую историческую справку о возникновении данных форм приветствия; предлагает детям обменяться рукопожатием мальчикам , девочкам присесть в реверансе).


- А умеете ли вы здороваться по- школьному ? Давайте попробуем.

( Пусть дети предлагают разные варианты.)

-Мои четвероклассники меня радуют свои молчаливым приветствием. Знаете как?

( варианты детей)

-Чтобы молча поздороваться , надо встать рядом с партой. Давайте попробуем, поздороваться ,как школьники.

ШКОЛЬНИКИ ДОШКОЛЬНИК

Ребята, недавно вы первый раз пришли в этот класс. Скажите, а как вас теперь называют? (дети отвечают: школьники, первоклассники. Если дети сами не дают ответа, отвечает учитель.) Правильно, теперь вы школьники, первоклассники. А что вы делали до того, как попали в школу? (дети отвечают: ходили в детский сад, сидели дома.) А как вас тогда, до школы, называли? (дети отвечают: дошкольники. Если дети не дают ответа, отвечает учитель.) Когда вы еще не ходили в школу, вас называли дошкольниками. Скажите, чем отличаются школьники от дошкольников? (Дети отвечают, учитель их поправляет, подытоживает сказанное.Можно Правильно, школьники отличаются от дошкольников тем, что ходят в школу, учатся на уроках, дома делают домашние задания. А что делают дошкольники? (дети отвечают: играют, бегают.) А может ли школьник играть и бегать? (Дети высказывают свои предположения.) На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может иногда вести себя как школьник, а иногда как дошкольник. Нужно только знать, когда вы должны вести себя как школьники, а когда можно снова превратиться в дошкольников.

Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумайте, как нужно вести себя в этой ситуации — как школьник или как дошкольник. Кто хочет ответить, поднимает руку и ждет, пока я его спрошу. Мы будем выполнять это задание, как школьники, и будем пользоваться правилом «поднятой руки».

(Учитель показывает напоминающий о правиле. Учитель называет ситуации, а дети отвечают.)

Учитель: На уроке на прогулке дома. Во время приготовления уроков. На перемене. В школьной стоповой. Во время игры в футбол. С друзьями. В школьной библиотеке.(Если дети ошибаются, учитель поясняет и комментирует.)

Игра «Море волнуется раз»

Учитель: «Большое спасибо, вы прекрасно справились с этим трудным заданием. Вы знаете, когда можно вести себя как школьник, а когда — как дошкольник. А теперь давайте посмотрим, сможете ли вы быстро превращаться из школьника в дошкольника и наоборот. Сейчас мы с вами сыграем в игру, которую многие из вас, наверное, знают. Эта игра называется «Море волнуется, раз», но мы будем играть в нее по- особенному. Вместо морской фигуры мы будем изображать фигуры школьника и дошкольника. Водящий будет говорить: «Море волнуется, раз, море волнуется, два, море волнуется, три, фигура школьника (или дошкольника) на месте замри». Пока морё волнуется, можно ходить по классу, а на слове «замри» нужно замереть, изображая названную фигуру. Водящий выбирает самого школьного школьника или самого дошкольного дошкольника. Первым водящим буду я. Встаньте, пожалуйста, и подойдите ко мне.