Файл: Учебник Текст П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, В. Н. Шевелев, Е. В. Шевелева. 2е изд., стер. Ростов нД. Феникс, 2012. 573 с.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Причины разложения первобытнообщинного строя.

История для бакалавров: учебник [Текст]  / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е. В. Шевелева. - 2-е изд., стер. - Ростов н/Д. : Феникс, 2012. - 573 с.

Переход от первобытности к цивилизации

Первобытный мир и рождение цивилизаций
ф . Источники сведений о первобытных людях. Периоди­

зация древнейшей истории. Антропогенез. Общество

первобытности. Переход от первобытности к цивили­

зации. Происхождение государства и права. Культура

первобытности.
Источники сведений о первобытных людях
Историки воссоздают первобытность по самым разнообраз­

ным источникам. Решающую роль при этом играют изыска­

ния ученых-археологов. В земле, на месте стоянок и поселе­

ний древних людей, ученые находят остатки жилищ, орудия

труда, черепки посуды, монеты, ремесленные поделки, юве­

лирные изделия, оружие.

Предметы, изготовленные человеком, несут в себе инфор­

мацию о нем самом, о его занятиях и обществе, в котором он

жил. По материальным останкам человека можно получить

сведения о его духовном мире. Сложность работы с этим ви­

дом источников заключается в том, что до нас дошли далеко

не все предметы, связанные с человеком и его деятельно­

стью. Предметы из органических материалов (дерево, кость,

рог, одежда), как правило, не сохраняются. Поэтому исто­

рики выстраивают свои концепции развития человеческого со­

общества в первобытную эпоху на основании дошедших до на­

ших дней материалов (кремневых орудий, глиняной посуды,

жилищ и прочего). Археологические раскопки способствуют

приобретению знаний о самом начале человеческого существо­

вания, потому что орудия труда, изготовленные человеком,

явились одним из главных признаков, отделившим его от

животного мира.

Другой вид источников — этнографических, позволяют

ученым при помощи сравнительно-исторического метода ре­

конструировать культуру, быт, общественные отношения лю­

дей прошлого. Этнография исследует жизнь реликтовых (от­

сталых) племен и народностей, а также пережитки прошлого

35
в современных обществах. Для этого используются такие на­

учные методы, как непосредственные наблюдения специали­

стов, анализ записей древних и средневековых авторов, спо­

собствующих приобретению некоторых представлений об об­

ществах и людях прошлого. К этнографическим источникам


также относятся фольклорные памятники, по которым иссле­

дуют устное народное творчество.

Антропология изучает костные останки первобытных лю­

дей, восстанавливая их физический облик. По костным ос­

танкам мы можем судить об объеме мозга первобытного чело­

века, его походке, строении тела, болезнях и травмах. Ант­

рополога могут реконструировать весь скелет и облик человека

по маленькому фрагменту кости и, таким образом, восстано­

вить процесс антропогенеза — происхождение человека.

Лингвистика занимается исследованием языка и выявле­

нием в его рамках древнейших пластов, которые сформирова­

лись в далеком прошлом. По этим пластам можно не только

восстановить древние формы языка, но и узнать многое о

жизни прошлого — материальной культуре, общественном

устройстве, образе мышления. Реконструкции лингвистов

трудно датировать, и они всегда отличаются известной гипо­

тетичностью.
Периодизация древнейшей истории
Периодизация — это условное деление истории человече­

ства в- соответствии с определенными критериями на времен­

ные этапы.

Существуют различные принципы периодизации первобыт­

ной истории. Наиболее распространенной является археоло­

гическая периодизация, критерием которой являются разли­

чия в материале и технике изготовления орудий труда. По этой

схеме , первобытную эпоху делят на каменный, бронзовый и

железный века. В свою очередь, каждая из этих эпох подраз­

деляется на ряд этапов. Мы не имеем возможности анализи­

ровать эти этапы. Все они составляют эпоху дикости челове­

ческого сообщества. Для становления цивилизации принци­

пиальное значение имеет период неолита (VIII—V тыс. лет

назад), когда началось формирование экономики, основан­

ной на земледелии и скотоводстве. Этот период английский

36

первые очаги цивилизации с надобщинными социальными

структурами и ранними формами политической администрации.

Таким образом, возникновению первых цивилизаций пред­

шествовала неолитическая революция. Связанный с нею пе­

реход к новым формам хозяйства способствовал кардиналь­

ным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфе­

ре. Теперь в бескрайнем мире охотников, рыболовов и соби­

рателей, освоивших почти все природно-климатические зоны



Земли, на авансцену истории выдвигаются общества земле-

дельцев-скотоводов. Именно в их среде создается значитель­

ный прибавочный продукт и соответственным образом накап­

ливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существова­

ния раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству

ірандиозных по тем временам ирригационных сооружений,

резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло

отделилось от сельского хозяйства. Появились города — осо­

бый тип поселений, в которых жители, по крайней мере ча­

стично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали

возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальни­

цы, пирамиды и т.д., имеющие непосредственно хозяйствен­

ное назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появи­

лись разные социальные группы, отличающиеся друг от друга

по профессиональным признакам, по социальному статусу,

по материальному положению, по объему прав и привилегий.

Сформировались государства — системы органов организации

и управления жизнедеятельностью общества, защиты соци­

альных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди мог­

ли зафиксировать в материальной форме достижения своей

культуры: идеи, верования, традиции, законы — и передать

их потомству.
37

Общество первобытности
Первобытнообщинный строй—своеобразная отравная точка в истории человечества. Это самая длительная по времени общественно-экономическая формация существовала у всех народов на ранней стации развития. В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производительных сил, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой. Важным этапом в истории первобытного человека стала неолитическая революция, когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему.

В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда — земледелие и скотоводство выделились в отдельные виды деятельности. Скотоводство отделилось от земледелия, и появились оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие племена. Земледелие и скотоводство, выделившись в отдельные виды деятельности, пока еще не стали ведущими и основными отраслями хозяйства, а носили только подсобный характер. Высокоорганизованная охота и рыболовство еще долго были основным или даже единственным видом хозяйства.


В неолите люди научились резать камень, сверлить и полировать его. При помощи новой техники обработки были созданы орудия труда, которые человек неолита мог использовать в земледелии: мотыги, ступки, зернотерки. Все это облегчало и улучшало жизнь неолитического человека. И хотя

42

по физическим данным он не ушел далеко от своих предков, но это был уже человек новой культуры.

В эпоху неолита произошло также и второе общественное разделение труда — ремесло стало отделяться от земледелия. Вскоре это выразилось в появлении особых ремесленных поселений в городах, что привело к отделению города от деревни. Неолит возродил и закрепил оседлость, ведь занятие земледелием предполагало оседлый образ жизни. С появлением ремесла улучшились бытовые условия людей, возникли первые более или менее стационарные поселения, а затем и поселения городского типа.
Со временем началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции, важную роль сыграли совершенствование земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли. С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские. Мужчина-земледелец и воин стал главой семьи. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям. Так закладываются основы частной собственности.

Постепенно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Человечество переходит от матриархата к патриархату. С развитием пахотного земледелия сельскохозяйственные работы перешли из рук женщины в руки мужчины. Мужчина (земледелец и кормилец) стал главой семьи. Степное скотоводство стало также преимущественно делом мужчин. Оно обогащало людей, давая реальный доход, несравнимый с результатом труда женщины-домохозяйки. Мужчина постепенно становится господином не только скота и всего хозяйства, но и самой женщины. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины
, для мужчин же допускается полигамия (многоженство).

43

Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины

в целом. По мере развития производительных сил (переход к медным, бронзовым и железным орудиям труда) и укрепления территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее — земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создает условия для возникновения классового общества и государства.

На смену каменному веку приходит век металла. Переход от камня к металлу занял тысячелетия: на Ближнем и Среднем Востоке 5—3 тыс. до н.э., в Европе с 3-го тыс. до н.э. Наступило время, когда изделия из камня уже не были единственными, а медные еще не получили широкого распространения. Этот переходный период называют энеолитом, т.е. медно-каменным веком.

Появление металла сыграло существенную роль в развитии всех видов хозяйственной деятельности человека и сопровождалось крупными изменениями в технологии, в экономической и социальной жизни, в усилении торгового обмена и, вместе с тем, военных столкновений между племенами. В итоге раннеземледельческий мир стал постепенно переходить к цивилизации.

Развитие земледельческо-скотоводческого труда обеспечивало возможность накопления излишков и высвобождения времени и средств для изготовления предметов потребления. Значительно повысился жизненный уровень людей. Часть работоспособных людей, освобождаясь от сельскохозяйственных работ, посвящала себя ремеслу, продукция которого была востребована раннеземледельческим миром. ВIV тыс. до н.э. появляется одно из крупнейших достижений древности — гончарный круг. Усложнение ремесла требовало все больше трудовых затрат, умения и опыта. Стали выделяться особенно искусные умельцы.

Начавшийся переход к цивилизации сопровождался ростом объема информации, когда традиционные формы ее передачи — устная и художественная, уже не справлялись. На

44
рубеже 4—3 тыс. до н.э. в Шумере были предприняты первые шаги по созданию письменности. Для этого использовали пиктограммы (рисунчатое письмо), которые позднее переросли в иероглифическое письмо. Нужная информация записывалась заостренными тростниками на сырых глиняных табличках в виде вертикальных колонок. Затем стали писать горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма.