Файл: Учебник Текст П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, В. Н. Шевелев, Е. В. Шевелева. 2е изд., стер. Ростов нД. Феникс, 2012. 573 с.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первобытное общество — это общество догосударственное, доклассовое, дошродское, дописьменное. Цивилизация — это общество, имеющее государственность, классы, города, письменность. В ходе становления цивилизации постепенно меняется взаимодействие человека и природы, усложняется структура общества, создаются государство и право, возникает письменность, появляются города, где часть людей освобождена от сельского труда, появляется религия и начинают возводиться монументальные сооружения (пирамиды, храмы), не имеющие непосредственного хозяйственного назначения.
45

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБУ ВО «ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» (ХГИК)

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ И МУЗЕОЛОГИИ

Ответы на вопросы по дисциплине

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Выполнил

студент группы N 116

заочного факультета

Коржуков Павел Владимирович

Работу проверил

доктор исторических наук

профессор кафедры КиМ

А. В. Алепко

г. Находка

2022 г.
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ (Г.Б. ПОЛЯК, А.Н. МАРКОВА)

Разложение первобытно-общинного строя

Примерно в V-IV тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества. Среди факторов, способствующих этому, помимо неолитической революции важную роль играли интенсификация земледелия, развитие специализированного скотоводства, появление металлургии, становление специализированного ремесла, развитие торговли.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья свидетельствуют о таком положении, сложившимся к концу IV началу III тыс. до н.э. Ту же картину подтверждают древнейшие памятники письменности, появляющиеся у некоторых племен предгорий Передней Азии, Китая во II тыс. до н.э.


Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны - все это вело к возникновению имущественного расслоения среди племен. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов. Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами.

С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой - ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вторые - в подчиненные. В результате войн могли оказаться в подчиненном положении целые племена или даже группы племен.

Однако долгое время, несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой знати еще должна была считаться с мнением всей общины. Но все чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.

Итак, признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкно- вений, обращение пленных в рабов, превращение рода кровнородственного коллектива в территориальную общину. Археологические раскопки в различных частях мира, в том числе и на территории СССР, позволяют сделать такие выводы. Примером могут служить знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тыс. до н.э. или пышные погребения вождей в Триалети (южнее Тбилиси). Обилие драгоценностей, погребение с вождем насильственно убитых рабов и рабынь, колоссальные размеры могильных насыпей все это свидетельствует о богатстве и власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени.

В различных районах мира разрушение первобытно-общинных отношений произошло разновременно, разнообразными были и модели перехода к вышестоящей формации: некоторые народы образовали раннеклассовые государства, другие рабовладельческие, многие народы миновали рабовладельческий строй и перешли сразу к феодализму, а некоторые - к колониальному капитализму (народы Америки, Австралии)[10].

Таким образом, рост производительных сил создал предпосылки укрепления связей между социальными организмами, развития системы дарообменных отношений. С

переходом от парного брака к патриархальному, а позднее моногамному укрепляется семья, которая обособляется в рамках общины.
Общинная собственность дополняется личной. Индивидуализация производства и укрепление семьи означали ослабление первобытного коллективизма и общины в целом. По мере развития производительных сил (переход к медным, бронзовым и железным орудиям труда) и укрепления территориальных (соседских) связей между семьями на смену ранней первобытной общине приходит первобытная соседская, а позднее - земледельческая община. Для нее характерно сочетание индивидуального парцеллярного производства с общей собственностью на землю, частнособственнического и общинного начал. Развитие этого внутреннего противоречия создает условия для возникновения классового общества и государства. [11] *

Первобытно-общинный строй - отправная точка в истории человечества. Это самая длительная по времени общественно-экономическая формация, она существовала у всех народов на ранней стации развития.

В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производительных сип, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой - от каменного века к бронзовому, от бронзового - к железному.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества.

Первобытное общество
:
учебное пособие / сост. А.П. Беликов. 

Разложение родового строя
Бытие определяет сознание, с этим тезисом спорить невозможно. Когда экономика общества изменяется, вслед за ней неизбежно меняется и социальная структура, и сама организация управления социумом.
Основой родового строя было равенство всех сородичей, совместное владение землёй рода и – принцип бесплатной родовой помощи. Однако само развитие экономики подрывало все эти устои, и в конечном счёте привело к их отмиранию.
Факторы, разрушающие родовой строй: -

Текст страницы №81

81
1. Первые крупные общественные разделения труда.

Первое:
Отделение земледелия от скотоводства. Эти отрасли экономики появились в одно время и на одной территории, и существовали совместно. По мере развития хозяйства и увеличения поголовья скота, возникла проблема пастбищ, прокормить скот становилось всё труднее. Сначала пытались решить эту проблему, скармливая домашним животным часть зерна, но это было слишком расточительно. Неизбежно возник выбор – или сокращать поголовье, или искать для него новые пастбища. В конечном счёте, определяющим фактором опять стали природно-климатические условия. Там, где были обширные степи с обильной травой, оказалось возможным и выгодным перейти к кочевому скотоводству. Если же территория рода располагалась на плодородных почвах, предпочтительнее было сосредоточить основные усилия на земледелии. Так появилось специализированное животноводство и специализированное земледелие, приносящие намного больше конечного продукта. Богатых людей стало больше. Между кочевниками и оседлыми земледельцами сразу же сложились двойственные отношения: они нуждались в торговле для обмена излишками своей продукции, и – между ними происходили непрерывные военные столкновения. Каждая сторона стремилась получить необходимые ей продукты бесплатно во время набегов. К тому же скотоводы, нуждавшиеся в непрерывном расширении кочевий, считали земли, занятые посевами – неправильным использованием потенциальных пастбищ, и старались «исправить» эту несправедливость.
2.
Второе:
Отделение ремесла от сельского хозяйства в отдельную отрасль экономики. Сначала ремесленники продолжали заниматься сельским хозяйством, но затем выяснилось, что лучшие мастера могут получать всё необходимое для жизни и даже сверх того, если сосредоточатся только на производстве готовых изделий. Так появилось специализированное ремесло – производство только на продажу или обмен. Качество продукции выросло, более совершенные орудия труда, изготавливаемые мастерами –
повысили производительность труда. Увеличился избыточный продукт, что привело к тому же результату – богатых людей стало больше, имущественная дифференциация разрушала принципы родового равенства.
3.
Третье: Выделение торговли в новую отрасль экономики.
Мастер, занятый в своей ремесленной мастерской, не имел времени для того, чтобы развозить свою продукцию по соседним территори-


Текст страницы №82

82
ям, а ближайший рынок быстро насыщался его изделиями. В результате появились посредники между производителем и покупателем –
профессиональные торговцы. Купив у мастера 20 бронзовых топоров по 3 мешка зерна каждый, они затем отвозили товар в отдалённые места, и получали 6 мешков зерна за каждый топор. Быстро выяснилось, что торговля – самая выгодная отрасль экономики, способствующая стремительному обогащению. Наиболее энергичные и предприимчивые сородичи сделали её единственным своим занятием, полностью отойдя от производительной деятельности. Выделение торговли способствовало ускоренному развитию транспортных средств: плотов, лодок. Позже – телег, запряжённых упряжными животными, дорог, мостов, всех средств сообщения. И резко усилило имущественное расслоение сородичей.
2. Освоение металлов. Самым первым металлом, с которым начал работать человек, была самородная медь. Первые изделия из неё, изготовленные методом «холодной ковки», датируются VIII
тысячелетием до н.э. Затем было освоено литьё, позволившее получать более совершенные орудия труда, но медь слишком мягкий металл, поэтому вытеснить камень она не смогла. Металлургия развивалась крайне медленно, опыт накапливался в течение длительного времени. Со временем мастера заметили, что добавки к меди олова, свинца делают полученный сплав прочнее, так родилась бронза – первый в мире искусственный металл, полученный человеком. Новый металл распространялся долго и неравномерно, но можно констатировать, что с III тыс. до н.э. человечество вступило в бронзовый век. Дальнейшее развитие металлообработки пошло быстрее, и уже в конце II тыс. до н.э. появилось железо.
Освоение металлов имело огромное значение. Производительность труда многократно выросла. Отпала необходимость в совместном коллективном труде. Земля, которая оставалась общеродовой собственностью, стала делиться на участки, и каждая семья обрабатывала свою долю самостоятельно. При этом вожди, герои, старейшины, жрецы получали более плодородную землю, и их надел превосходил по площади участки рядовых общинников.
3. Участившиеся межплеменные войны. Они обогащали всех сородичей, но значительная часть добычи оседала в руках вождей и героев.

4.
С появлением частной собственности быстро умер принцип бесплатной родовой помощи. Теперь, дав в долг сородичу зерно или