Файл: Культура это то, что остается, когда все остальное забыто.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто»
Э. Эррио
Культура – это вторая природа, все что создано человеком. Это образ жизни, обычаи, традиции и верования. Это все то, что делают люди и то новое, что мы вносим в мир природы. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культура – главное богатство народа. И как же бывает больно видеть что наши выпускники зачастую не знают самых значимых достижений культуры путая казанский собор с иссакиевским или ……
Причин тому множество
При изучении истории культуры в рамках школьного курса исходить нужно из следующего:
- Культура есть след человеческой истории во всем ее многообразии, как писал В.С. Соловьев, «только отблеск, только тени от незримого очами». Без и вне человеческой истории культура не существует.
- Памятники культуры зачастую очень наглядно, емко и полно выражают определенные исторические тенденции, моделируют важные процессы, отражают общественные явления.
- Произведения искусства глубоко эмоциональны и индивидуальны. Поэтому научить ученика понимать, почему автор «так видит», значит научить понимать произведения искусства, их красоту и связь со «своей» современностью.
Вопросы изучения культуры в школьных курсах имеют давние традиции, но, к сожалению, они не занимают должного места в преподавании истории. В большинстве школьных учебников по отечественной истории эта проблематика изложена сухо, невыразительно, да и сама форма подачи культурно-исторического материала сводится к развернутым или сжатым перечням имён и достижений.
К сожалению, ещё нередко в практике преподавания материал по истории культуры и быта является механическим привеском к тому или иному курсу истории. Между тем без его глубокого усвоения невозможно создать у учащихся полноценный образ эпохи, а именно эту цель, по моему мнению, и преследуют уроки культурологической направленности.
Углубленное изучение культурно-исторических традиций помогает осмыслить на более высоком уровне процессы общественного и политического развития, проследить экономические изменения и одновременно создать предпосылки для расширения культурного кругозора учащихся, формирования их художественных интересов и вкусов.
Изучение вопросов культуры на уроках является сложным разделом, как для учителя, так и для учащихся. В силу того, что времени на изучение данных вопросов отводится мало (не более 10 ч.), а материал очень объемный, то учителю приходится постоянно искать новые формы и методы работы на таких уроках.
Я долго думала над тем, как интереснее и разнообразнее проводить уроки культуры, и в итоге проведя не один такой урок, пришла к выводу, что вопросы культуры изучаются с большим разрывом. Например, в 10 классе изучаем культуру Руси X - XIII века, затем через 7 — 8 уроков изучаем культуру Руси XIV - XV века, через 4—5 уроков - культуру XV - XVI века и еще через 15—20 уроков изучаем культуру XVII века. Немного поработав по данному курсу, я пришла к выводу, что целесообразнее несколько отдельных уроков объединять в единый большой блок, либо в 2 блока, и провести уроки по культуре сразу же после изучения всего курса. Такой метод позволяет не просто изучить вопросы культуры, а проследить определенные закономерности.
В чем целесообразность такого планирования уроков? Во-первых, такой подход дает возможность мне самой погрузиться в мир искусства и увлечь туда детей на несколько уроков, что невозможно сделать за один урок. Во-вторых, такие уроки помогают ребятам представить целостную картину развития культуры в большом временном промежутке. В-третьих, намного проще организовать на таких уроках творческую, познавательную, исследовательскую деятельность ребят, а именно эту цель я преследую. Можно, конечно, приводить еще множество доводов в пользу данного планирования, но мне бы хотелось остановиться на конкретных наработках данного курса.
Ещё в сентябре, как только я беру новый класс, обязательно один из уроков посвящаю роли культуры в жизни человека прошлого и настоящего, погружая детей с помощью репродукций, в мир прекрасного, в мир искусства. Я обязательно рассказываю, в какой форме будут проходить все наши уроки культурологической направленности. Уже сразу у ребят формируется положительная мотивация к таким урокам.
Подготовка к урокам посвященным культуре, всегда начинается за 3 —4 урока предварительно. Чаще всего я делю ребят на творческие группы по 5-7 человек и заранее определяю тему их поиска. В ходе работы каждой группы я вношу какие-то коррективы, чем-то помогаю, даю советы. Например, одной из творческих групп дается задание подготовить материал о развитии театра, музыки ХIХ века. Предлагаю ребятам, чтобы как-то заинтересовать своих товарищей, организовать небольшое театрализованное представление или показать отрывок какого-либо произведения ставившегося в то время в театре (пьесы Островского 2/2 19 века). А чтобы ярче и образнее представить музыку, я предлагаю использовать отрывки музыкальных произведений 19 века и т.д. Работу таких творческих групп я чаще использую для детей среднего школьного возраста. Они всегда с большим интересом откликаются на эти задания, у них появляется дух конкуренции, и очень часто они уже по собственной инициативе придумывают какие-то ребусы, загадки, кроссворды, пытаются по особенному представить свой материал.
Иногда я использую другие методы на уроках по культуре. Например, даю отдельные вопросы нескольким ученикам класса, один готовит материал о живописи, второй об архитектуре, третий о скульптуре и т. д. Всем остальным ученикам класса предлагаю по несколько вопросов по этой же теме. Уже в ходе урока, когда заранее приготовившиеся ученик расскажет о том или ином виде искусства, весь класс включается в работу, кое-кто дополняет, кто-то опровергает выдвинутые идеи. Особенно удобно использование данного метода в старших классах при изучении культуры ХХ века и особенно культуры 30-90-х гг. ХХ века. Ребята на таких уроках не просто узнают что-то новое о культуре своей страны, но и учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, отстаивать ее в споре.
Очень часто у ребят при изучении вопросов, посвященных науке, исчезает интерес. Чтобы как-то этот интерес активизировать, я иногда предлагаю ребятам каждому выбрать отрасль науки, которая ему больше нравится.
Представить себя ученым той или иной отрасли и уже от его лица вести разговор, а по ходу такого разговора ребятам дается задание заполнить таблицу, такого типа:
Отрасль науки | Автор, год открытия | Открытие |
| | |
Очень удобны для учителя и интересны для учащихся уроки- экскурсии, уроки-путешествия. Например, путешествие по средневековому городу, путешествие в Петербург ХIХ века, экскурсия в мастерскую художника или музей живописи XVIII в. и т. д. Конечно, форм проведения таких уроков очень много и мне еще предстоит работать в этом направления.
Большим плюсом на сегодняшний день являются различные ресурсы по культуре, которые можно использовать на уроках, изучая живопись, быт, нравы русского. Весь имеющийся на диске иллюстрированный материал дает ребятам образное наглядное представление о культуре, искусстве. И я по возможности пытаюсь использовать этот материал на своих уроках.
Портреты Кипренского и Тропинина не похожи так, как не похожи Петербург и Москва. Официальный, мундирный, застегнутый на все пуговицы, гордый, величественный, погруженный в свои мысли, торжественный – это Пушкин столичного художника Кипренского. Домашний, взлохмаченный, порывистый, трогательный, мечтательный и собранный, но при этом все равно величественный и торжественный в своем домашнем халате – это Пушкин Тропинина.