Файл: Человек как живая среда, сложная, открытая, самоорганизующиеся и саморазвивающиеся система.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Доклад на тему: «Человек как живая среда, сложная, открытая, самоорганизующиеся и
саморазвивающиеся система»
:
Выполнила:
студентка группы ЭБПО-202фзк
Валиева Рамила Камал кызы
Проверила:
Сахнова Ирина Владимировна
Доклад:
«Человек как живая среда, сложная, открытая, самоорганизующиеся и саморазвивающиеся система»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Человек как живая среда, сложная, открытая, самоорганизующиеся и саморазвивающиеся система 7
Заключение 16
Литература 18
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что личностный рост для современного человека – обязательная составляющая всей жизни. Стремление к идеальному «я», без которого невозможно позитивное принятие самого себя — вот что такое личностное самосовершенствование.
Так, медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность – специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности.
Таким образом, социально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры. Естественно-научные основы физической культуры – комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма современного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой. [3]
Организм – слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья.
Отличительная особенность человека – сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность). [1]
Цель данной работы – исследовать человека как живая среда, сложная, открытая, самоорганизующиеся и саморазвивающиеся система
Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:
-
Рассмотреть человека, как живая среда, сложная, открытая, самоорганизующиеся и саморазвивающиеся система; -
рассмотреть понятие личности ее становления.
Методологическую основу исследования составили различные методы: описательный, сравнительный, методы наглядного представления данных (табличный), экономико-статистические, метод научного анализа, метод экспертной оценки.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых. Работа написана на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации, публикаций статей СМИ, экономических словарей.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Человек как живая среда, сложная, открытая, самоорганизующиеся и саморазвивающиеся система
В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость [1]. В зависимости от того, в чем усматривается такое начало, теории личности подразделяются на психобиологические, биосоциальные, психосоциальные, псих статистические и т.д.
Внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интерпсихологических, межличностных процессов. Индивид формирует свой внутренний мир путем усвоения, интериоризации, исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризует свои психические процессы. Таким образом, “социальное” и “индивидуальное”, на первый взгляд являющиеся противоположностями, оказываются связанными друг с другом генетически и функционально.
Важное значение для нормального функционирования личности имеет также такой внутренний регулятивный механизм личности, как самосознание, включая образы собственного “Я”, самооценку и самоуважение, от которых во многом зависят уровень притязаний и реальное поведение.
Различают несколько граней собственного “Я” [2].
Первая грань “Я” – это так называемое телесное или физическое “Я”, переживание своего тела как воплощения “Я”, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного “Я” мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело вносит очень большой вклад в целостное ощущение собственного “Я” – об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное “Я” приобретает в подростковом возрасте, когда собственное “Я” начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны “Я” еще отстают в своем развитии.
Вторая грань “Я” – это социально-ролевое “Я”, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого “Я” – характерная черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов – и ничего кроме этого “Я” не содержит.
Третья грань – психологическое “Я”. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».
Четвертая грань “Я” - это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание своей свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным “Я”, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.
Наконец, пятая грань “Я”- это самоотношение или смысл “Я”. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка - общее положительное или отрицательное отношение к себе. Следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а
также автономности, независимости от внешних оценок.
Так же, без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки. Все названные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что является целью данной работы, в задачи которой входит систематизация, накопление и закрепление знаний о социально-биологических основах физической культуры и спорта. Медицинская наука при рассмотрении организма человека и его систем исходит из принципа целостности человеческого организма, обладающего способностью к самопроизведению и саморазвитию. [4]
Организм человека развивается под влиянием генотипа (наследственности), а также факторов постоянно изменяющейся внешней природной и социальной среды. Целостность организма обусловлена структурой и функциональной связью всех его систем, состоящих из дифференцированных, высокоспециализированных клеток, объединённых в структурные комплексы, обеспечивающие морфологическую основу для наиболее общих проявлений жизнедеятельности организма. Физиологическая регуляция процессов, протекающих в организме, весьма совершенна и позволяет ему постоянно приспосабливаться к изменяющимся воздействиям внешней среды. [3]
Все органы и системы человеческого организма находятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма. Взаимосвязанная и согласованная работа всех органов и физиологических систем организма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. При этом ведущую роль играет и центральная нервная система, которая способна воспринимать воздействия внешней среды и отвечать на него, включая взаимодействие психики человека, его двигательных функций с различными условиями внешней окружающей среды. [5]
Отличительной особенностью человека является возможность созидательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности. Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных систем, органов и всего организма в целом, процессов жизнедеятельности, протекающих в условиях воздействия на
организм естественных факторов природы, невозможно правильно организовать и процесс физического воспитания. Учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию базируется на ряде естественных наук. В первую очередь это анатомия и физиология. Анатомия объясняет внешнюю форму, внутреннее строение и взаимное расположение органов и систем организма человека. Функционально все органы и системы организма человека находятся в тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа обязательно влечет за собой активизацию деятельности других органов. [2]
Функциональной единицей организма является клетка - элементарная живая система, обеспечивающая структурное и функциональное единство тканей, размножение, рост и передачу наследственных свойств организма. Благодаря клеточной структуре организма возможны восстановление отдельных частей органов и тканей организма. У взрослого человека число клеток в организме достигает порядка 100 триллионов. Система клеток и неклеточных структур, объединенных общей физиологической функцией, строением и происхождением, которая составляет морфологическую основу обеспечения жизнедеятельности организма, называется тканью. Учитывая механизм обмена и связи клеток с окружающей средой, хранения и передачи генетической информации, обеспечения энергией, различают основные типы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.
Так как, эпителиальная ткань образует наружный покров тела - кожу. Поверхностный эпителий защищает организм от влияния внешней среды. Данной ткани свойственна высокая степень регенерации (восстановления). К соединительной ткани относят собственно соединительную ткань, хрящевую и костную. Группа тканей организма, обладающих свойствами сократимости, называется мышечной тканью. Различают гладкую и поперечнополосатую мышечную ткань. Поперечнополосатая ткань сокращается по желанию человека, гладкая - произвольно (сокращение внутренних органов, кровеносных сосудов и т.п.) Нервная ткань является основным структурным компонентом нервной системы человека. [1]
Гомеостаз- относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, химического состава крови и т.д.)
Пищеварительная система- совокупность органов пищеварения у животных и человека. Пищеварительная система обеспечивает организм необходимой энергией и строительным материалом для восстановления и обновления клеток и тканей, постоянно разрушающихся в процессе жизнедеятельности.