Файл: Хозяйство и материальная культура эвенков.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Хозяйство и материальная культура эвенков

Календарь. В названиях месяца отражено деятельность племени охота и летнее собирательство. Годовой цикл начинается по-разному : у северобайкальских с весны( прилет ворон-март охота на лосей и парнокопытных, отделка парнокопытных –апрель и занимались рыболовством)

Охота. Охотились в сибирском районе-на лося, соболя, лиса, белка, заяц. Территория делится на 2 зоны : 1 между енисеем и леной ,2 на восток от лены-байкала. На западе охота с луком, на востоке – самострел и петли. На лося охота начиналась к концу зимы и до осени. Охотились на кабаргу и косулю в скалистых местностях. Изюбр загоняли также как и лося , 2-4 человека охотились , медведь имеет и др названия дед, старик, копьем, ружьем, дудки(конукта) издавала звук урчания во время течки. Охота на каменных баранов. Рысь, волк (не все, т.к тотемное живот.) , заяц, горностай, лиса, песец, выдра. Охотились луком имеет 2 типа сложный и простой. Стрелы имеют различные наконечники : вилкообразные, шилообразные, клинообразные, граненые и раздвоенные. Затем ружье вытеснило лук.

Оленеводство. Олени отличаются внешним видом, западные меньше и тоньше чем восточные, поэтому и различаются вьючные сумки приучают с 2х лет, под верховую езду с 4-5 лет. Спаривание длится месяц. Уход заключается в подпиливании рогов, холощении, лечении, сооружении изгородей. Уход является женским делом и некоторое участие принимают и мужчины. Забивать на мясо могут и м и ж. делали метки на ухе оленей. Запрещено убивать домашнего оленя из ружья. Убивали либо удушением, либо ножом в сердце. Мясо забитого потреблялось всей семьей, часть идет на подарки родственникам, на ритуал ели все участники обряда шкуры шли на одежду, коврики, шнурки, рога на различные мелкие подделки (лук, седла).

Рыболовство. В реках Енисея, Верхней Ангары, Витима ловились таймень, хариус, карась, сиг, елец, ленок, окунь, щука, язь, налим. В Ви­люй с Лены заходили нельма, чир, моксуп, стерлядь, а в реки Охотского моря — кета, кунжа, майма, чавыча, нерка. На Амуре и его притоках производился лов белуги, калуги, осетра, лосося, сазана.

Древними охотничьими способами, сохранившимися до сих пор, были покол рыбы и стрельба но ней. Кололи острогой. Существо­вали три вида этого орудия. Первый — острога кирамки (бадар), характерная для всех эвенков. Второй тип остроги-гарпуна.

Существует подстерегание рыбы с беседки она расположена на высоте 2х метров от воды, покол с рыбкой- приманкой через лунку проруби, перегораживание мелких рек, затем сетями, глушили палками.

Свежую рыбу съедали всем стойбищем. Во время рыбалки каждый из участников брал столько, сколько считал нужным, но чаще рыба доставалась всем рыбакам примерно поровну. Иногда еще на рыбалке выделяли часть вдовам, сиротам и старикам. Излишки рыбы вялили па солнце и над огнем, делая впрок не­большие запасы. Их хватало обычно на время больших морозов. В районах, расположенных близко к русским поселкам (особенно в Забайкалье), часть рыбы шла на продажу. Из голов, кожи, костей варили клей. Шкурки больших рыб (налима, тайменя) обрабатывали. Из них шили разных размеров сумки. Сидячие охотские эвенки и эвенки озерного района на истоках Вилюя применяли рыбьи шкурки и для пошивки нижнего шока на чум.

Скотоводство. скотоводческие группы были различными. Степные.со­державшие лошадей, верблюдов, рогатый скот, коз и овец, коче­вали со стадом два раза в год: с зимников, расположенных на южных склонах гор, на летники, в степи, и обратно. Приречные, содержавшие небольшое количество лошадей и коров, кочевали по речкам, перевозя в долбленках весь скарб и перегоняя скот по берегу. Третью группу — по верхней части бассейна Витима и Нерчи и на средних притоках Амура — составляли охотники, по­терявшие оленей. Они покупали у соседей лошадей и коров. Ло­шади им нужны были для перевозки вьюков во время дальних охот, а коровы — на мясо (на охоту вместе с навьюченными лошадьми уводили и одну корову).

Собаки. Транспортом были, загоняли зверей во время охоты.

Собирательство. заготовка на зиму, собирали ягоды кедровые орехи черемуху .

СХ. Они приобретали лошадь, корову, разводили огороды, а не­которые из них выкорчевывали- в тайге небольшие участки и распа­хивали землю под посев. Ангарские эвенки сеяли ячмень, рожь, пшеницу, а в огородах высевали табак. На амурских притоках осевшие эвенки разво­дили относительно большие огороды, в которых высевали куку­рузу, высаживали картофель, капусту, брюкву и другие овощи, сеяли табак. Осев по 2—3 семьи, они в конце XIX в. образовывали поселки.

Домашнее производство. Мужчины владели кузнечным мастерством, производили разно­образные поделки пз дерева, рога, кости, изготовляли лодки, лыжи, нарты. Женщины обрабатывали бересту, шкуры животных л шили из них разные пещи. Необходимо отметить, что всякий вид новой работы, входивший в быт эвенков от соседей, был вна­чале мужским делом, потом уже становился женским. Поэтому, например, плетение сетей у одних групп считалось мужском работой, у других — женской. Раскрой ножницами и шитье на машине, появившейся у некоторых эвенков в конце XIX в., а также выпечка хлеба в русской печке в первое время были тоже мужской работой.

Кузнечное производство было известно эвенкам в пе­риод древних тунгусо-монгольских связей, о чем свидетельствует лексика.3 Почти все мужчины умели перековывать металл, а некоторые добывали руду и плавили железо. Умение перековывать старые вещи и ковать новые. Изготавливали предметы из дерева, обработка бересты и изготовления различной утвари из нее делали женщины. Обрабатывали шкуры.

Средства передвижения, оленый транспорт, водный лодка берестянка.

Стойбище. Временные стойбища оленпых эвенков назывались урикит-, постоянные (чаще зимние) стойбища на берегах рек — мэнэен. Стойбища западных (бассейн Енисея и примыкающих притоков Лены), а также крайневосточных эвенков с эвенкий­ским типом оленеводства бывали относительно многочисленными только с периода отела и до конца периода мошки, пли созрева­ния ягод. В остальное время эвенки кочевали одной-двумя семьями. Об этом упоминается во всех работах XVIII—XX вв. Зимой семьи их жили ла стойбищах-мэнэеп. Летнее «много­людство» стойбищ западных эвенков было вызвано необходи­мостью ухода за оленями. Эвенки восточных горных районов, а также тундровые эвенки илимнийской группы с орочонским типом оленеводства тоже съезжались в это же время, чтобы на горных пастбищах не давать разбегаться объединенному стаду на большее расстояние.

Жилища. Основное жилище тунгусов (охотников и олене­водов) — конический чум — характерно для многих пародов Си­бири (самоедские — на севере, тюркоязычные народы Саяно- Алтайского нагорья — на юге, якуты и юкагиры — на северо-вос­токе и кеты — на Енисее). Тем не менее тунгусский чум имеет некоторые отличия и в установке остова, и в способах покрытия и изготовления покровов. Терминология, относящаяся к чуму и его частям, едина для всех тунгу со-маньчжуров: джу (

^жо дю де дюг —■ дюкан — дюкча) — «чум», «дом»; сона — назва­ние двух основных жердей остова и дымового отверстия; осталь­ные 2—4 основные жерди основы остова — гуру — турувун. (онцан,— «угол» — их второе название); чимка ( кимка шимка — симка) — срединная жердь, устанавливаемая внутри чума; икэптуксэн — задняя жердь против входа, к котором привя­зывали поперечную жердь — икэптун (передний конец ее привя­зывали к чимка)\ серац— так называлась любая жердь, опирае­мая па основу остова; уркэ — дверное отверстие; тыкса ('-'тыхса гыха) — покрышка из бересты; эллун, элбэн — нижний шок (покров из ровдуги или ткани); унэкэн— верхний шок. Общими были и многие названия мест в чуме и любом жилище: чо/щ — место для хозяйственных вещей около входа; далба — .место хо­зяйки рядом с чоца; бе — места вправо и влево от костра для членов семьи; налу — почетное место против входа за костром; харан. — аран — место костра (у некоторых эвенков — место чума, а у северобайкальских — название чума).

По конструкции и типу покрышек тунгусский чум был ближе к алтайскому и тувинскому (Л- 40, 8G1). В основе его остова име­лись две жерди (сона), воткнутые в землю, они опирались друг на друга при помощи выемки на конце пли оставленного и верх­нем конце одной из них сучка, и не было никаких дополнитель­ных частей в виде внутреннего обода, петли пли отверстия в од­ной из этих жердей, характерных для самоедской и кетской кон­струкции (самоедская конструкция остова чума встречалась па северо-западе у отдельных эвенков). В основе остова тунгусского чума пе имелось и обруча, соединяющего вверху основные жердп, что было характерно для конструкции якутской урасы.1Тиски тунгусского чума, как тувинского (№ 40) и кетского, были сшиты из бересты, снятой с трех деревьев (исключение составляли сымские эвенки, они снимали с двух). Для самоед­ского чума характерны покрышки, сшитые из бересты, снятой с 6—7 деревьев, а для якутской урасы — из кусков бересты раз­ных размеров. Легкий конический чум имел незначительные варианты в устройстве основы остова, па которую опирались жерди. У крайнезападпых (сымск.) и восточных (аянск.) эвенков основа остова составлялась пз двух более толстых оструганных жердей (сона; аянск. сахамча). Верхний конец одной опирался на раз­вилку конца другой (аянск.), остальные жерди одинакового размера опирались на них. У сымских эвенков летом этот чум пе пмел срединной жердп (чимка), так как эвенки все делали вне чума и костер в чуме днем служил для дымления шкур, ко­торые набрасывали на верхнее соединение, а по вечерам — для освещения. В зимних чумах к двум основным добавляли средин­ную жердь-чимка, к которой привязывали передний конец попе­речной жерди (икэптун). Корьевое четырехугольное. В XIX в. среди восточных эвенков получила распространение палатка с железной печью, понемногу вытеснявшая конический чум и распространившаяся к началу XX в.

Пища, напитки. Питание производилось регулярно 4 раза в день через точные промежутки времени. Первые две трапезы были легкими, вто­рые две — более основательными. Регулярность в питании на­рушалась только во время перекочевок и па охоте.

Прежде принимали пищу у костра. Позже этот обычай со­хранялся только как ритуальный. Перед едой пили чай или кипяченую воду с каким-либо суррогатом чая. Любой подошед­ший к началу трапезы мог участвовать в пей наравне с осталь­ными.

Разнообразие пищи определялось сезонами. Весной, в марте- апреле, преобладало мясо парнокопытных и медведей, чередовав­шееся с небольшим количеством дичи. В мае—июне иногда добы­вали рыбу, а с половины июля к мясному пли рыбному питанию добавлялись свежие ягоды. С начала сентября количество мяса увеличивалось л к нему добавлялся кедровый орех. В октябре- ноябре основным питаппем служила боровая дичь, чередовав­шаяся с мясом парнокопытных и медведей, изредка — с рыбой. Только в декабре—январе основой питания становились сухие запасы мяса и рыбы. Все эвенки предпочитали мясо диких мясу домашних оленей. В сыром виде ели только костный мозг и хрящи только что уби­того зверя или оленя. Одним ударом тупого края ложа ловко рас­калывали кости в длину. Так как еще не остывший мозг счи­тался особым лакомством, его обычно давали детям пли гостям, разложив мелкими кусочками па груде вареного мяса. Взрослые лакомились хрящами из-под коленной чашечки, носовыми п с ро­гов, предварительно опалив последние. Некоторые из охотников при свежевании ели сырую печень и сердце.

Все части туши шлп на питание, не ели только легкие п глаза. Последние очень аккуратно вместе с нервами выпимали пз орбит п подвешивали в чуме к жерди как талисман, перевозя с собой во время перекочевок. Запасы приготовляли только из мясных излишков. Мясо заготавливали па зпму в сушеном над огнем (бучивча, хуривча уллз, бучивун} и вяленом на солнце видах (суллувча, ургавча уллэ). Во время морозов крупные куски мяса замораживали. Для сушки резалп узкими полосами сырое или слегка отваренное мясо и развешивали па солнце иа переклади­нах, укрепленных на суках, или раскладывали на ивовой пле­тенке, которую укрепляли над очагом в чуме. Сушеные кусочки назывались хуликта ( уликта хурикта — холокто — оаокто). Некоторые пз эвенков изготовляли из них муку (ургаца ур- гакта; тымрэ — алд.), раздалбливая на камне обухом топора. Длин­ные кости обычно складывали па невысокий лабаз
(гулик). Иногда старухи потихоньку собирали их и прятали иа голодное время. Летом, чтобы мясо сразу не испортилось, развешивали его па палке, укрепленной па ветвях двух деревьев или на двух жер­дях.

Основными способами приготовления мясной пшцп у всех эвенков были варка в воде без приправ с очень незначительным количеством соли и обжаривание без соли на рожне — силавун (от названия рожна произошло и название обжаренных кусочков. Co спиртом («вином») эвенков познакомили русские торговцы. Пили его во время выходов па ярмарки, но запасов никогда не делали? Вппо пили и мужчины, п женщины (девушки только при­губливали при угощении). Иногда давали его пробовать и ма­леньким детям. Листовой табак (да.ига, cap) курили все.

Одежда. Основной особенностью общетуп русского костюма, бросав­шейся в глаза всем путешественникам, была его составпость: иг сходящийся па груди кафтанчик; нагрудник, подвешенный па шею; натазники; ноговицы; унты. Они обращали внимание и на то, что кафтанчик и нагрудник одевались на голое тело, а также, что весь костюм имел большое количество украшений — бахрому, конский волос, обшивки из длинного козьего и собачьего меха и бисерные вышивки. волосы у них длинные ... перевязывают мужчины и женщины ... В зимнее же время шапок и рукавиц теплых, с каким-нибудь мо­хом платья не имеют. платье все в распушенных кистях и выкрашенными волосьями обвешенное и унизанное зеленым бисером и оловянными пуговицами. Распашной кафтанчик со сходящимися полами и нагрудни­ком как основа шаманского костюма существовал и у соседей, имевших свой национальный бытовой костюм (кеты, селькупы, энцы, якуты, тувинцы). Нагрудник, сохранившийся в виде орна­мента в женской одежде нганасанов, ненцев и энцев, свидетель­ствует о ранних связях самоедов с тунгусами. Распашной костюм с нагрудником и с украшениями на нагрудной части, характер­ными для тунгусов, а также плоские круги, прикреплявшиеся к головному убору. Мужская и женская одежда и обувь горнотаежных охотников по раскрою не различались. Женский кафтан был более украшен и несколько длиннее. Единственное различие в одежде относи­лось к нижнему краю нагрудника (с прямым — женский, с ост­рым мысом — мужской). Не различалась прежде и одежда жен­щин и девушек; последние в отличие от женщин носили голов­ную повязку. Ритуальная одежда отличалась большим количеством подвесных частей и орнаментировкой

, указывавшей на более ранний раскрой. На­тельная одежда в виде рубах (урбакэ) начала появляться с про­никновением в тайгу бумажных тканей и с развитием тесных связей с местным русским населением.

Различия между зимней и осенне-весенней одеждой раньше зависели только от сезонности шкур (осенне-зимние — для зимней одежды). Позже там, где шкур было мало и одежду шили из сукна, в холодное время надевали два и три кафтан­чика одновременно, по две пары ноговиц и унтов.

Татуировка как украшение