Файл: Занятие Онтология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие

Онтология

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Философская концепция о существовании предопределенности высшей

волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и жизни каждого че-

ловека – …

2) Широкий спектр философских концепций, в основе которых лежит

утверждение о первичности сознания по отношению к материи, – …

3) Философское направление, полагающее волю высшим принципом

бытия, – …

4) Учение о всеобщем характере причинных связей – …

5) Философское учение, признающее равноправие идеального и материаль-

ного, но не признающее их относительности, – …

Задание 2. Составьте интеллектуально-мотивирующую карту опираясь на памятку составления и образцы карт, которые даны в приложении к учебному пособию.

Задание 3. Найдите правильные ответы на вопросы программированного задания в таблице.

Таблица – это «подсказка», в которой есть ответы на все вопросы. Ответы нужно записывать цифрами и словами. Например: 1 – 10 (ответ) и далее в столбик.

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ

1

Материя

2

В. Соловьев

3

Вещество

4

Движение

5

Инстнинкты

6

Свобода

7

Н. Бердяев

8

Несотворимость

9

Сознание

10

Белковая молекула

11

Объективность

12

Всеединство

13

Бесконечность

14

Ноосфера

15

Поле

16

Бесконечность

17

Время

18.

Неуничтожимость

19

Разумная

свобода

20

Идеальное

21

Диалекти-ка

22

Материальное

23

В. Вернадский

24

Неисчерпаемость

25

К. Циолковский

26

А.Чижевский

27

Пространство

28

Онтология






1 вариант

1. Учение о бытии.

2. Он считал, что единство и гармонию в человеческой душе создает любовь.

3. Свойства материи.

4. То, на чем основана иррациональная свобода.

5. Создатель теории ноосферы.

6. Философская категория, которая характеризуется трехмерностью и месторасположенностью.

7. Свойство материи, подразумевающее вечную незавершенность и незаконченность процессов и состояний мира. Наука, созданная А. Чижевским.

8. Способ существования материи.

9. Движущийся образ вечности.

10. Виды бытия



2 вариант

1. Признак материальности.

2. Формы существования материи.

3. Философская категория, которая характеризуется одномерностью и направленностью.

4.Объективная реальность, данная нам в ощущениях.

5. Носитель биологической формы движения материи.

6. Разумная, информационная оболочка земли.

7. Материальные носители движения.

8. Свойство материи, которое характеризуется тем, что материя не исчезает, а лишь переходит из одного состояния в другое.

9. Этот ученый говорил о космической этике.

10. Сложные электромагнитные образования, состоящие из квантов, равномерно распределенных в пространстве.



Задание 4. Упражнения, комментарии

  1. «…Что и идеализм, и реализм суть одинаково крайние, избыточные положения, что ошибочно сводить материю к представлению, которое мы о ней имеем,

и также неверно делать из неё вещь, производящую в нас представления, но отличную от нас по своей природе. Материя для нас – совокупность “образов”. Под “образом” же мы понимаем определённый вид сущего, который есть нечто большее, чем то, что идеалист называет представлением, но меньшее, чем то, что реалист называет вещью, – вид сущего, расположенный на полпути между “вещью” и «представлением». Это понимание материи просто-напросто совпадает с пониманием её здравым смыслом. Мы бы весьма удивили человека, чуждого философским спекуляциям, сказав ему, что предмет, находящийся перед ним, который он видит и которого касается, существует лишь в его уме и для его ума, или даже, в более общей форме, как склонен был делать это Беркли, – существует только для духа вообще. Наш собеседник всегда придерживался мнения, что предмет существует независимо от воспринимающего его сознания. Но, с другой стороны, мы также удивили бы его, сказав, что предмет

совершенно отличен от его восприятия нами,

что нет ни цвета, который приписывает ему глаз, ни сопротивления, которое находит в нём рука. Этот цвет и это сопротивление, по его мнению, находятся в предмете: это не состояние нашего ума, это конститутивные элементы существования, независимо от нашего. Следовательно, для здравого смысла предмет существует в себе самом, такой же красочный и животный, каким мы его воспринимаем: это образ, но образ существует сам по себе».

А. Бергсон

 Выполните задания.

1. Прокомментируйте, каковы аргументы Бергсона против признания су-

ществования материи независимо от нашего сознания?

2. Объясните, на каком основании Бергсон возражает против квалифика-

ции его взглядов как «идеалистических».

3. Укажите и прокомментируйте, каким философским направлениям XX

века родственны взгляды Бергсона.

Задание 5

1). Продолжите фразу, используя философскую аргументацию.

«Время – деньги, потому что время …»

2) Внесите дополнения в карту памяти, используя данный материал.

Если мы считаем, что универсум (материальное бытие) в той мере, в какой он отражается в нашем человеческом сознании состоит из трех основных форм (куб - неподвижность, цилиндр – ограниченная подвижность и сфера – совершенное и потенциальное движение как природа) трех основных цветов (синий, красный и желтый) и, что эти формы и цвета развиваются в пары противоположностей, которые обусловливают и дополняют друг друга, подобно положительному и отрицательному полюсам магнита или подобно активному и пассивному свойствам мужского и женского начал, то трудно поверить, что этот параллелизм является лишь случайным. Существует убеждение, что оба выражают структуру нашего трехмерного пространственного мира, которым они обусловлены, что они символизируют одну и ту же гармонию в различных измерениях и что поэтому существует определенная связь между цветами и формами. Эту связь можно выразить различными способами в зависимости от точки зрения индивидуума, но это меняет лишь тональность, а не мелодию. Даже различные ритмы в зависимости от темперамента и опыта индивидуума не нарушают эту мелодию.

Давайте повторим некоторые простые факты. Три основных, или первичных, цвета, из которых можно получить все другие цвета, но которые уже нельзя дальше редуцировать, – это синий, красный и желтый.


Для каждого из этих цветов можно найти дополнительный цвет, являющийся продуктом комбинации двух остальных первичных цветов. Так, комбинация синего и красного дает фиолетовый цвет, дополнительный к желтому. Комбинация красного и желтого дает оранжевый цвет, дополнительный к синему. Комбинация желтого и синего дает зеленый цвет, дополнительный к красному.

Если первичный цвет активен, то вторичный, дополнительный, пассивен. Активными являются красный, желтый и оранжевый; пассивными – зеленый, фиолетовый и синий. Для этого подразделения имеются достаточно веские физиологические и психологические причины, которые нет нужды повторять.

Но. кроме этого, имеется также много иных видов и степеней активности и пассивности, которые могут испытать люди, обладающие сенситивностью к цветам, хотя к этому можно также найти интеллектуальный подход, основанный на сравнениях и ассоциациях и совершенно не опирающийся на научные методы исследования.

Если же мы сравним активность двух первичных активных пветов, красного и желтого, мы обнаружим между ними такое же различие, как между огнем и светом, между материальным и нематериальным или между эмоциональной и интеллектуальной деятельностью. Активность огня ощущается более интенсивно и даже телесно (интересно отметить, что красный - это первый цвет, который наблюдается или воздействует на пробуждающееся цветоощущение детей (первобытных людей); активность света - это излучение. которое можно сопоставить с деятельностью сознания.

Оранжевый, полученный в результате соединения красного и желтого, сочетает оба эти качества: тепло и свет, а в человеческой сфере — ощущение и знание, наивысшую форму духовной деятельности, которую мы ассоцпируем со святым или Просветленным. Поэтому этот цвет используется во всем мире для характеристики атмосферы, окружающей святого. Это также цвет солнца и золота, которые символизируют божественные качества, наивысшую ценность, духовное могущество и неподверженность порче.

Дополнительный цвет к оранжевому — синий, единственный пассивный первичный цвет. Однако пассивность синего цвета имеет весьма позитивную природу. качество космической потенциальности, которое не следует смешивать с растительной пассивностью зеленого цвета. Синий, особенно глубокий синий цвет ассоциируется с глубиной и чистотой пространства, единством и беспредельностью универсума, изначальной потенциальной основой всего сущего. Поэтому он является символом метафизической пустоты и полноты-пустоты (шуньята) в
Буддизме и символом Вишну и Кришны, божественных воплощений универсальной реальности в индуизме.

Принцип всякой формы - потенциальность и актуальность вовлечены в процесс непостижимого и таинственного акта становления, который мы называем жизнью.

ЛАМА АНГАРИКА ГОВИНДА. Искусство и медитация.
Задание 6. Ответьте на вопросы

1. Что изучает онтология? Из чего состоит бытие?

2. Охарактеризуйте материальных носителей движения и назовите виды движения материи.

3. Раскройте сущность учения Ленина о материи?

4. Каковы способ существования и формы материи?
Литература

1. Евлампиев И. И. История русской философии / И. И. Евлампиев. – М. : Высш. шк., 2002. – 584 с.

2. Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. – М. : Сварог и К°, 2000. – 496 с.

3. Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

4. Сычев, А.А. Основы философии: учебное пособие / А.А. Сычев. – М.: Альфа-М: Инфра-М, 2008. – 368 с.

5. Солнцев Н. В. Русская философия. Имена. Учения. Тексты / Н. В. Солнцев. – М.: Инфра-М, 2001. – 489 с.