Файл: Срок прохождения практики с 05 марта 2022 г по 18 марта 2022 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Направление/специальность подготовки: 38.03.01 Экономика
Профиль/специализация: Финансы и кредит
Форма обучения (оставить нужное): заочная
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
на производственную практику
(вид практики)
Технологическая (проектно-технологическая) практика
(тип практики)
8
(семестр)
обучающегося группы: | ОБЭ-1805 СВЕфк | | Смирнова Елена Викторовна |
| (Шифр и № группы) | | (Фамилия, имя и отчество ) |
Место прохождения практики:
МФПУ «Синергия»
(наименование организации)
Срок прохождения практики: с «05» марта 2022 г. по «18» марта 2022 г.
Содержание индивидуального задания на практику
№ п/п | Виды работ |
1. | Инструктаж по соблюдению правил противопожарной безопасности, правил охраны труда, техники безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. |
2. | Выполнение определенных практических кейсов-задач, необходимых для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам производственной практики Технологическая (проектно-технологическая) практика |
2.1. | Кейс-задача № 1 Описание ситуации: Вы работаете помощником бухгалтера в крупной компании. В рамках Ваших функций Вам необходимо подготовить исходные данные для составления отчета о деятельности компании. В этих целях, базируясь на общедоступной информации об исследуемой организации (официальный сайт, данные статистической отчетности), на документах, находящимися в открытом доступе, а также на финансовой и бухгалтерской отчетности организации: Содержание задания: Опишите: 1.1. Официальное название организации. 1.2. Организационно-правовую форму организации. 1.3. Вид (виды) экономической деятельности (с кодами ОКВЭД). 1.4. Организационную структуру организации - объекта исследования ВКР, краткую историческую справку о развитии организации. 1.5. Анализ организационно-экономических показателей организации. 1.6. Отраслевую специфику, ассортимент выпускаемой продукции и оказываемых услуг, поставщиков и клиентов. |
2.2 | Кейс-задача № 2 Описание ситуации: Вы начинающий аналитик/ассоциат инвестиционного банка. В рамках Ваших функций Вам необходимо подготовить презентацию для инвестора. В этих целях требуется: Содержание задания: Провести анализ: - динамики и структуры портфельных инвестиций в экономике РФ за последние 3 года; - рыночной капитализации инвестиционных компаний и динамики операций с ценными бумагами в РФ; - особенности функционирования российского рынка инвестиций за последние 3 года. 2.По результатам анализа подготовить аналитическую записку, содержащую следующую информацию: - анализ структуры и динамики российского финансового рынка за последние 3 года; - использование новых финансовых инструментов в инвестиционной деятельности организации; - ключевые тенденции будущего развития российского и международного рынка инвестиций; - определить круг проблем, связанных с применением Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О противодействии коррупции" в рамках данной финансовой организации |
2.3 | Кейс-задача № 3 Описание ситуации: Вы работаете финансовым менеджером в финансово-кредитной организации. В рамках Вашей функции «разработка финансовой структуры и организация финансовой деятельности» Вам необходимо для руководства подготовить аналитическую справку. В этих целях Вам необходимо: Содержание задания: 1.1. Охарактеризовать организационную структуру финансово-кредитной организации. 1.2. Рассмотреть основные виды услуг, предоставляемых финансово-кредитной организацией, ее конкурентов и основные группы клиентов. 2.1. Собрать, проанализировать исходные данные и обобщить информацию о деятельности финансово-кредитной организации, используя в качестве информационных ресурсов, в частности, официальный сайт Банка России, информационные порталы «Банкир.Ру» и «Банки.Ру». 2.2. Осуществить сбор, обработку и систематизацию финансового и статистического материала, характеризующих деятельность финансово-кредитной организации. 2.3. Провести анализ структуры финансовой службы и выполняемые ею функции, схемы документооборота и системы внутреннего контроля. 2.3. На основе установленных форм финансовой (бухгалтерской) отчетности, провести анализ основных показателей деятельности финансово-кредитной организации. 3.1. Обобщить результаты анализа и дать оценку экономического положения финансово-кредитной организации в соответствии с типовой методикой Банка России. 3.2. Сформулировать рекомендации по преодолению негативных тенденций, выявленных в процессе анализа деятельности банка, в виде аналитического отчета. |
2.4 | Кейс-задача № 4 Описание ситуации: Вы работаете финансовым аналитиком в коммерческой организации. В рамках Вашей функции «анализ финансовой информации для прогнозирования экономических условий с целью дальнейшего использования при принятии инвестиционных решений» Вам необходимо подготовить аналитическую справку. В этих целях требуется: Содержание задания: Проведите и опишите: 1.1. Описать вид (виды) экономической деятельности организации (с кодами ОКВЭД); отраслевую специфику, ассортимент выпускаемой продукции и оказываемых услуг, поставщиков и клиентов. 1.2. Провести анализ организационно-экономических показателей организации. 2.1. Провести анализ используемых источников и форм финансирования предприятия; анализ финансирования затрат на производство и реализацию продукции предприятия; анализ организации денежных расчетов на предприятии. 2.2. Оформите результаты проведенного анализа в сводных таблицах и сделайте резюмирующие выводы. 3.1. Сформулируйте выводы о: - состоянии и перспективах развития предприятия; - критических факторах успеха предприятия; - эффективности его финансовой деятельности; - влиянии уровня коррупции экономики на состояние конкурентной среды организации 3.2. Сформулируйте рекомендации по совершенствованию деятельности финансовых служб предприятия и службы безопасности в части финансовой сферы. |
2.5 | Кейс-задача № 5 Описание ситуации: Вы работаете финансистом в коммерческой организации. В рамках Вашей функции «проведение аналитических исследований рынка и финансового состояния предприятия», Вам необходимо подготовить аналитическую справку. В этих целях воспользовавшись общедоступной информацией, финансовой и бухгалтерской отчетностью организации Вам необходимо подготовить аналитическую справку. Для этого требуется: Содержание задания: 1.1. проанализировать отраслевую специфику, ассортимент выпускаемой продукции и оказываемых услуг, поставщиков и клиентов организации. 1.2. провести анализ финансовой отчетности и оценить эффективности деятельности организации, причины отклонения отдельных показателей от предыдущего или среднеотраслевого уровня. 2.1. По результатам анализа подготовить аналитическую записку, содержащую следующую информацию:
3.1. Аналитическая записка также должна содержать следующую информацию:
|
3. | Систематизация собранного нормативного и фактического материала. |
4. | Оформление отчета о прохождении практики. |
5. | Защита отчета по практике. |
ПРИМЕЧЕНИЕ: Исследование выполняется на основе данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности любой коммерческой организации по данным РСБУ.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет Экономики
Направление/специальность подготовки: 38.03.01 Экономика
Профиль/специализация: Финансы и кредит
Форма обучения (оставить нужное): заочная
Отчет
ПО Производственной практикЕ
(вид практики)
Технологическая (проектно-технологическая) практика
(тип практики)
8 семестр
Обучающийся | | | |
| (ФИО) | | (подпись) |
Ответственное лицо от Профильной организации | | | |
М.П. (при наличии) | (ФИО) | | (подпись) |
Москва 20г.
Практические кейсы-задачи, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности по итогам практики
№ п/п | Подробные ответы обучающегося на практические кейсы-задачи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кейс-задача № 1 | За последние десять лет меньше всего инвестиций в российскую экономику зарубежные инвесторы вложили в 2020 г., после мирового кризиса и введения экономических санкций в отношении России из-за событий на Украине. Общий объём составил 6,8 млрд долл. Динамика прямых иностранных инвестиций в Россию, млрд долл. Если объём прямых иностранных инвестиций сократился в четыре раза в 2021 г., то по количеству проектов падение составило 26,1% — до 141 проекта. Это самое маленькое количество проектов с 2013 г. Максимальное количество проектов, которые получили финансы от зарубежных инвесторов, было в 2017 г. — 238 проектов. Динамика общего количества проектов прямых иностранных инвестиций в России, шт. Лидеры среди стран-инвесторов активно финансирующих российские инвестиционные проекты — Германия, Китай и США. В 2020 г. Германия профинансировала 26 российских проектов (против 36 в 2019 г.), в основном из агропродовольственного сектора. Рост российского экспорта сельскохозяйственной продукции за рубеж, который превысил импорт в 2020 г., делает агропромышленный комплекс России одним из самых инвестиционно-привлекательных в Европе. В 2020 г. Китай профинансировал 15 российский проектов, против 22 в 2019 г. Поднебесная активно финансирует российские проекты высокотехнологичного сектора: электронику, программное обеспечение и IT-услуги. Инвесторы из США и Китая в 2020 г. вложили финансы в 15 российских проектов, против 20 в 2019 г. Также инвесторы из США и Германии вкладывают в российский АПК. Несмотря на снижение количества проектов, объём прямых иностранных инвестиций из США в 2020 г. вырос в 3,3 раза за предыдущие несколько лет. На прямых инвестициях не сказались санкции и сложные геополитические отношения. Структура стран-инвесторов по количеству проектов в Россию, % Охотнее всего иностранные инвесторы вкладывают свои активы в российский сектор производства — 107 проектов в 2020 г. Российское производство финансируют инвесторы Германии, США, Китая и Италии. Из-за спада деловой активности в 2020 г., инвестиции в маркетинговые проекты сократились на 80%. Многие компании стали меньше ресурсов тратить на рекламу и продвижение. Ещё один крупный сегмент, который является привлекательным для зарубежных инвесторов — бизнес-услуги. В 2020 г. иностранные инвесторы профинансировали восемь российских проектов данного сектора: они связаны с иностранными инжиниринговыми и консалтинговыми компаниями. Половина этих проектов сосредоточена в крупных российских финансовых центрах — Москве и Санкт-Петербурге. - Эмиссия корпоративных ценных бумаг осуществляется корпорациями, акционерными обществами, банками. Основной целью выпуска ценных бумаг для них является мобилизация инвестиций для приращения капитала, обеспечения операционного процесса, а также перенаправления в более перспективные отрасли производства. В свою очередь рынок корпоративных ценных бумаг представлен акциями, облигациями, векселями, чеками. Важнейшим индикатором корпоративного сектора рынка ценных бумаг в России является «голубые фишки» - акции наиболее ликвидных и надежных компаний со стабильной доходностью. Именно их динамика отражает общую тенденцию роста или последующего падения ценных бумаг сектора. Эмитенты акций данной группы характеризуются стабильным ростом и развитием, экономической мощью и высокой ликвидностью. Так, на 2022 год в индекс «голубых фишек» входят компании, преимущественно, нефтегазовой (55,7%), финансовой (19,1%), металлургической (12,8%), потребительской (9,6%) и телекоммуникационной (2,8%) отраслей (рис. 3). Наибольший вес одной акции в индексе «голубых фишек» занимают ПАО «Лукойл», ПАО Сбербанк и ПАО «Газпром». Эти компании являются драйверами российской экономики и занимают значительную часть общей капитализации на рынке (12 592 млрд руб., что составляет 11,9 % от ВВП). В свою очередь, по количеству выпущенных акций компаниями, входящими в индекс, лидирующую позицию занимает Банк ВТБ, выпустивший 12,9 трлн. штук акций [11]. ; В целом же индекс «голубых фишек» с 2017 года показывает существенную динамику роста. За исследуемый период значение индекса выросло на 8 325 единиц, что составило прирост на 86,8%. Изменения движения индекса на графике (рис. 4) можно разделить на периоды: с 2012 по 2018 прослеживается цикличность подъемов и падений, график при этом находится в определенных границах, рост с 2018 по 2020, снижение значений индекса с 2020 по 2021 и дальнейшее движение вверх до сегодняшнего дня. Таким образом можно сделать вывод о положительной динамике корпоративных ценных бумаг, так как поведение акций «голубых фишек» отражает ситуацию на рынке крупных компаний различных отраслей как устойчивую, стабильную, с возможностями на экономический рост. - . 2586,09 млрд руб., в 2021 г. — максимальны — 14639,83 млрд руб. Общая тенденция — рост объёмов инвестиций в основной капитал с незначительным спадом в 2019 г. с 13902,64 млрд руб. до 13897,18 млрд руб. Однако, в процентном выражении к предыдущему году можно отметить снижение темпов роста инвестирования в основной капитал с падением с 114,05% в 2018 г. по сравнению с 2017 г., до 99,96% в 2015 г. и последующим ростом до 105,34% в 2019 г. Темпы роста уменьшились в связи с деструктивным воздействием на отечественную экономику кризиса 2013 г. и санкционных ограничений. В региональном разрезе можно определить наиболее инвестиционно привлекательные регионы или же регионы, которые по ряду причин инвесторы не сочли «интересными». Основными факторами инвестиционной привлекательности региона являются [2; 4]: качество и наличие трудовых ресурсов (качество выражается в образовании населения, профессиональных и специфических навыках); объёмы ресурсно-сырьевой базы (основной фактор при инвестировании в предприятие по добыче и обработке природных ресурсов); объёмы валового регионального продукта (главный показатель экономического развития региона); инфраструктурный фактор (экономико-географическое положение региона, транспортно-логистическая развитость, наличие полноценной инфраструктуры); инновационный фактор (наличие в регионе внедрённых проектов с инновационной составляющей, развитие фундаментальных и прикладных наук); финансовый фактор (эффективность налоговой, банковской систем, рентабельность региональных предприятий); Таблица 1. Динамика инвестиций в основной капитал по субъектам Российской Федерации в 2017– 2021 гг., млрд руб. *
По объёмам инвестиций наиболее инвестиционно привлекательным является Центральный федеральный округ: постоянный рост объёмов инвестиций, наибольшее количество инвестиций в основной капитал. В данном федеральном округе находится столица РФ г. Москва, это европейская часть России, имеющая выгодное экономико-географическое положение. С 2017 по 2021 гг. инвестиции в основной капитал в Центральном федеральном округе выросли на 834,4 млрд руб. Второе и третье места по объёмам инвестиций в основной капитал среди федеральных округов занимает Уральский и Приволжский федеральные округа соответственно. С 2018 по 2021 гг. инвестиции в основной капитал в Уральском федеральном округе выросли на 693,35 млрд руб., в Приволжском — 416,33 млрд руб. В Южном и Сибирском федеральных округах наблюдается уменьшение инвестиций в основной капитал. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели формирования цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. Для получения устойчивого положительного эффекта в инвестиционном процессе необходимо усилить государственное влияние в инвестиционной сфере. Главной составляющей рыночной экономики любого государства является эффективная организация всех структурных компонентов финансового рынка. Эффективно развитая инфраструктура финансового рынка способствует количественному увеличению его участников и объему совершаемых между ними сделок, а также совершенствованию деятельности финансовых институтов и появлению новых разновидностей финансовых инструментов и услуг. В списке приоритетных задач деятельности Центробанка лидирующую позицию занимает развитие национального финансового рынка. Регулятор создает все необходимые условия для выполнения финансовым рынком своей основной функции: преобразование сбережений в инвестиции. Таким образом, формируется прозрачная и защищённая среда для создания капитала, определяющего уровень национального богатства и благосостояния общества. В структуре Центрального Банка РФ осуществляет деятельность Департамент стратегического развития финансового рынка (ДСРФР), разрабатывающий политику Банка России, направленную на повышение инвестиционной привлекательности российского финансового рынка. Департаментом разрабатываются основные направлений развития финансового рынка РФ на среднесрочный период. Это один из ключевых документов ЦБ, который содержит описание запланированных действий регулятора по развитию всех секторов финансового рынка, что позволяет его участникам заранее учитывать регулятивные новации в своей деятельности. Ключевой задачей департамента является развитие конкуренции на финансовом рынке и повышение доверия населения к его участникам. В основных направлениях развития финансового рынка на 2022- 2024 гг. ЦБ были определены главные бенефициары развития рынка и представлена иерархическая структура целей его развития, имеющих вложенный характер: – Повышение уровня и качества жизни граждан; – Содействие экономическому росту; – Расширение финансовой индустрии. Ключевой задачей деятельности ЦБ всегда было и остается повышение инвестиционной активности граждан с целью стимулирования развития экономики. Данная проблема всегда выделяла российский финансовый сектор среди секторов других стран. Таким образом, следует отметить, что по состоянию на декабрь 2021 года только 1,3 % населения страны участвует в торгах на Московской бирже в качестве физических лиц, что в свою очередь означает, что лишь 1,3 % населения инвестирует в отечественную экономику в качестве частных инвесторов. - Новые виды финансовых инструментов на российском рынке долгового капитала Структурные облигации Закон о структурных облигациях, вступивший в силу 16 октября 2018 года, позволяет выпускать подобные облигации, однако на текущий момент ни одного выпуска не состоялось. Получение выплат по ним зависит от наступления или ненаступления одного или нескольких обстоятельств. Выплаты могут быть привязаны к процентным ставкам и индексам инфляции, курсам валют, котировкам ценных бумаг или иных финансовых инструментов, котировкам драгоценных металлов, сырья или иных товаров, фондовым и товарным индексам, неисполнению обязательств третьими лицами. Также структурные облигации можно погашать в меньшем размере, чем их номинальная стоимость. В мире распространены облигации с частичной или отсутствующей защитой капитала (non-capital protected bonds). В зависимости от наступления или ненаступления обстоятельств может выплачиваться или не выплачиваться не только размер дохода, но и номинальная стоимость облигаций. Пока структурные облигации могут приобретать только квалифицированные инвесторы, но, по сообщениям в СМИ, Банк России готовит предложения и для неквалифицированных инвесторов. «Вечные» облигации 28 декабря 2018 года вступил в силу закон об упрощении процедуры эмиссии, который также ввел в оборот институт «вечных» облигаций. Стоит отметить, что до принятия указанного закона облигации без срока погашения уже выпускались банками в форме субординированных облигаций. Особенностью субординированных облигаций является возможность включения субординированных инструментов в состав источников добавочного капитала при соблюдении ряда условий, предусмотренных Положением ЦБ от 04.07.2018 № 646-П. С точки зрения экономической целесообразности выпуска облигаций без срока погашения, для эмитента важным является включение такого инструмента в капитал эмитента, тогда как для инвестора облигации без срока погашения привлекательны за счет их повышенной доходности. Эмитентом «вечных» облигаций может быть хозяйственное общество, которое работает более 5 лет, без случаев существенного нарушения условия исполнения по облигациям. Причем эмитенту присвоен рейтинг, соответствующий наивысшему кредитному рейтингу по национальной рейтинговой шкале. Инвесторами в такие облигации могут быть только квалифицированные инвесторы — юридические лица. «Вечные» облигации нельзя конвертировать в акции или иные эмиссионные ценные бумаги. Решение о размещении принимается большинством в 95% голосов участников/акционеров эмитента. Нельзя выплачивать проценты по «вечным» облигациям по усмотрению эмитента. Владельцы ценных бумаг не вправе предъявлять требования о досрочном погашении даже в случае существенного нарушения исполнения обязательств. Регистрировать «вечные» облигации может только регулятор. А в случае банкротства эмитента требования владельцев удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов. Задача сбалансированного развития после выхода из кризиса является одним из ключевых пунктов актуальной глобальной экономической повестки для правительств и центральных банков большинства стран мира. От того, насколько успешно будет решена эта задача, во многом зависят динамика глобальных финансовых рынков, волатильность и направленность потоков капитала. Ультрамягкая денежно-кредитная политика, которая проводилась в предыдущие годы и была усилена в условиях пандемии, а также масштабные бюджетные стимулы в большинстве стран в этот период привели к существенному росту склонности инвесторов к риску (в поисках доходности), способствовали развитию рынка частных инвестиций и вызвали значительный рост цен активов на мировом финансовом рынке. В дальнейшем постепенное сворачивание мер поддержки может выявить дополнительные проблемные зоны как в государственном, так и в частном секторе, в том числе связанные с долговой нагрузкой, особенно в странах с формирующимися рынками. Это может значимо отразиться на динамике и развитии мировых финансовых рынков. Данный макроэкономический контекст важно учитывать для обеспечения системной стабильности российского финансового рынка. Другой глобальный тренд, который нарастал в предыдущие годы и в дальнейшем будет оказывать все более значимое влияние на мировой финансовый рынок, - это повышение актуальности повестки устойчивого развития и ее учета в экономической политике. Многие государства объявили о своей приверженности целям устойчивого развития и выбрали путь "углеродной нейтральности". Устойчивое развитие включает концепцию ответственного финансирования, то есть учет инвесторами ESG-факторов в процессе принятия инвестиционных решений, что начинает оказывать существенное влияние на глобальное перераспределение потоков капитала. Интеграция России в повестку устойчивого развития является все более важным фактором развития российской экономики и отечественного финансового рынка, условием привлечения финансирования. Для этого необходимы соответствующая настройка регуляторной среды и создание необходимой инфраструктуры, признаваемой на глобальном уровне. Стремительное внедрение технологических инноваций в финансовом секторе является важнейшим феноменом последних лет, определяющим его развитие как в России, так и в мире. Применение цифровых технологий и создание платформенных решений приводит к фундаментальным изменениям принципов предоставления финансовых услуг и взаимодействия компаний с клиентами, другими участниками финансового рынка и регуляторами, а также увеличению объемов и скорости транзакций. Внедрение цифровых технологий позволило повысить доступность финансовых продуктов и услуг как в географическом разрезе, так и в части уровня комиссий. В то же время цифровизация требует обеспечения соответствующей защиты потребителей, поставщиков, инфраструктуры финансового рынка от кибератак, мошенничества и так называемой социальной инженерии, а также определенного уровня цифровых знаний и навыков со стороны граждан. Кроме того, введение в эксплуатацию новых финансовых технологий, попадающих под регулирование стандартов ФАТФ, требует предварительной оценки рисков отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Активное развитие платформенных решений, обеспечивающих дистанционное получение широкого спектра финансовых услуг "в один клик", привело к их коммодитизации (стандартизации финансовых продуктов, при которой потребителю неважно, кто является их поставщиком) и изменило потребительские привычки на финансовом рынке. При этом внедрение цифровых технологий и дистанционных каналов продаж постепенно изменяет цепочки взаимодействия поставщиков и потребителей финансовых услуг, исключая из них за ненадобностью часть функций поставщиков, которые они выполняли ранее, то есть приводит к дезинтермедиации. Цифровизация, а также возрастающая конкуренция за клиента, который стремится получать все более широкий спектр продуктов и услуг с минимальными затратами сил и времени, обусловили активное формирование экосистем на базе финансовых и нефинансовых организаций, предоставляющих финансовые услуги. Экосистемы стремятся объединить на основе платформенных решений различные финансовые и нефинансовые сервисы для потребителей, что приводит к размыванию границ между финансовыми и нефинансовыми услугами. Создание экосистем также оказывает значимое влияние на конкурентную среду. С одной стороны, это вызов участникам рынка с традиционными бизнес-моделями, с другой - усиление конкуренции со стороны новых игроков, в том числе российских и глобальных бигтех-компаний. Формирование экосистем создает немало возможностей для потребителей и поставщиков финансовых услуг, но в перспективе несет риски злоупотребления рыночной властью со стороны крупных экосистем, что требует корректировки регулирования. Технический прогресс и связанные с ним финансовые инновации являются также ключевым драйвером продолжающегося процесса глобализации. С распространением сети Интернет финансовые услуги стали проще и доступнее, легко преодолевая национальные границы. Возрастающая функциональность финансовых технологий и развитие дистанционных форматов обслуживания позволяют пользователям легко переключаться между финансовыми посредниками, в том числе выходить на иностранных поставщиков, приобретая их продукты и услуги. Усиление экстерриториальности финансовых услуг создает условия для регуляторного арбитража. В связи с возможностью удаленного оказания финансовых услуг, быстрого перемещения капитала и сохраняющихся различий в регулировании финансового сектора в разных юрисдикциях граждане и предприятия могут относительно легко обращаться к финансовым продуктам и услугам поставщиков из стран с более мягким законодательством в части налогообложения, идентификации, правил инвестирования, сроков внедрения инноваций и других условий. Необходимо работать над поддержанием конкурентоспособности российского финансового рынка в глобальном контексте. В то же время трансграничное оказание финансовых услуг затрудняет защиту прав потребителей, в первую очередь розничных, из-за различий в нормах законодательства и правоприменительной практике в разных юрисдикциях, что требует дополнительного внимания со стороны регулятора. При этом в части глобальных факторов сохраняются геополитические риски. В отношении России неоднократно вводились и продолжают действовать международные санкции, чтобы ограничить доступ к международным источникам финансирования и элементам инфраструктуры. Эти процессы стали драйвером развития национальных инфраструктурных решений на финансовом рынке, обеспечивающих экономическую безопасность и финансовый суверенитет страны. Значительный прирост вложений частных лиц в ценные бумаги происходил во многих странах, однако в России он был более заметен из-за относительно низкого уровня вложений граждан в инструменты рынка капитала в начале 2019 года. Покупкам гражданами ценных бумаг во многом способствовали снижение процентных ставок по традиционным банковским продуктам (депозитам), рост заинтересованности крупных банков в расширении круга финансовых продуктов и услуг клиентам и получении дополнительных доходов за счет кросс-продаж, а также упрощение клиентского пути, в том числе в части цифровизации брокерских услуг. Существенное влияние также оказали меры поддержки Правительства Российской Федерации в части развития индивидуальных инвестиционных счетов. Стремительный рост вовлеченности граждан в инвестирование на фондовом рынке усилил значимость вопросов их защиты от недобросовестного отношения финансовых посредников, в том числе мисселинга и неэффективного инвестирования, а также повысил роль финансовой грамотности и финансовой дисциплины. В 2019 - 2020 годах показатели основных сегментов финансового рынка демонстрировали положительную динамику. В частности, за два года активы финансовых организаций выросли как в абсолютном выражении (на 24,9%, до 136,5 трлн руб.), так и по отношению к ВВП (с 105,2 до 127,6%) <2>. В 2021 году активы финансовых организаций продолжали расти и по итогам III квартала <3> составили 153,9 трлн руб., что выше на 12,8% по сравнению с началом года. Объем инвестиций в страны ЕС упал на 18% и составил 277 млрд долл. в 2021 году. Инвестиции в две крупнейшие экономики еврозоны – Германию и Великобританию снизились на 30% и 36%, и составили 26 и 64 млрд. долл. соответственно. Франция, напротив, наращивает приток иностранных инвестиций второй год подряд и в 2021 г. приросла на 25% до 37 млрд. долл. за счет погашения внутрифирменных займов и увеличения реинвестированных доходов. В странах с переходной экономикой, в том числе и в России, по данным ЮНК ТАД зафиксировано снижение поступления иностранных инвестиций в 2018 году более чем в 2 раза, что связано с осложнением геополитической ситуации и снижением уровня доверия инвесторов. По оценкам ЮНКТАД общий объем поступивших иностранных инвестиций в Россию в 2021 году составил около 13,3 млрд. долл.]. Зарубежные компании перестали вкладывать свои капиталы в машиностроение, в высокотехнологичное производство, многие автомобильные заводы, действовавшие на территории РФ, вынуждены были свернуть свою деятельность, в частности российский автомобильный рынок покинула марка Ford в связи с общим падением спроса на легковые автомобили в стране и перетеканию доли продаж в сторону корейских производителей. Политически обусловленные решения о введении санкций сказались на товарообороте, многие продукты и товары, до того относительно свободно попадавшие на российский рынок, теперь стали не доступны. О снижении активности иностранных инвесторов свидетельствуют и данные рейтинга привлекательности стран BDO International Business Compass, разрабатывающимся институтом мировой экономики в Гамбурге. В 20241 году среди 174 стран Россия занимает 94 строчку рейтинга, что ниже Вьетнама, Никарагуа, Парагвая и других развивающихся стран. Рейтинг включает в себя оценку следующих экономических показателей: – валовый национальный долг (% от ВНП); – валовой национальный долг по отношению к ВВП отражающий общее; – количество государственных облигаций за вычетом выплат в местной валюте; – приток ПИИ на душу населения; – средние поступления на душу населения ПИИ; – инфляция (%); – годовые изменения средних потребительских цен (%); – инвестиционная свобода; – объем инвестиционных ограничений движения капитала; – средние потребительские расходы частных домохозяйств на одного человека (в постоянных ценах); – потребительские расходы частных домохозяйств эквивалентно рыночной стоимости всех товаров и услуг, приобретенных домашними хозяйствами, включая товары длительного пользования. По мнению экспертов в 2021 году произошло ухудшение политических условий, а также заметно усилились административные барьеры для ведения бизнеса, что связано в первую очередь с нарастающим влиянием санкций и ростом административной нагрузки. Помимо этого, авторы отмечают продолжающееся ухудшение транспортной инфраструктуры и промышленного производства. К такому положению страну привела затянувшаяся стагнация экономики, связанная с неэффективностью существующей административной системы, падающими доходами населения и долгим отсутствием кардинальных реформ в экономической, правовой, политической и социальной сферах государства. Следовательно, перед государством встает острая необходимость принятия следующих мер: – активная борьба с коррупцией, в первую очередь в государственном административном аппарате и правоохранительных органах; – реформа судебной системы; – сокращение административных барьеров для частного бизнеса; – эффективная поддержка развития малого и среднего бизнеса; – проведение работы по воспитанию инвестиционной культуры среди населения. На текущий момент многие крупные зарубежные компании оценивают российский инвестиционный рынок как бесперспективный в среднесрочном и долгосрочном плане. В производственном секторе Ford был не первой автомобильной маркой, свернувшей бизнес в России. В 2015 году с отечественного рынка ушла марка Opel. Тогда представители GeneralMotors объяснили это нежеланием вкладывать деньги в рынок с неясными перспективами. В целом 2021 год продолжил тенденцию к снижению международной инвестиционной активности, на фоне замедления темпов роста мирового ВВП, обострения политического противостояния ключевых участников торговых отношений и консолидации основной массы капиталов внутри стран. Из-за возросшей неопределенности на рынках, инвесторы стремятся как можно меньше вкладываться в рисковые активы, что снизило привлекательность стран с переходной и развивающихся экономикой, однако, это не помешало Китаю обойти по объемам притока инвестиций многолетнего лидера – США. - определить круг проблем, связанных с применением Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О противодействии коррупции" в рамках данной финансовой организации. Проблема № 1. Одновременное применение императивного и диспозитивного подходов к регулированию обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции Часть 1 статьи 13.3 предусматривает обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Эта норма носит категорический характер, обусловленный невозможностью отступления субъектов правоотношений от нормативно-правового веления и формулирует единственно возможный вариант поведения организации. Проблема № 2. Неопределенность минимального антикоррупционного стандарта в сфере предупреждения коррупции в организациях По своему содержанию меры предупреждения коррупции, предусмотренные в части 2 статьи 13.3. Федерального закона «О противодействии коррупции», аналогичны мерам, предусмотренным в статье 12 «частный сектор» Конвенции ООН против коррупции. Так, меры, направленные на достижение этих целей, могут включать, среди прочего, следующее: а) содействие сотрудничеству между правоохранительными органами и соответствующими частными организациями; b) содействие разработке стандартов и процедур, предназначенных для обеспечения добросовестности в работе соответствующих частных организаций, включая кодексы поведения для правильного, добросовестного и надлежащего осуществления деятельности предпринимателями и представителями всех соответствующих профессий и предупреждения возникновения коллизии интересов, а также для поощрения использования добросовестной коммерческой практики в отношениях между коммерческими предприятиями и в договорных отношениях между ними и государством и т.д. Проблема № 3. Отсутствие дифференциации набора мер предупреждения коррупции в зависимости от видов организаций Перечень мер по предупреждению коррупции, которые организации обязаны разрабатывать и принимать не дифференцирован в отношении организаций в зависимости от их организационно-правовой формы, размера, формы ведения бизнеса (малый, средний и крупный). Так, субъекты малого и среднего предпринимательства не могут в полном объеме реализовывать антикоррупционные требования, предусмотренные статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции», в том числе, и в силу отсутствия специальной подготовки и свободных финансовых средств. Необходимо четко определить достаточный минимум мер по предупреждению коррупции, которые должны разрабатывать и принимать организации в рамках ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ. Проблема № 4. Дефицит правовых оснований распространения на работников субъектов МСП требований, установленных в целях противодействия коррупции В настоящее время антикоррупционные требования распространяются на работников на основании локальных нормативных актов, принятых на основании и во исполнение статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ. На практике возникают споры, связанные с предъявлением к работникам завышенных требований, установленных в целях противодействия коррупции (например, требования о декларировании доходов и расходов родителей, или представление сведений об акционерной структуре компаний, в которых руководящие должности занимают родственники принимаемого на работу лица). Необходимо четко определить правовые основания и пределы запретов, ограничений и обязанностей, налагаемых в рамках реализации ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кейс-задача № 2 | За последние десять лет меньше всего инвестиций в российскую экономику зарубежные инвесторы вложили в 2020 г., после мирового кризиса и введения экономических санкций в отношении России из-за событий на Украине. Общий объём составил 6,8 млрд долл. 3>2> |
1 2 3 4 5 6
Динамика прямых иностранных инвестиций в Россию, млрд долл.
Если объём прямых иностранных инвестиций сократился в четыре раза в 2021 г., то по количеству проектов падение составило 26,1% — до 141 проекта. Это самое маленькое количество проектов с 2013 г. Максимальное количество проектов, которые получили финансы от зарубежных инвесторов, было в 2017 г. — 238 проектов.
Динамика общего количества проектов прямых иностранных инвестиций в России, шт.
Лидеры среди стран-инвесторов активно финансирующих российские инвестиционные проекты — Германия, Китай и США. В 2020 г. Германия профинансировала 26 российских проектов (против 36 в 2019 г.), в основном из агропродовольственного сектора. Рост российского экспорта сельскохозяйственной продукции за рубеж, который превысил импорт в 2020 г., делает агропромышленный комплекс России одним из самых инвестиционно-привлекательных в Европе.
В 2020 г. Китай профинансировал 15 российский проектов, против 22 в 2019 г. Поднебесная активно финансирует российские проекты высокотехнологичного сектора: электронику, программное обеспечение и IT-услуги.
Инвесторы из США и Китая в 2020 г. вложили финансы в 15 российских проектов, против 20 в 2019 г. Также инвесторы из США и Германии вкладывают в российский АПК. Несмотря на снижение количества проектов, объём прямых иностранных инвестиций из США в 2020 г. вырос в 3,3 раза за предыдущие несколько лет. На прямых инвестициях не сказались санкции и сложные геополитические отношения.
Структура стран-инвесторов по количеству проектов в Россию, %
Охотнее всего иностранные инвесторы вкладывают свои активы в российский сектор производства — 107 проектов в 2020 г. Российское производство финансируют инвесторы Германии, США, Китая и Италии.
Из-за спада деловой активности в 2020 г., инвестиции в маркетинговые проекты сократились на 80%. Многие компании стали меньше ресурсов тратить на рекламу и продвижение.
Ещё один крупный сегмент, который является привлекательным для зарубежных инвесторов — бизнес-услуги. В 2020 г. иностранные инвесторы профинансировали восемь российских проектов данного сектора: они связаны с иностранными инжиниринговыми и консалтинговыми компаниями. Половина этих проектов сосредоточена в крупных российских финансовых центрах — Москве и Санкт-Петербурге.
- Эмиссия корпоративных ценных бумаг осуществляется корпорациями, акционерными обществами, банками. Основной целью выпуска ценных бумаг для них является мобилизация инвестиций для приращения капитала, обеспечения операционного процесса, а также перенаправления в более перспективные отрасли производства. В свою очередь рынок корпоративных ценных бумаг представлен акциями, облигациями, векселями, чеками.
Важнейшим индикатором корпоративного сектора рынка ценных бумаг в России является «голубые фишки» - акции наиболее ликвидных и надежных компаний со стабильной доходностью. Именно их динамика отражает общую тенденцию роста или последующего падения ценных бумаг сектора. Эмитенты акций данной группы характеризуются стабильным ростом и развитием, экономической мощью и высокой ликвидностью. Так, на 2022 год в индекс «голубых фишек» входят компании, преимущественно, нефтегазовой (55,7%), финансовой (19,1%), металлургической (12,8%), потребительской (9,6%) и телекоммуникационной (2,8%) отраслей (рис. 3). Наибольший вес одной акции в индексе «голубых фишек» занимают ПАО «Лукойл», ПАО Сбербанк и ПАО
«Газпром». Эти компании являются драйверами российской экономики и занимают значительную часть общей капитализации на рынке (12 592 млрд руб., что составляет 11,9 %
от ВВП). В свою очередь, по количеству выпущенных акций компаниями, входящими в индекс, лидирующую позицию занимает Банк ВТБ, выпустивший 12,9 трлн. штук акций [11].
;
В целом же индекс «голубых фишек» с 2017 года показывает существенную динамику роста. За исследуемый период значение индекса выросло на 8 325 единиц, что составило прирост на 86,8%. Изменения движения индекса на графике (рис. 4) можно разделить на периоды: с 2012 по 2018 прослеживается цикличность подъемов и падений, график при этом находится в определенных границах, рост с 2018 по 2020, снижение значений индекса с 2020 по 2021 и дальнейшее движение вверх до сегодняшнего дня. Таким образом можно сделать вывод о положительной динамике корпоративных ценных бумаг, так как поведение акций
«голубых фишек» отражает ситуацию на рынке крупных компаний различных отраслей как устойчивую, стабильную, с возможностями на экономический рост.
- .
2586,09 млрд руб., в 2021 г. — максимальны — 14639,83 млрд руб. Общая тенденция — рост объёмов инвестиций в основной капитал с незначительным спадом в 2019 г. с 13902,64 млрд руб. до 13897,18 млрд руб. Однако, в процентном выражении к предыдущему году можно отметить снижение темпов роста инвестирования в основной капитал с падением с 114,05% в 2018 г. по сравнению с 2017 г., до 99,96% в 2015 г. и последующим ростом до 105,34% в 2019 г. Темпы роста уменьшились в связи с деструктивным воздействием на отечественную экономику кризиса 2013 г. и санкционных ограничений.
В региональном разрезе можно определить наиболее инвестиционно привлекательные регионы или же регионы, которые по ряду причин инвесторы не сочли «интересными». Основными факторами инвестиционной привлекательности региона являются [2; 4]:
качество и наличие трудовых ресурсов (качество выражается в образовании населения, профессиональных и специфических навыках);
объёмы ресурсно-сырьевой базы (основной фактор при инвестировании в предприятие по добыче и обработке природных ресурсов);
объёмы валового регионального продукта (главный показатель экономического развития региона);