Файл: Эдвард Мунк родился в 1863 году. В восемнадцать лет он поступил в Школу искусств и ремесел к скульптору Ю. Миддльтуну, в 1882 году его учителем стал К.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эдвард  Мунк родился в 1863 году. В восемнадцать лет он поступил в Школу искусств и ремесел к скульптору Ю. Миддль-туну, в 1882 году его учителем стал К. Крог, вокруг которого в 80-е годы группировались многие норвежские художники. Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Одна из его ранних картин - "Больная девочка", выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло),- открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. В этих картинах нет ни мрачности, ни болезненности, они, овеянные поэзией и грустью, светлы и печальны. Тихая печаль сквозит в тонком полупрозрачном профиле откинувшейся на подушку девочки, в образе поникшей у ее кресла матери.

Уже ранние работы Мунка при ярко выраженных индивидуальных особенностях были отмечены печатью символизма и экспрессионизма, которые в дальнейшем сосуществовали в его творчестве параллельно. Искусство  Мунка складывалось под влиянием произведений Метерлинка, Пшибышевского, Ибсена, Стриндберга, с которыми художник был дружен. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. Впитав в себя символизм и постимпрессионизм, Мунк вошел в искусство как художник, в произведениях которого была выражена эстетика экспрессионизма. В 1885 году появилась его "Мадонна", созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности, источника жизни. Струящиеся мягкие линии и сдержанные тона со всполохами красного обтекают полуобнаженную женскую фигуру с закинутыми за голову руками. Разметавшиеся волосы, закрытые глаза - во всем ее облике есть ощущение огромного внутреннего напряжения и мучительного раздумья.

Вся творческая жизнь художника - это смесь трагических  нот отчаяния, неудовлетворенности, страха и пауз гармонии, умиротворения. Ранняя смерть матери, а потом и  смерть сестры оставили глубокий след в душе художника, что позже выразилось в пристальном его внимании к  темам смерти и болезни. На молодого художника огромное влияние оказал и Ханс Иегер, автор запрещенного романа "Христиания - богема" и афористаческой "Библии анархиста". В это же время А. Стринд-берг написал роман "Красная комната", в котором жестокость возводится в высший культ. Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла. Все это очень серьезно повлияло на болезненно, остро воспринимавшего человеческие страдания Мунка. Богема стала для него второй семьей. Его творчество резко изменилось. В нем появились гротеск, надрыв, страх перед непознаваемостью мира и человека, болезненная эротика. И во всем этом был еще и протест молодого скандинавского интеллигента против размеренной,
благополучной буржуазной, мещанской жизни.

Настоящий скандал вызвали выставки Мунка 1889 и 1892 годов в Христиании, а в  Берлине группа художников во главе  с А. фон Вернером даже отказалась принять на выставку произведения Мунка, что послужило толчком к расколу  и организации "Нового Сецессиона". В 1890-е годы - первом десятилетии XX века Мунк жил то в Париже, то в Берлине, ездил по Франции и Италии. Это  время, когда у него выработался  свой стиль - один из вариантов возникшего в Европе арт-нуво. Его излюбленными образами-символами стали девушка-цветок с льняными косами, в белой одежде, рыжеволосая женщина-вампир, скорбящая мать. Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, тоску. Девушка появлялась и в созданном в 1894 году "Пепле" - в белом платье на фоне сумеречного лесного пейзажа, волосы ее распущены, руки заломлены, а у нижнего края картины можно различить темный силуэт мужчины, который охватил руками голову и застыл в немом отчаянии. Девушка есть и в "Танце жизни" (1899-1900), и в картине "Три возраста женщины" (ок.1895).

В живописных картинах Мунка появился резко очерченный контур, который особенно заметен  в серии его "Мостов", где  подчеркнут ритм расходящихся линий  перил, над которыми неподвижно застыли  люди. В тех же линейных ритмах с  чередованием светлых и темных полос  написаны северные пейзажи - лесные массивы, фьорды. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов ("Портрет сестры", 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в "Автопортрете с папиросой" (1895). Его краски стали  резче и интенсивнее.

Мунк  был не только художником-станковистом, но и монументалистом. В 1910-1916 годах  он выполнил большой цикл росписей в зале университета в Осло. Темы росписей ему подсказали философские  работы Ницше.

Мунк  работал в технике гравюры  на дереве, офорта, черной и цветной  литографии. Многие его произведения были переведены им в офорт и литографию, которыми он овладел в совершенстве. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал ни новых тем, ни новых композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. Причем в этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск - как завершающий.



Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда - и десять-пятнадцать лет. Это давало художнику возможность  посмотреть на созданное со стороны, а затем, отбросив лишнее и частное, сконцентрировать внимание на выражении  главной мысли. Офорт "Голос" был  создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного  луной пейзажа веет тишиной. Все  вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. Тончайший серебристый  тон акватинты лишь подчеркивает изящную хрупкость линии берега, фигуры женщины, веток деревьев. Лунный свет, который освещает поверхность  воды, отражается на лице женщины, становится носителем неземных, потусторонних  сил.