Файл: Исследовательская работа по теме здесь стояла деревня. История с. Крутое выполнила Плесовских Ульяна, ученица 10 класса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С.А. – Выходили только за своих, своей национальности, или за русских тоже.

- Нет, в то время, довоенное, военное, послевоенное, даже 60-е гг. только на своих женились. А теперь вот смешанные начинаются.

С.А. – Т.е. придерживались традиций.

- Традиций, по сватовству мы выдавали.

С.А. – Вы, вот как замуж выходили?

- Ой, я не здесь замуж выходила. Я потом в Горный Алтай уехала, там родственники мои есть – Шабураковы. Много там, а родина Шабураковых вообще Горный Алтай, село называется Улус-Черга. А ихние дальше предки были я не знаю где они были, но там одна деревня в Горном Алтае, в Шабалинском районе - Улус-Черга, там мои предки по отцовской линии, а по материнской они тут испокон веков. И вот они невест тоже брали из Белово, привозили из нашей деревни, увозили. Шабураковы, друг друга, они все прекрасно знают.

С.А. – Шабуракова – это фамилия по мужу?

- По отцу, мой отец Шабураков. Мой прадед был богатым, расстреляли их всех там мужчин. У моего деда по отцу было 9 сыновей, одна дочь. Шестерых старших расстреляли, остались дочь, да младшие. И вот как-то ночью они пешком добрались сюда, и мой отец женился на маме, местной девушке.

С.А. – А вы как замуж выходили, каких-то обрядов придерживались?

- Никаких обрядов там, в Горном Алтае не было, тем более я за сиротого выходила, даже и свадьбы не было. Я долго очень ходила, замуж вышла в 35 лет, это уже советское время.

С.А. – а потом сюда с мужем приехали?

- Потом я сюда.

С.А. – А здесь вы в своем доме жили, сами строили?

- В своем, тогда уже просто Крутое переименовали.

С.В. – Дом покупали или строили?

- Строили. Сруб покупали или же дом из какой-нибудь деревни перевозили.

С.А. – Т. е уже современные постройки, обыкновенные русские избы.

- Обычные ранешние дома.

С.А. – А в детстве, когда вы маленькой были, родители носили национальную одежду, по праздникам или в повседневной жизни тоже?

- Мама носила до самой смерти свое национальное, она умерла в 1989 г.

С.В. – Ульяна Семеновна, у вас есть национальный костюм?

- Есть старинные платья у меня, даже шуба есть и на ноги есть.

Я хоть с 1936 г., в первый класс пошла после войны, в 45-м, мне уже 9 лет было. И вот я в национальной одежде ходила и семилетнюю школу закончила в национальной одежде и вот я даже платок носила, сидела среди русских с нашей деревни я одна. У нас деревня 4 класса было, после 4-х уже мало кто учился, взрослые, нужно было родителям помогать. А после семилетки мама меня отправила к родственникам в Горный Алтай, меня там в национальную школу приняли.


С.А. – т.е. вы там на своем родном языке разговаривали?

- На своем, у нас, конечно, немного отличается наш язык от языка алтайцев, но вполне понятно, вот только произношение некоторых слов по-другому совсем. И вот там я 10 классов закончила.

С.В. – Дети ваши, здесь в Заринске живут?

- В Заринске, один сын со мной, он на вахте, один отдельно.

С.А. – У вас были братья, сестры?

- Нас у мамы шестеро было, я предпоследняя.

С.В. – Сейчас все живы?

- Ой, нет, осталось только двое, я вот и самая старшая сестра.

С.А. – А сестра где живет?

- В этом же доме, ей уже 83 года, недавно дочь похоронила, самую младшую. Раньше детей много рожали, тем более в улусах, по 5, по 6-8 детей. Вот у моей снохи, старшего брата жена, у нее было 10 детей.

С.В. – Какая вера была, в церковь ходили?

- Мы православные, кто-то был крещеный, кто-то нет. В то время часто не приходилось, моя тетя в Барнаул ездила.

С.В. – Сейчас в нашу церковь ходите – нет?

- Я хожу, но редко.

С.А. – А вот шаманских традиций в Кызыл-Улусе придерживались или нет?

- Шаманов-то, ой она всех лечила у нас.

С.А. – У вас была, да?

- Была, Манышева бабушка, она давно умерла. Она всех лечила, никто в деревне к врачу не обращался. Вот почему-то у нас православные и в то же время у нас основное шаманство. Мне кажется из-за того что мы среди русских жили. Ну, кругом ведь только одна деревня и вот уже раньше они наверное были крещенные, это же наша деревня. Я вот в газете читала, какое-то ханство было, мы от этого ханства, тогда вроде даже русских не было тут. И вот Екатерина II дала приказ осваивать Сибирь, вот эти пустые места, вот тогда и разбрелись видать наши предки.

С.А. – Джунгарское ханство?

- Во-во. Мы, конечно, со слов, вот так из поколения в поколение передается, что мы давным-давно здесь.

С.В. – Ну, осталось вас конечно мало.

- Мало. В Кемеровской области их много, молодежь есть, но она ничего не знает и бабки еще есть старые

С.А. – А какие-то национальные праздники вы отмечали?

- Национальные у нас вот Крещение, Рождество, Пасха.

С.А. – Т.е. это православные праздники, а национальные какие-нибудь были праздники?

- Нет, такого не было. А вот когда шаманила-то или барана резали или лошадь, коня – необязательно, но кто сильно больной, если потусторонние силы требуют какую-то скотину, приходилось, да.

С.А. – Т.е. она шаманила, когда надо было кого-нибудь полечить?

- Да.

С.А. – А какие блюда вы готовили, у вас были какие-либо отличные?

- Да нет отличных блюд. Вот

только пельмени имели другую форму, а так и у русских пельмени, только у них они круглые, а у нас полумесяцем.

С.А. – А в доме у вас печь, какая была?

- Русская печь, у всех русская была.

С.А. – Полати были?

- Да. Я на полатях спала.

С.В. –Т.е. ничем сильно не отличались?

- Ничем, ведь среди русских сколько лет прожили.

С.А. – И красный угол у вас был?

- Как красный угол?

С.А. – Ну, вот куда икону ставили.

- Да-да, был. Одна икона была, не больше.

С.А. – Украшали чем-нибудь дом? Вот русские например любили вышитыми полотенцами украшать. А у вас были полотенца вышитые?

- Нет, у нас не вышивали, у нас покупали и вешали на стену, а так сами не вышивали.

С.А. – А одежду шили из покупных тканей?

- Из покупных.

С.А. – А сами ткали?

- Сами половики ткали.

С.А. – А одежду уже нет.

- Уже нет. Хотя вот из холста во время войны носили платья холстяные, грубые, вот для этого они конечно ткали и шили, это необходимость была. У меня есть кашемировый платок. Это когда мама родилась, дед купил на ярмарке и в то время в магазинах брали. Это в 1901г. было, и моя тетя родилась в 1896г. и вот у нее такие платки были. Во время войны они продавали, много было. Дед-то вроде зажиточного жил, а там тот дед был вообще богач, а этот в достатке жил. Одним словом у него было двое дочерей, а сын 18-летним рано умер и вот дочерям он готовил приданное, вот этих шалей много было. Во время войны я помню, мама продавала, обменивала, но все равно одна шаль осталась, берегу ее.

С.А. – А пояса носили?

- Носили, пояса сами ткали.

С.А. – А на чем вы их ткали?

- Они как-то, я не знаю, это в моей молодости было, я как-то не обращала сильно внимания. Ткали, у меня один пояс есть такой.

С.А. – Его обязательно одевали на платье?

- Ну, конечно. Платья ведь наши длинные, широкие, а без пояса как?

С.А. – А он имел какой-то оберег, украшение, или просто, чтобы было удобно.

- Не украшение, а просто как необходимый, потому что платье широкое и длинное до пола, ну а как без пояса, никак нельзя. Необходимость.

С.В. – А обувь, какая была?

- Обувь у меня тоже есть, только недоделанная, недошитая. Давным-давно не стали шить такую обувь.

С.А. – А из чего шили обувь?

- Сами выделывали кожу, шили.

С.А. – А кто обувь шил мужчины или женщины?

- Женщины шили, у нас женщины тоже все делали, как у русских. Но по хозяйству мужчины, мять или выделывать кожу, конечно мужчины, сила ж нужна, а так остальное шить уже женщины.


С.В. – Хозяйство большое держали?

- Я не помню сейчас. При мне-то небольшое хозяйство было, большое много нельзя. Корова одна, шесть овечек, свиней конечно раньше не держали, а вот после войны стали свиней тоже .

С.В. – Свинину вы ели или нет?

- Вот как я помню, мы ели.

С.А. – Баранину ели?

- Баранину, конину и сусликов ловили, ели.

С.В. – Крутое – большая деревня была?

- Большая была, но от нас всего 2 км, школа там семилетка была, а в нашей деревне до 4-х классов, а после туда ходили пешком.

С.В. – В клуб в Крутую ходили?

- Тогда и клуба не было, когда повзрослели, это уже после войны было, клуб появился, тогда особо не ходили, некогда было. В нашей деревне собирались у кого-нибудь, ну кто предоставлял квартиру. У нас в основном землянки были. И вот кто-нибудь соглашался нам дом предоставить, кто победнее конечно. Молодежь собиралась, игры какие проводили.

С.А. – А во что играли?

- Третий лишний, не помню больше.

С.А. – А песни пели?

- Пели, конечно, песни-то свои были.

С.А. – А музыкальные инструменты были свои какие-то?

- У нас в деревне один дед был, он на скрипке играл. Ну а на балалайке играли многие парни.

С.А. – А своего инструмента не было?

- Не было, может в далекие времена и было.

С.В. – Из какого меха шубы шили?

- Шуба сестры. Сверху покрыта сукном, окаймлен верх выдрой.

С.А. – Самошитая шуба?

- Все сами, они на руках шили, а платье только на машинке. У нас вот еще помню, немецкая машинка Зингер была, не сохранили, когда переезжали новую купили, а эту оставили.

Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4



Приложение 5

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28.12.2000 N 379 "ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ИЗ УЧЕТНЫХ ДАННЫХ АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ СЕЛА КРУТОЕ, РАСПОЛОЖЕННОГО НА ТЕРРИТОРИЙ КОМАРСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ЗАРИНСКОГО РАЙОНА"


АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 28 декабря 2000 г. N 379


ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ИЗ УЧЕТНЫХ ДАННЫХ

АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

АЛТАЙСКОГО КРАЯ СЕЛА КРУТОЕ, РАСПОЛОЖЕННОГО НА

ТЕРРИТОРИЙ КОМАРСКОГО СЕЛЬСОВЕТА ЗАРИНСКОГО РАЙОНА


Рассмотрев ходатайство районного Совета народных депутатов Заринского района об исключении из учетных данных административно - территориального устройства Алтайского края села Крутое, расположенного на территории Комарского сельсовета Заринского района, краевой Совет народных депутатов постановляет:

1. В связи с тем, что из села Крутое Комарского сельсовета Заринского района выехали все жители, жилые помещения и производственные объекты ликвидированы и нет оснований для их восстановления, названный населенный пункт исключить из учетных данных административно - территориального устройства Алтайского края.

2. Предложить администрации Заринского района осуществить необходимые организационно - практические мероприятия в связи с исключением из учетных данных административно - территориального устройства Алтайского края села Крутое Комарского сельсовета.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на комитет краевого Совета народных депутатов по правовой политике и местному самоуправлению (Землюков С.В.).

4. Настоящее постановление опубликовать в газете "Алтайская правда".


Председатель Алтайского краевого

Совета народных депутатов

А.Г.НАЗАРЧУК