Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственного бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Уральский государственный юридический университет»
имени В.Ф. Яковлева
Институт юстиции
Кафедра теории государтсва и права
Реферат
«Марксисткий взгляд на историю античности»
Выполнил:
Студент ИЮ103СД группы
Бабичев Данил Динарович
Проверил:
Доцент кафедры теории государства и права
Литвинов Виталий Евгеньевич
Екатеринбург 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Карл Маркс о греческой философии 5
2. Марксистский анализ античных государств 12
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Введение
Карл Маркс частично базировал свои философские идеи на уже устоявшейся античной культуре. Доподлинно известно, что Карл Маркс был знаком с произведениями таких древнегреческих авторов как Гомер и Софокл.
Маркс переносит некоторые мысли античных авторов в свои произведения. Даже в фундаментальном труде немецкого философа «Капитале» есть фраза: «Античное общество поносит поэтому деньги как монету, на которую разменивается весь экономический и моральный уклад его жизни»[5]. Это ссылка на книгу «Антигон» Софокла, где афинский драматург говорит о том, что у людей нет большего зла, чем деньги[16].
На основе философии и истории Древней Греции Маркс строит одну из своих первых работ, написанную им в 1839 году – «Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии». «Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии» являют собой изучение античной философии, главным образом затрагивая философию Эпикура. Маркс изучает философию Эпикура через выписки Плутарха, Сенеки, Диогена Лаэртского, Лукреция Кара, Стобея, Секста Эмпирика и Климента Александрийского.
«Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии» показывают интерес Карла Маркса к истории и философии Древней Греции, а именно к Эпикуру и Лукрецию.
Маркс так же выписывает и изречения Семи мудрецов, с которых, можно сказать, начинается греческая философия. Труды Геродота, Фалеса, Анаксагора, Аристиппа, Пифокла, Пифагора, Посидония, Сократа, Платона и Аристотеля так же находят своё отражение в трудах Карла Маркса.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о значимости античной философии в становлении философского мышления Карла Маркса, о роли древнегреческих философов в марксистских идеях. Из этого вытекает актуальность проблемы, так как понимание марксисткой оценки философии античности необходимо для полного понимания идей Маркса и Энгельса.
Объект исследования – марксистское понимание философии и института государства.
Предметом исследования стало понимание и анализ Карлом Марксом античной государственности и философии.
Цель исследования заключается в выявлении связи тезисов теории марксизма и тезисов древнегреческих философов, взгляда Маркса на античное и современное государство.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть анализ Маркса в контексте идей античных философов.
2. Исследовать работы Маркса касательно античных государств.
3. Охарактеризовать древнегреческую философию с материалистической позиции.
1. Карл Маркс о греческой философии
Во время своего обучения в 1839 году Маркс начинает заниматься античной философией, с углублением рассматривая эпикуреизм, стоицизм и скептицизм.
Маркс изучает саму историю возникновения тех или иных движений. Делая выводы о значении первых философов в общественной жизни античного общества, Маркс говорит: «…философы являются живыми образами, живыми художественными произведениями, и народ видит, как они возникают из него самого в пластическом величии»[9]. Когда появляется Сократ и софисты, философия, по мнению Маркса, изменяется и принципом философии становится идеальность в своей первостепенной форме.
Но все же полнее всего Маркс анализировал философию Эпикура. Его докторская диссертация «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура» показывает эпикуреизм как просветительство античной эпохи.
Карл Маркс был близок к группе младогегельянцев, косвенных учеников Георга Гегеля. Младогегельянцы называли философию Эпикура «философией самосознания», а апогей этого философского течения видели как раз в учении Гегеля и собственной философии.
Идеи Карла Маркса, младогегельянцев и эпикурейцев были схожи - это были идеи свободного самосознания личности. Эта идея эпикурейцев
, возникшая на фоне разложения античного полиса, у младогегельянцев легла в основу требований буржуазного правосознания.
В своей диссертации, Маркс оценивает вклад Эпикура как «ключ к истинной истории греческой философии»[8] и считает, что этот вклад недооценен. Соответственно, цель диссертации Маркса как раз показать истинное место Эпикура в истории античной философии, отвергая его критику, касательно заимствования идей Демокрита.
Маркс даёт различные тезисы в пользу кардинальных различий идей двух философов. Для Маркса, Демокрит признаёт необходимость, а Эпикур случайность. Он делит их на скептика и догматика. Демокрит – это скептик и эмпирик, а Эпикур – догматик. Он говорит, что тот, кто видит чувственный мир субъективным, опирается на опыт и эмпирический путь познания, а тот, кто видит его мир в виде реальных явлений, опыт отрицает. Скептик видит в природе необходимость и пытается объяснить её явления, понять реальное существование вещей. Догматик же видит в природе случай и единственный путь её объяснения – это отрицание объективной реальности природы.
Важнейшим их различием является атомистика, то есть учение о том, что все чувственно воспринимаемые вещи и объекты состоят из неделимых частиц. Эпикур развивает идеи о самопроизвольном отклонении атомов.
В отличие от Демокрита, Эпикур развивает натурфилософские идеи и фундаментом своей теории делает диалектическое самодвижение. Маркс считает, что в трудах Эпикура атомистика доведена до последних выводов и Лукреция Маркс называет единственным древним философом, постигшим это учение в полной мере.
Если говорить подробнее об анализе атомистики, то Маркс говорит о так называемой «истинной душе атома». Он считает этой «душой» отклонение от общего для всех тел движения. В этом заключается и критика атомистики Эпикура, так как тот выдвигает идею об отвесном падении атома, которое присуще всем телам, а значит, не имеет своей единичности и отличия от любой элементарной частицы.
Античные философы при изучении атомистики столкнулись с проблемой того, что атом сам по себе абстрактен и чувственно невозможен к восприятию. Из-за огромного спектра чувственного восприятия вещей в мире античные философы и выдвигают теории атомистики. И абстрактное понимание атома, особенно в эпоху античности, делало просто непосильным конкретное объяснение эмпирической действительности. Поэтому собственно Демокрит и становится скептиком, а Эпикур нет, так как в его картине мире атомистика - это, прежде всего, необходимость объяснения, чем какая-то четкая физическая гипотеза.
Эпикурейская идея деклинации, или отталкивания, для Маркса есть первая форма самосознания. Эта идея заключается в себе необходимость в выражении собственной индивидуальности. Благодаря этому принципу атомы могут соединяться во время передвижения, но и факт человеческой свободы для эпикурейцев объясняется этой идеей, так как эта сама свобода есть отклонение от необходимости, то есть отталкивание.
По сути, это обоснование свободы является крайне недиалектическим и абстрактным, так как свобода понимается не как деятельность, а как бездействие. Маркс же считает истинной свободой свободу от бытия, а не свободу в бытии.
Карл Маркс придерживается мнения, что атомический принцип имеет абстрактное начало, а принцип, который принимает за свой фундамент какой-либо абстрактный метод априори поверхностный. Маркс считает, что диалитическое отрицание должно быть повсеместно, а Эпикур не придерживается самоотрицания.
Другим важным аспектом древнегреческой философии, который Маркс заметил одним из первых, было всеобщее почитание небесных тел. Даже Анаксагор, который в отличных от других философах формах рассуждал о небе, приблизив его к земле, на вопрос для чего он родился, ответил: «Ради созерцания Солнца и Луны»[15].
Эти религиозные обращения к небу были видны почти у всех древнегреческих философов. От Ксенофана до пифагорейцев, Платона и Аристотеля. А Эпикур выступает против такого мировоззрения. Эпикур стал неким первым этапом древнегреческого просвещения. Он стал человеком, борющимся с тотально-религиозными взглядами и мистицизмом. Доказательством этому служит стих Лукреция из книги «О природе вещей»:
«В те времена, как у всех на глазах безобразно влачилась
Жизнь людей на земле под религии тягостным гнетом,
С областей неба главу являвшей, взирая оттуда
Ликом ужасным своим на смертных, поверженных долу,
Эллин впервые один осмелился смертные взоры
Против нее обратить и отважился выступить против» [3]
Также можно связать философию Маркса и Эпикура нитью чувственного существа. У Маркса мы видим концепцию коммунистической чувственности, у Эпикура идею об атомарном устройстве мира. Эпикур говорит о том, что мир легок и быстр, он цел и неделим, он взаимодействует с телами в нем, между телами в нем нет границ, так как все протекает друг в друге. Соответственно, между людьми и миром нет границ, а, значит, и у самого человеческого тела этих границ нет.
Натурфилософия Эпикура говорит о том, что мир и человек переплетены и неразрывны. Чувственность человека зависит от его погружения в мир и открытости ему. Из всего этого Маркс делает вывод о том, что сущность человека многообразна, как многообразно ее определение.
Так же, эта идея подразумевает единство субъекта и объекта. А как раз Маркс говорит о том, что сущность человека включает в себе как активность субъекта-преобразователя, так и мир как объект, который находится в этой активности. Значит сущность человека это синтез объективного и субъективного, человек это симбиоз субъективной и объективной стороны.
Можно подвести итог, что античная философия ставила вечные и крайне актуальные для нового времени вопросы, а объективных ответов в силу временной эпохи дать не могла. Многие ответы Маркса на эти вопросы и заложили основы марксисткой идеологии.
1. Проблема первоначала всех вещей в мире, бытия и небытия, материи и её форм. Это идеи атомизма, стихий космоса, равенства и различия бытия и небытия и их текучести. Здесь главную роль сыграли Демокрит, Анаксимандр, Фалес и Зинон. Для марксизма эти проблемы важны как предтеча материалистической теории.
2. Социальные проблемы взаимоотношения людей, вопрос морали и познания. Может ли быть абсолютная истина и если она есть, возможно ли её постижение человеком. На эти вопросы пытались ответить Сократ и софисты. Для марксизма это так же важно в плане формирования материализма Маркса.
3. Проблема воли и свободы, достижения всеобщего счастья. Человек с одной стороны был ничтожен перед силами природы, но одновременно силен и могущественен в своем стремлении к свободе. И познания философы считали главным счастьем свободного человека. Сенека, Эпикур, Лукреций, Аврелий впервые выдвинули эти тезисы.
4. Религиозные проблемы, место Бога в мире, строение Бога и Космоса и взаимоотношения Бога и человека. Плотин и Филон Александрийский писали об этой проблеме. Аналитика Маркса подобных идей привела к его отношению к религии, а, следовательно, о месте религии в марксисткой теории.
5. Проблема чувственного и сверхчувственного. Рациональный метод познания чувственного и сверхчувственного мира раскрываются в работах Платона, Аристотеля и их учеников.
Во всех этих выводах Маркса виден зародыш материалистической диалектики Маркса. Ведь диалектическое отрицание как раз лежит в основе критики идеализма. Маркс еще не критикует гегелевский идеализма, но материалистическое построение вопроса уже начинает появляться.