Файл: Кафедра бухгалтерского учета, аудита и аод курсовая работа бухгалтерский учет готовой продукции.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организация и методика бухгалтерского учета готовой продукции
-
Учетная политика, применяемая в учете готовой продукции
Основным документом организации, определяющим порядок ведения бухгалтерского учета при отражении хозяйственных операций, является учетная политика.
Согласно ПБУ 1/08 «под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».
Для учета наличия и движения готовой продукции предназначен активный счет 43 «Готовая продукция»; продукция, подлежащая сдаче на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и на указанном счете не учитывается.
Способы оценки готовой продукции определены ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».
Готовая продукция принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость готовой продукции, изготовленной в производстве, определяется по истечении отчетного периода на основе данных бухгалтерского учета.
В аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения готовой продукции разрешается применять учетные цены.
В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться:
-
фактическая производственная себестоимость (полная и неполная); -
нормативная себестоимость (полная и неполная); -
договорные цены; -
другие виды цен.
Фактическая производственная себестоимость применяется в основном при единичном мелкосерийном производстве, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.
Нормативную себестоимость в качестве учетных цен целесообразно использовать в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции. Преимуществами данных учетных цен являются удобство при осуществлении оперативного учета движения готовой продукции, стабильность учетных цен и единство оценки в планировании и учете.
Нормативная себестоимость представляет собой себестоимость, исчисленную исходя из действующих в организации норм на определенную дату.
Остатки готовой продукции на складах на конец или начало отчетного периода также могут оцениваться в учете организации по фактической производственной себестоимости или по нормативной себестоимости соответственно. Нормативная себестоимость остатков готовой продукции также может определяться по прямым статьям затрат.
При использовании в качестве учетных цен нормативной себестоимости, договорных и других видов цен необходимо по окончании месяца исчислять отклонение фактической производственной себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам для распределения этого отклонения на отгруженную (проданную) продукцию и остатки ее на складах.
Порядок оценки товаров торговыми организациями завит от способа продажи приобретенных товаров – оптовая или розничная продажа. К розничной продаже относится продажа товаров физическим лицам (населению) для личного, домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. К оптовой торговле относится продажа товаров юридическим лицам и физическим лицам (индивидуальным предпринимателям) для осуществления предпринимательской деятельности. Приобретенные организациями торговли товары, предназначенные для продажи, могут оцениваться следующим образом:
-
по покупной стоимости (стоимости приобретения); -
по продажным ценам с отдельным учетом наценок (скидок) (разница между продажными и покупными ценами учитывается на счете 42 «Торговая наценка»); -
по учетным ценам.
Организации оптовой торговли учитывают приобретенные товары по покупной стоимости или по учетным ценам.
Организации розничной торговли учитывают товары по продажным ценам с отдельным учетом наценок (скидок). Формирование покупной стоимости товаров может осуществляться двумя способами:
-
по стоимости приобретения, включающей цену поставщика и другие расходы (например, транспортные расходы), связанные с приобретением товаров и произведенные до момента передачи товаров в продажу; -
только по цене поставщика с отнесением на расходы на продажу других расходов по заготовке и доставке товаров, произведенных до момента передачи товаров в продажу.
К фактическим затратам на приобретение товаров относятся:
-
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); -
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров; -
таможенные пошлины; -
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров; -
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары; -
затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации; -
затраты по доставке товаров до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором; -
начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); -
начисленные до принятия к бухгалтерскому учету товаров проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих товаров; -
затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (затраты организации по подготовке, фасовке и улучшению технических характеристик); -
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.
При выборе способа оценки товаров следует принимать во внимание периодичность поступления товаров, условия их поставки, стоимость услуг, связанных с их приобретением. Выбранный организацией способ оценки товаров должен быть отражен в учетной политике организации, где также отражается выбранный способ формирования покупной стоимости товаров (с учетом или без учета в покупной стоимости товаров транспортных расходов). Фактическая себестоимость готовой продукции и товаров, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из
текущей рыночной стоимости их на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Фактическая себестоимость готовой продукции и товаров, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Фактической себестоимостью готовой продукции и товаров, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. Товары и готовая продукция, не принадлежащие данной организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении, учитываются на забалансовых счетах в оценке, предусмотренной в договоре, или в оценке, согласованной с их собственником.
При отсутствии цены на указанные запасы в договоре или цены, согласованной с собственником, они могут учитываться по условной оценке. Товары и готовая продукция, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.
Товары, на которые в течение отчетного года рыночная цена снизилась, или они морально устарели либо полностью или частично потеряли свои первоначальные качества, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости с учетом их физического состояния. Снижение стоимости товаров отражается в бухгалтерском учете в виде начисления резерва.
Начисление резерва под снижение стоимости запасов отражается в бухгалтерском учете:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».
Кредит 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».
Начисленный резерв списывается на увеличение финансовых результатов в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» по мере отпуска относящихся к нему запасов. При отпуске товаров в продажу или ином выбытии (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) их оценка производится одним из следующих способов: по себестоимости единицы; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретения товаров (способ ФИФО).
Продукция, неоформленная актами приемки-сдачи, находится на счете 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство».
Синтетический учет готовой продукции можно вести в двух вариантах, что прописывается в учетной политике организации:
-
без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» -
с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
Аналитический учет отдельных видов продукции ведется по учетным ценам с учетом выделения отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости готовой продукции по учетным ценам. Если продукция изготовлена в основном производстве, то в день передачи ее на склад списывается сумма затрат на изготовление продукции бухгалтерской записью:
Дебет 43 «Готовая продукция».
Кредит 20 «Основное производство».
С использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» синтетический учет готовой продукции на счете 43 «Готовая продукция» ведется по нормативно-плановой (плановой) себестоимости (счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» используется, когда производство массовое).
1) Величина себестоимости выпущенной продукции отражается по кредиту счета 40 ««Выпуск продукции (работ, услуг)» (то есть после того, как продукция изготовлена и передана на склад).
Дебет 43 « Готовая продукция»
Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» – оприходована продукция по нормативно-плановой себестоимости.
2) Фактическую же себестоимость выпущенной продукции учитывают по дебету счета 40 «Выпуск продукции». Себестоимость продукции, изготовленной основным производством, отражается записью:
Дебет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
Кредит 20 «Основное производство».
3) Фактическая себестоимость продукции, изготовленной вспомогательным производством:
Дебет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
Кредит 23 «Вспомогательное производство».
Как правило, нормативно-плановая себестоимость готовой продукции не совпадает с фактической. В результате на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» возникает дебетовое (перерасход) или кредитовое (экономия) сальдо. Согласно Новому плану счетов по бухгалтерскому учету и Инструкции по его применению (в редакции Приказов Минфина РФ от 08.11.2010 №142н), сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на последнее число месяца определяется отклонение фактической производственной себестоимости произведенной продукции, сданных работ и оказанных услуг от нормативной (плановой) себестоимости. Экономия, то есть превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической, сторнируется по кредиту счета 90 «Продажи». Перерасход, то есть превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой), списывается на счета дополнительной записью:
Дебет 90 «Продажи»
Кредит 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет.
Затраты предприятия, связанные с отгрузкой и реализацией продукции и учитываемые в составе полной себестоимости продукции носят название коммерческих расходов.
Для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг предназначен счет 44 «Расходы на продажу».
В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы:
-
на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; -
по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; -
комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; -
по содержанию помещений(для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; -
на рекламу; -
на представительские расходы; -
другие аналогичные по назначению расходы.