Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
Таблица 2
Компоненты охраняемых природных территорий
1 Котлер Ф. М. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм : учебник: М.: Юнити, 2008. С.787.
Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает саму возможность туризма на территориях национальных парков, где могут создаваться функциональные зоны познавательного туризма, предназначенные для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объ- ектами национального парка. Но при этом запрещается размещать туристские стоянки в непредназначенных для этого местах.
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» № ЗЗ-ФЗ такими территориями следует считать участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где находятся природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты в соответствии с решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Указанный законодательный акт определяет семь разновидностей особо охраняемых природных территорий. Это позволяет говорить о том, что
законодатель всесторонне подошел к решению вопроса о целях и особенностях использования тех или иных территорий.
На основании анализа российского законодательства следует сделать вывод о том, что создание новых особо охраняемых территорий является прямой обязанностью государства. Однако всю подготовительную работу
, как правило, выполняют научно-исследовательские институты либо общественные экологические организации.
Проведя правовой анализ норм действующего законодательства по вопросам создания особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации, мы пришли к выводу о том, что сегодня в рассматриваемой сфере имеет место ряд правовых проблем.
Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», все особо охраняемые природные территории федерального значения создаются на основании решения Правительства РФ. При этом существует противоречие между статьями указанного законодательного акта. Так, в соответствии со ст. 8 и ст. 14 государственные природные заповедники и национальные парки соответственно учреждают постановлением Правительства РФ.
Однако в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» (согласно ст. 23) акты по оперативным и иным текущим вопросам, которые не имеют нормативного характера, издают в форме распоряжений Правительства РФ1.
Следовательно, в связи с тем, что решение о создании ООПТ не имеет нормативного характера, а Федеральный конституционный закон - это нормативный правовой акт, который имеет большую юридическую силу, нежели федеральный закон, на сегодняшний день государственные природные
1 Новопашин, С. А. Особо охраняемые природные территории Свердловской области как объекты экологического туризма: учебное пособие / Новопашин С. А. М.:Баско, 2016. С. 160.
заповедники и национальные парки учреждают на основании распоряжения Правительства РФ, что не соответствует вышеуказанным статьям ФЗ -№33.
В течение этого времени на территории созданной ООПТ продолжает реализовываться хозяйственная деятельность, что может вести к деградации особо ценных природных территорий, комплексов и объектов.
В качестве примера, подтверждающего вышеуказанное положение приведем следующую ситуацию. Национальный парк «Сайлюгемский» (Республика Алтай) был создан в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.02.2010г.№ 241-р. При этом до сих пор вышеуказанный национальный парк не функционирует, потому что не создано соответствующее государственное учреждение, а земельные участки не переведены в категорию
– «земли ООПТ и объектов».
Экологический туризм, как и любая иная деятельность, связанная с потреблением природных богатств, не может осуществляться произвольно и в любых количествах. В России и многих других странах бывшего СССР такие пределы воздействия на природу определяются посредством экологического нормирования. При этом если нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в атмосферу или воду давно и достаточно подробно разработаны и используются на практике, с нормативами предельных рекреационных нагрузок на экологические системы дело обстоит намного
хуже.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. предусмотрены нормативы предельно допустимой антропогенной нагрузки на природные объекты (статья 27), которые должны определять степень антропогенного воздействия (с учетом действия природных факторов) на природные объекты, при превышении которой происходят нарушения устойчивого состояния экосистемы, ее естественного развития и ухудшение условий использования природных объектов.
Данный норматив должен определять уровень возможного негативного
воздействия на окружающую среду на определенной территории еще на стадии
планирования определенных видов деятельности (размещение объектов промышленности, энергетики, транспорта, строительства туристических объектов и т.д.) с учетом каждого вида антропогенных воздействий и их совокупности. Из этого следует, что деятельность по разработке документов территориального планирования федерального, регионального и муниципаль- ного уровня должна осуществляться с учетом данных нормативов, отсутствующих на практике. Это затрудняет расчет антропогенного воздействия на окружающую среду при планировании долгосрочного социально-экономического развития страны.
На сегодняшний день нормативы допустимой антропогенной нагрузки установлены только для уникальной экологической системы озера Байкал. Например, в 500-метровой прибрежной полосе измененные в результате рекреационной деятельности локальные экосистемы (места размещения рекреационных комплексов,
Таблица 2
Компоненты охраняемых природных территорий
Система охраняемых природных территорий («econet») – совокупность различных категорий территорий, функционально и территориально связанных между собой и обеспечивающих природное равновесие и неистощительное природопользование: более 45 тыс. территорий различного статуса общей площадью примерно 15,0 млн. км2 | |
1. Узлы экологического каркаса – территории, выполняющие | 2. Транспортные коридоры – территории, выполняющие преимущественно |
1 Котлер Ф. М. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм : учебник: М.: Юнити, 2008. С.787.
средообразующие функции, обеспечивающие поддержание экологического баланса, биоразнообразия и оказывающие влияние на значительные площади прилегающих территорий. (междуречные равнины, особенно с сохранившимися участками зональной растительности, крупные лесные массивы, болотные системы, верховья основных рек, ареалы интенсивного подземного стока) | транспортные функции, т. е. представляющие собой основные магистрали вещественно-энергетического обмена между узлами. Это прежде всего «кровеносная система ландшафта» – долины рек и ручьев, овражно-балочная сеть, «коридоры» движения приземного слоя воздуха, подземных вод и т. п. В освоенных многие годы назад регионах транспортные коридоры обычно редуцированы до узких линейных полос – «экологических мостов». |
3. Буферные зоны – сохраняющие мосты и узлы особо охраняемых природных территорий | 4. Территории экологической реставрации – земли, на которых восстанавливаются природные системы: экологическая инфраструктура ландшафта разорвана вследствие сельскохозяйственного освоения, селитебных земель и пр. |
Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает саму возможность туризма на территориях национальных парков, где могут создаваться функциональные зоны познавательного туризма, предназначенные для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объ- ектами национального парка. Но при этом запрещается размещать туристские стоянки в непредназначенных для этого местах.
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» № ЗЗ-ФЗ такими территориями следует считать участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где находятся природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты в соответствии с решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Указанный законодательный акт определяет семь разновидностей особо охраняемых природных территорий. Это позволяет говорить о том, что
законодатель всесторонне подошел к решению вопроса о целях и особенностях использования тех или иных территорий.
На основании анализа российского законодательства следует сделать вывод о том, что создание новых особо охраняемых территорий является прямой обязанностью государства. Однако всю подготовительную работу
, как правило, выполняют научно-исследовательские институты либо общественные экологические организации.
Проведя правовой анализ норм действующего законодательства по вопросам создания особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации, мы пришли к выводу о том, что сегодня в рассматриваемой сфере имеет место ряд правовых проблем.
Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях», все особо охраняемые природные территории федерального значения создаются на основании решения Правительства РФ. При этом существует противоречие между статьями указанного законодательного акта. Так, в соответствии со ст. 8 и ст. 14 государственные природные заповедники и национальные парки соответственно учреждают постановлением Правительства РФ.
Однако в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» (согласно ст. 23) акты по оперативным и иным текущим вопросам, которые не имеют нормативного характера, издают в форме распоряжений Правительства РФ1.
Следовательно, в связи с тем, что решение о создании ООПТ не имеет нормативного характера, а Федеральный конституционный закон - это нормативный правовой акт, который имеет большую юридическую силу, нежели федеральный закон, на сегодняшний день государственные природные
1 Новопашин, С. А. Особо охраняемые природные территории Свердловской области как объекты экологического туризма: учебное пособие / Новопашин С. А. М.:Баско, 2016. С. 160.
заповедники и национальные парки учреждают на основании распоряжения Правительства РФ, что не соответствует вышеуказанным статьям ФЗ -№33.
В течение этого времени на территории созданной ООПТ продолжает реализовываться хозяйственная деятельность, что может вести к деградации особо ценных природных территорий, комплексов и объектов.
В качестве примера, подтверждающего вышеуказанное положение приведем следующую ситуацию. Национальный парк «Сайлюгемский» (Республика Алтай) был создан в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.02.2010г.№ 241-р. При этом до сих пор вышеуказанный национальный парк не функционирует, потому что не создано соответствующее государственное учреждение, а земельные участки не переведены в категорию
– «земли ООПТ и объектов».
Экологический туризм, как и любая иная деятельность, связанная с потреблением природных богатств, не может осуществляться произвольно и в любых количествах. В России и многих других странах бывшего СССР такие пределы воздействия на природу определяются посредством экологического нормирования. При этом если нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в атмосферу или воду давно и достаточно подробно разработаны и используются на практике, с нормативами предельных рекреационных нагрузок на экологические системы дело обстоит намного
хуже.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. предусмотрены нормативы предельно допустимой антропогенной нагрузки на природные объекты (статья 27), которые должны определять степень антропогенного воздействия (с учетом действия природных факторов) на природные объекты, при превышении которой происходят нарушения устойчивого состояния экосистемы, ее естественного развития и ухудшение условий использования природных объектов.
Данный норматив должен определять уровень возможного негативного
воздействия на окружающую среду на определенной территории еще на стадии
планирования определенных видов деятельности (размещение объектов промышленности, энергетики, транспорта, строительства туристических объектов и т.д.) с учетом каждого вида антропогенных воздействий и их совокупности. Из этого следует, что деятельность по разработке документов территориального планирования федерального, регионального и муниципаль- ного уровня должна осуществляться с учетом данных нормативов, отсутствующих на практике. Это затрудняет расчет антропогенного воздействия на окружающую среду при планировании долгосрочного социально-экономического развития страны.
На сегодняшний день нормативы допустимой антропогенной нагрузки установлены только для уникальной экологической системы озера Байкал. Например, в 500-метровой прибрежной полосе измененные в результате рекреационной деятельности локальные экосистемы (места размещения рекреационных комплексов,