Файл: Иван Михайлович Балинский.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иван Михайлович Балинский

 

Аннотация: актуальность заключается в большой роли, которую оказал Балинский И.М. на психиатрическую школу в России. Цель данной статьи – изучить вклад ученого. Использовались различные методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и др. 

В результате выявлена роль И.М. Балинского в развитии клинической и научной психиатрии в России. И.М. Балинскийоткрыл или помог в открытии ряда психиатрических больниц. И.М. Балинский обучал студентов, помогал начальству, систематизировал имеющиеся знания, вводил различные понятия, выявлял причины явлений. Слушатели психиатрического курса отмечали его полезность, практическую направленность. В первой, общей, части лекций важная роль отводилась описанию этиологии и патогенеза душевных болезней; среди причин возникновения умопомешательства назывались моральные, физические и соматические, отмечалось влияние различных других болезней. Во втором разделе лекций клинические формы заболеваний разделены на первичные и вторичные.Лекции И.М. Балинского на протяжении многих лет оставались одним из наиболее важных и востребованных руководств по психиатрии. И.М. Балинский выделил причины, способствующие развитию душевных болезней. Сименем  И.М. Балинского оправданно связывают основание клинической и научной психиатрии в России.

 

Ключевые слова: психиатрия, душевные болезни, клиника, душевнобольные.

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

 

 

 

 

 

 

 

Балинский Иван Михайлович (1827 — 1902) — русский психиатр, основоположник петербургской психиатрической школы. Окончил Медико-хирургическую академию в 1846 году. 

С 1860 по 1884 годы — ординарный профессор кафедры нервных и душевных болезней Медико-хирургической академии.

Осмотрев вверенное ему в 1857 году отделение для умалишенных — шестой корпус, Балинский понял, что нужно что-то менять. Данный дом состоял из типичных для тех лет, а именно там были: цепи и целебные колотушки, от дурных мыслей и неправильного поведения там были приготовленный смирительные камзолы.

Около года Иван Михайлович разрабатывал проект по нововведениям в организации отделения. Следом через некоторое время, а именно 13 июня 1859 года ему удаётся воплотить в жизнь свою идею
, свои мысли — именно в этот день состоялось долгожданное открытие. Было принято решение цепи оставить в прошлом, персонал нового отделения выслушал наставления и соответствующую выволочку, рвотное сдали в госпитальную аптеку, заменив более гуманными приспособлениями для лечения душевнобольных людей, изменения не прошли мимо и внешнего вида отделения, оно стало заметно светлее, чище, в нем больше не так сильно чувствуется тревога.

Получив за успешно разработанный и воплощенный проект орден святой Анны 3-ей степени, уже в следующем месяце Балинский едет за границу — изучать сумасшедшие дома. За 4 месяца посещено 40 психиатричесих больниц во Франции, Германии, Голландии, Бельгии и Англии.

28 июня 1860 года император Александр II утверждает запрос Военного совета об открытии в Императорской Медико-хирургической академии пяти дополнительных кафедр — в том числе и кафедры психиатрии. Конференция Академии вскоре назначает Балинского ординарным профессором на эту кафедру. 

Иван Михайлович имел хорошие администраторские способности, поэтому ему удаётся убедить начальство в том, что необходимо создавать психиатрические учреждения сразу высокого качества..

В 1863 и 1865 годах он вместе с полковником Мровинским посещал Лондон и Париж в рамках командировок, чтобы посмотреть психиатрические больницы Европы и перенять  некоторые черты для российских клиник.

19 ноября 1867 года в Санкт-Петербурге была построена новая клиника, в создании которой были учтены все черты лучших европейских учреждений. Здесь не только лечили пациентов, но и проводили обучение студентов. В эти же годы Балинский развивает план по увеличению количества психиатрических больниц в городах и созданию кафедр психиатрии в университетах. Благодаря его деятельности были созданы проекты по открытию психиатрических учреждений во многих городах России.

Слушатели психиатрического курса проявляли очевидный интерес к его разборам клинических случаев, отмечали глубину проводимого клинического анализа, аргументированность высказываемых предположений, клиническую проницательность.

Перед каждым разбором новых больных Иван Михайлович требовал от своих учеников тщательного сбора анамнеза, считая, что многие анамнестические сведения помогут понять причины возникновения основного заболевания, определить влияние окружающих условий на характер и течение болезни, избрать правильную тактику лечения больного, определить точный прогноз. Он

выступал противником лечения болезни, а не самого больного с особенностями его заболевания. В построенной им психиатрической клинике он вел регулярные амбулаторные приемы пациентов, оказывая им необходимые виды помощи и отбирая вновь заболевших для госпитализации в клинику. Он был противником переполнения клиники больными-хрониками, которые, по его мнению, препятствовали нормальному ведению образовательного процесса, знакомству студентов с первичными случаями заболеваний.

Лекции И.М. Балинского на протяжении нескольких десятков лет оставались одним из наиболее важных и востребованных руководств по психиатрии. На его лекции приходили студенты с других кафедр. Его учениками были П.А. Дюков, Н.В. Чехов, И.П. Мержеевский, П.Н. Никифоров, А.Я. Фрей, А.Е. Черемшанский, Н.П. Лебедев, И.А. Сикорский.

В первой, общей, части лекций важная роль отводилась описанию этиологии и патогенеза душевных болезней; среди причин возникновения умопомешательства назывались моральные, физические и соматические, отмечалось влияние различных других болезней. Придавалось большое значение проблеме правильного воспитания, обращалось внимание на роль отрицательных факторов окружающей среды. При описании патологической анатомии описывались изменения в мозговых оболочках и других органах.

Среди методов лечения отмечались физическое и моральное (психотерапевтическое) воздействие. Специальное внимание уделялось прогнозу при душевных заболеваниях, в качестве значимых прогностических признаков Иван Михайлович приводил состояния выздоровления с осознанием своего болезненного состояния, возвращение к прежним навыкам и занятиям. Обращалось внимание на необходимость создания современных условий для содержания больных, устранение мер стеснения, организацию новых заведений.

Во втором разделе лекций клинические формы заболеваний разделены на первичные и вторичные. К первым относится меланхолия и мания с ее разновидностями (неистовство, периодическое неистовство, бессмыслие). К вторичным формам отнесена приобретенная глупость, ее беспокойные и спокойные виды, вторичное помешательство, периодическое умопомешательство, болезненные состояния, осложненные умопомешательством (падучая болезнь, всеобщий паралич умалишенных).


Балинский выделил причины, способствующие развитию душевных болезней:

⎯ индивидуальные (наследственность, особенности воспитания, особенности характера, вредные привычки) 

⎯ общие (климатические условия, пол и возраст, семейное положение, род занятий, органические заболевания).

Отмечая роль наследственности в протекании душевных болезней выделил различные психологические факторы – душевные волнения, особенности воспитания.

И. М. Балинский не оставил печатных трудов. Обладая авторской скромностью и разумным скептицизмом, считал, что его научные материалы не являются законченными, что после него скажут гораздо лучше, опираясь на современные достижения науки, однако, В 1958 году были изданы его «Лекции по психиатрии» под редакцией Н. И. Бондарева и Н. Н. Тимофеева. Основой послужили записи лекций Балийскогопо психиатрии для студентов Медико-хирургической академии, литографированные в 1858 году. В то время это был основной учебник психиатрии в академии.

После того, как он оставил кафедру, он все равно остался членом Медицинского Совета, Военно-Медицинского Ученого Совета, Попечителем Елизаветинской детской больницы. Принимал активное участие во всех важнейших судебно-психиатрических экспертизах Медицинского Совета, в комиссиях по устройству государственных и земских больниц для душевнобольных.

С именем  И.М. Балинского оправданно связывают основание клинической и научной психиатрии в России.

И. М. Балинский также ввел психопатологические понятия «приобретенного расположения», «навязчивых состояний», «кристаллизации бреда». С его именем такжесвязано развитие учения о психопатиях, им указано значение гипертермии в терапии психозов и важностьвзаимоотношений врач — больной; описано неравномерное расширение зрачков «с весьма медленными движениями радужной оболочки» в начальной стадии прогрессивногопаралича.

Таким образом, можно отметить большой вклад Балинского в развитие отечественной психиатрии, также лучшая в Европе клиника душевных болезней, была создана по проекту Ивана Михайловича Балинского. Высказанные идеи Балинского представляют несомненный интерес для рассмотрения истории развития психиатрии, психотерапии, психологии, в том числе и психологии здоровья.


 

Список литературы:

1) Никифоров, Г. С. Здоровая личность в трудах отечественных психологов и психиатров (конец XIX - начало XX вв.) / Г. С. Никифоров, З. Ф. Дудченко // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход :Материалы VIII Всероссийской конференции с международным участием, Курск, 22–23 ноября 2018 года / Под редакцией П.В. Ткаченко. – Курск: Курский государственный медицинский университет, 2018. – С. 260-267.  

2) Никифоров, Г. С., Дудченко З,Ф. Психология здоровья в России: у истоков. — СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2019. — 144 с.

3) Сизинцев, П. В. Представления о личности в творчестве русского мыслителя И.М. Балинского / П. В. Сизинцев // . – 2021. – № 3. – С. 124-128. 

4) Ястребов, В. С. И.М. Балинский - основоположник отечественной клинической и научной психиатрии / В. С. Ястребов // Психиатрия. – 2017. – № 2(74). – С. 71-73.