Файл: Исследование природы креативного мышления и креативности личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В заключение мы остановимся на некоторых результатах, полученных нами при проведении нашего исследования.

Известно, что существует неоднозначность в понимании самого явления креативности. Представители когнитивного (познавательного) направления изучали проявления креативного мышления и рассматривают креативность как интеллектуальную способность, они приравнивают креативность к дивергентному мышлению, рассматривая ее, таким образом, как одну из функций интеллекта.

На наш взгляд, однозначно проводить параллели между креативностью и дивергентным мышлением или полностью отвергать значимость последнего в природе креативности нет оснований. Дивергентные функции, безусловно, входят в структуру креативности как ее составляющие. Креативность не тождественна, но отражает процессы дивергентного мышления на уровне свойств личности.

Из анализа работ, посвященных изучению соотнесенности креативности с уровнем общего интеллекта, становится очевидным, что креативность и интеллект, даже если они описывают отчетливо разные наборы психологических свойств, тем не менее взаимодействуют в процессе развития, оказывая друг на друга как непосредственное, так и опосредованное влияние. Повышение уровня интеллекта связано с повышением креативности лишь до определенного предела. При превышении некоторого критического уровня интеллекта (по разным данным – от 115 до 120 баллов) его связи с креативностью или исчезают или же становятся отрицательными, то есть при дальнейшем повышении интеллекта креативность начинает снижаться.

Анализ работ, посвященных изучению этапов креативного процесса, показывает: психологи едины в убеждении в том, что креативный процесс включает сознательные и неосознанные этапы, причем запуск процесса происходит в сознательной сфере, продолжается в его неосознаваемых структурах и вновь попадает в область сознания.

Представители личностного направления, рассматривая природу креативности, связывают ее с различными качествами личности (характерологическими, эмоционально-волевыми, мотивационными, социально-ролевыми и т.д.). Несомненно, что для творчества необходимы богатство и глубина личности, которые основываются на стремлении познать себя и окружающий мир, а также реализовать свои собственные возможности. К качествам креативной личности чаще всего относят: позитивную «Я-концепцию», которая характеризуется уверенностью в своих способностях, силой характера;
независимость в суждениях и поступках; настойчивость в решении своей проблемы; смелость (способность к риску); психологическую восприимчивость к новому, необычному; стремление к красоте и гармонии.

Обобщая изложенные выше подходы к пониманию креативности, следует отметить, что каждый из них рассматривает лишь одну из сторон и проявлений данного свойства. Таким образом, попытки объяснить феномен креативности в рамках только когнитивного или только личностного подходов не могут расцениваться как состоятельные. Такие попытки порождают непременную узость в понимании этого явления и разорванность в его изучении.

Проведенный анализ дает основание полагать, что правомерен интегративный подход к пониманию креативности, который рассматривает ее как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих в психологическом смысле становлению творчества.