Файл: Реферат развитие ребёнка дошкольного возраста в процессе общения с взрослыми и со сверстниками огу 44. 03. 05 6023 572Р.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Параметры общения:
Форма общения:
-
внеситуативно-познавательная (до 4–5 лет); -
внеситуативно-личностная (5–6 лет).
Содержание потребности в общении:
-
потребность во внимании, сотрудничестве и уважении (4–5 лет); -
потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию (5–6 лет). [4]
Ведущий мотив общения:
-
Познавательный: взрослый как эрудит, источник познания о внеситуативных объектах, партнер по обсуждению причин и связей; (4–5 лет); -
Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями, умением и нормами (5–6 лет).
Таким образом, влияние, оказываемое взрослыми на дошкольников, способствует развитию социальных и нравственных норм и правил, а влияние, оказываемое на дошкольников сверстниками, способствует развитию коммуникативных навыков, то есть навыков общения с другими людьми.
Заключение
Общение с взрослыми и родителями позволяет дошкольникам усваивать моральные и этические нормы поведения, развивает эмоциональную сферу, развивает навыки общения, помогает перенимать положительный пример. Взрослый дает ребенку образцы того общения, которым тот еще не владеет. В общении со взрослыми формируются ценностные ориентации дошкольников. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки, формируется и развивается самопознание. Оценка взрослым деятельности, поступков дошкольника может сформировать у ребенка реальную, заниженную или завышенную самооценку.
Задача взрослого на пути развития личности ребенка помогать ему формировать волевое поведение, развивать познавательную деятельность, помогать психическому развитию. Тесное взаимодействие в процессе общения со взрослыми складывающихся сложных новообразований, таких как личностные характеристики и свойства субъекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации индивида и прежде всего его психофизиологического уровня, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни.
Очевидно, что контакты ребенка со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка, которая существенно отличается от его общения со взрослым. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребенку, окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны друг к другу. Они обычно не слишком стремятся помочь ребенку, поддержать и понять его. Они могут отнять игрушку, обидеть, даже не заметив слез, ударить. И все же общение с детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие. Начиная с 4-летнего возраста, сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. Если перед ребенком старше 4 лет стоит выбор — играть или гулять с товарищем или с мамой — большинство детей сделают этот выбор в пользу товарища.
Именно в общении со сверстником появляются такие сложные действия, как притворство (т. е. стремление сделать вид, притвориться веселым или испуганным), желание выразить обиду (нарочно не ответить, показать ему, что больше не хочу с ним играть), фантазирование. Такой сложный спектр отношений детей порождает разнообразие речевых контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.
Список используемых источников
-
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М.: ИНТОР, 1996. - 160 с. -
Дьяченко О.М. Лаврентьева Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. М. , 1996. - 55 с. -
Ермолаева М.В. Психология развития.-- 2-е изд.-- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО ?МОДЭК?, 2003.-- 376 с -
Кравцова Е.Е. Психологические основы дошкольного воспитания. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 40 -
Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И. Лисиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. -- М.: Педагогика, 1985. -- 208 с. -
Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. -М.: Педагогика, 1989. - 215 с. -
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования/Под ред. А.В. Запорожца, Я- 3. Неверович. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.-- М.: Педагогика, 1986. - 176 с. -
Сайфутдиярова Е.Ф. Роль близких взрослых, сверстников и сиблингов в становлении межличностных отношений дошкольников./ Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы международной научно-практической конференции 2011 года. - Пенза - Витебск - Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - 210 с. -
Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками // Вопросы психологии, 1988. №2. - 167 с. -
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с. -
Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.