Файл: Проведение аср при дорожнотранспортных происшествиях.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Утверждаю
Начальник ПЧ-2 ООО «ВПО «ПИРАНТ»
________________ А.А. Быков
"__" __________ 20__ г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий с личным составом дежурных смен ПЧ-2
Тема: «Проведение АСР при дорожно-транспортных происшествиях».
Вид занятия: классно-групповое Отводимое время 45 мин.
Цель занятия: Приобретение и совершенствование личным составом подразделения знаний и навыков при проведении аварийно-спасательных работ в ДТП; Подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета при АСР в ДТП.
Литература, используемая при проведении занятия:
Руководство по ведению аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с комплектом «типовых технологических карт разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших при ликвидации последствий ДТП» 2012 г.;
Методические рекомендации по работе с аварийно-спасательным инструментом при дорожно-транспортных происшествиях.
Развернутый план занятия:
-
Подготовительная часть занятия – 5 мин.
Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.
-
Основная часть занятия – 35 мин.
Аварийно-спасательные работы при ДТП проводятся с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью, спасению материальных ценностей и защиты окружающей среды.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
АСР при ликвидации последствий ДТП характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. В состав АСР входят также поисково-спасательные и другие неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий ДТП.
Важно!!! При проведении аварийно-спасательных работ, следует неукоснительно выполнять все требования, связанные с безопасностью и соблюдением правил охраны труда.
Экипировка спасателей является одним из основных средств индивидуальной защиты от воздействия общих поражающих факторов при выполнении ими АСР.
В состав экипировки спасателей при выполнении АСР при ликвидации последствий ДТП входят:
-
специальная одежда из негорючих материалов, включающая световозвращающие материалы; -
обувь с антипрокольной подошвой, стойкой к воздействию агрессивных материалов и ГСМ, обеспечивающая надежную опору без скольжения; -
шлем (каска) с пластиковым противоударным забралом (очками); -
защитные кожаные перчатки; -
стеклобой; -
нож для резания ремней безопасности; -
средства защиты органов дыхания.
Основные типы аварийно-спасательных средств, приспособлений и оборудования
Для ведения АСР в ходе ликвидации последствий ДТП для разборки ТС, деблокирования и извлечения пострадавших и других работ применяют гидравлические инструменты, приспособления и оборудование, а также ручные лебедки.
Перед началом работ для стабилизации поврежденного ТС используют специальные приспособления (рис. 1) или средства технического оснащения (домкраты, пневматические домкраты и т.п.) (рис. 2).
Рис. 1. Фиксирующие подкладки для стабилизации поврежденного ТС.
Для разборки поврежденных ТС используется только гидравлический инструмент, у которого скорость перемещения рабочих органов не превышает 0,2 м/с. Такой инструмент приводиться в действие от ручного гидравлического насоса либо от гидравлической насосной станции с подачей рабочей жидкости не более 5 л/мин. Рабочее давление такого инструмента от 25 до 80 МПа.
Рис. 2. Типы гидравлических аварийно-спасательных инструментов.
Гидравлические насосные станции и гидравлические насосы обеспечивают подачу рабочей жидкости под давлением в рабочий инструмент.
Домкраты предназначены для стабилизации поврежденного ТС. Используются при наличии небольшого зазора, соответствующего минимальной высоте домкрата, поднимая или перемещая груз на расстояние, определяемое ходом штока.
Силовые цилиндры одностороннего или двухстороннего двойного действия обеспечивают перемещение элементов ТС посредством выдвижения штоков («расширение») или их втягивания («стягивание»). При работе на стягивание цилиндр оснащается двумя проушинами, к которым крепятся цепи. По необходимости, для увеличения начальной длины цилиндра, на штоки навинчиваются удлинители. Цилиндры предназначены для отгиба крыши и других узлов кузова, сдвига передней панели автомобиля и рулевой колонки, а также для поддержки узлов кузова после их отгиба или резки. Силовые цилиндры применяются, в основном, после расширителей, когда их рычаги достигают максимального расширения.
Расширители предназначены для вскрытия дверей, отгибания узлов кузова, перемещения сидений, съема приборной доски, выталкивания рулевой колонки, подъема автомобиля. Для отгиба наконечники данного инструмента располагаются в отверстии (щели) в отгибаемой (разжимаемой) конструкции. Размер отверстия (щели) должен быть не менее 1 см. При подъеме автомобиля опорная поверхность наконечников увеличивается с помощью деревянных брусков. В ходе подъема необходимо располагать между поверхностью дорожного полотна и автомобилем деревянные опоры.
В отличие от домкратов, расширители могут начинать раздвижку с малых зазоров (10-30 мм). В ряде случаев начальный зазор может быть образован самим инструментом (при работе им, как тяжелым клином). Рабочими органами расширителя являются две симметрично расположенные удлиненные губки (силовые элементы), которые при движении поршня в гидроцилиндре за счет рычажно-шарнирной передачи веерообразно расходятся или сходятся, осуществляя силовой разжим или сжатие. Максимальное усилие на губках реализуется при расширении в прямом ходе поршня. При обратном ходе за счет уменьшения площади поршня (наличие штока) усилия на губках несколько снижаются.
Резаки предназначены для резки стоек крыши, порогов, узлов спинок сидений и различных поверхностей кузова автомобиля. При использовании данный инструмент располагается под углом 90° к перерезаемой конструкции. В ходе резки инструмент может поворачиваться в любом направлении, следуя линии наименьшего сопротивления. Резаки производят работу двумя серповидными лезвиями, которые при раскрытии образуют с-образную зону, полуохватывающую разрезаемый предмет. Сжатие лезвий и резание происходит при прямом ходе поршня (реализация наибольших усилий). Режущие кромки лезвий в большинстве случаев имеют две зоны: общую — для резания различных конструкций и предметов, входящих в зев между лезвиями, и специальную (в виде корневой выемки) — для резания металлических прутков и арматуры. Корневая выемка максимально приближена к оси поворота лезвий, где развиваются наибольшие усилия.
Кусачки, в отличие от резака, осуществляют операцию «перекусывания» передавливанием различных элементов при движении режущих кромок ножей навстречу друг к другу встык.
Ножницы, имея удлиненные лезвия, как и резак, выполняют работу при прямом ходе поршня (реализация наибольших усилий). На некоторых моделях имеются заточенные зубья на внешней кромке лезвий, при помощи которых осуществляется вспарывание глухих металлических листов, создавая пространство для немедленного начала резки или расширения.
Расширитель-ножницы являются универсальным инструментом и, как правило, имеют удлиненные лезвия с прямой режущей кромкой, снабженные рядом выемок для удержания от выдавливания перерезаемого материала. Наружные концы лезвий имеют рабочие площадки с рифлениями для выполнения операций по расширению. У большинства моделей прямое движение поршня используется для резания и стягивания, а обратное относительно меньшим усилием для расширения.
Комбинированные ножницы (кусачки, гидроклин) выполнены в виде жестко соединенных между собой узлов и агрегатов. Отсутствие гибких трубопроводов и разъемных соединений повышает надежность, сокращает время подготовки к работе, позволяет выполнять операции одному человеку.
Катушки, представляя собой барабан (цилиндрический сердечник с боковыми пластинами) на сварной металлической раме, бывают двухрядные (обеспечивают подключение двух инструментов) или однорядные (одного инструмента) и могут иметь систему торможения, которая блокирует и предотвращает разматывание шлангов.
Для подключения рабочего инструмента к источнику энергии применяются пластмассовые шланги с тканевым армированием и резиновые рукава с металлокордом, имеющие быстроразъемные соединения.
Спасательные эластомерные силовые конструкции (СЭСК) представляют собой эластичные пневмодомкраты, пневмоподушки, пневмопластыри с ребристой поверхностью и многослойной структурой, которые выполнены из резины и армирующего материала (армированный корд или арамид), обеспечивают подъем (перемещение) и фиксацию поврежденных ТС. При этом обладают многофункциональностью, простотой и малым временем подготовки к работе, высокими силовыми характеристиками при начальной плоской форме, небольших габаритах и малой массе. Быстрое наполнение внутренних полостей СЭСК позволяет осуществлять технологические операции при температурах окружающего воздуха от –40 до +50℃, не предъявляя особых требований к твердости основания и форме перемещаемого груза.
Защитный экран из брезентового полотна предназначен для защиты пострадавших от осколков стекла, металлической стружки т.п. материалов при проведении работ по их деблокированию из аварийных автомашин.
Общие правила работы с инструментом, оборудованием и приспособлениями
Пожарные и спасатели должны обладать хорошими навыками работы с АСИ и использовать возможности того или иного инструмента.
-
Не следует использовать шланги для перемещения инструментов и насосной станции. -
Инструменты, которые не используются в текущем процессе выполнения АСР, должны быть переведены в рабочем положении на площадку для инструмента в ближней рабочей зоне или на штатное место в АСМ. -
Все носимые и используемые инструменты должны переноситься только за соответствующие рукоятки. -
В процессе выполнения АСР запрещается наступать на гидравлические шланги.
Технология ведения АСР при ликвидации последствий ДТП
Технология АСР при ликвидации последствий ДТП зависит от множества различных факторов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать: рельеф местности, состояние дорожного полотна, количество и расположение попавших в ДТП ТС, типы их конструкций, степень их повреждений, возможное количество пострадавших, их состояние и виды полученных ими травм, возможность их деблокирования и наиболее предпочтительный способ их извлечения из поврежденных транспортных средств и другие факторы, способные осложнить проведение АСР.
Решение о способе и направлении извлечения пострадавшего принимается совместно бригадой скорой медицинской помощи (СМП) и спасателями.
Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживая разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течение проведения всей спасательной операции. Если пострадавший без сознания, необходимо убедиться в наличии жизненных функций (дыхание и пульс). После чего провести первичный осмотр и подготовить пострадавшего к извлечению:
-
накрыть острые части деталей корпуса ТС защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом; -
остановить угрожающее жизни кровотечение; -
осмотреть область шеи на предмет видимых повреждений; -
снять украшения, если это необходимо (ожерелья, серьги и т.п.); -
надеть шейный корсет, для фиксации шейных позвонков, сохраняя шею на средней линии тела; -
подвести под спину медицинское извлекающее устройство; -
определить места зажатия частей тела пострадавшего и стратегию их освобождения.
В зависимости от реальной обстановки извлечение пострадавшего из аварийного ТС производится двумя вариантами:
Немедленное извлечение:
-
если существует опасность для команды спасателей или пострадавшего (например, пожар, затопление, разлив АХОВ и т. п.); -
если состояние пациента резко ухудшается; -
если жизненные функции (дыхание и пульс) у пострадавшего не проявляются.
Решение на немедленное извлечение пострадавшего принимается бригадой СМП или врачом-специалистом, прибывшим на место ДТП, а в их отсутствии или при явной угрозе гибели пострадавшего от вторичных поражающих факторов, решение может быть принято руководителем работ.