Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности ( Сущность и виды субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 632
Скачиваний: 15
Эффективность оперативно-розыскной деятельности является трудной и многосторонней по осуществляемым функциям задачей, в результате чего имеет большое количество различных интерпретаций и толкований и, безусловно, проблем, которые необходимо решать на государственном уровне.
Система оперативно-розыскной деятельности представляет собой совокупность реально существующих, необходимых элементов государственных подсистем, их взаимосвязей, обеспечивающих выполнение управленческих задач, которые стоят перед государством на уровне раскрытия преступлений и предотвращения совершения новых.
Очевидно, что наличие мощного государственного взаимодействия на всех уровнях правоохранительной деятельности – это крайне необходимое требование к любому современному правовому и демократическому государству, ориентированному на построение гражданского общества. Эта проблема в России прочно укоренилась в практике оперативно-розыскной деятельности, что явно заслуживает по отношению к себе повышенного внимания. Россия имеет свой собственный исторический опыт, богатый опыт, содержание которого сказывается в том числе и на организации взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, где формируется специфическая восприимчивость к мировым тенденциям.
В современной России основными ценностями оперативно-розыскной деятельности должны быть экономичность, эффективность, результативность. Основная проблема, этому препятствующая, заключается в порядке обеспечения нужного результата, но с наименьшими затратами, в том числе посредством ненадлежащего информационного обеспечения.
В современной России целевым направлением являются государственная политика и государственное управление, которые должны реализовываться на основе законодательно выверенной, беспристрастной системе, на современных технологиях. Это не одномоментное явление. Оно требует по отношению к себе прохождения длительного временного отрезка, но, в первую очередь, задействования множества усилий.
Оперативная обстановка включает три основных группы условий:
- преступная деятельность (объекты посягательств, мотивы и цели преступлений, силы и средства преступников, способы совершения преступлений, способы легализации средств, добытых преступным путём);
- собственные возможности правоохранительных органов (имеющиеся в их распоряжении силы и средства, используемые ими способы и приёмы);
- общие для правоохранителей и преступников условия общественной и природной среды, которые учитывают в своей деятельности и правоохранители, и преступники (лица, поддерживающие контакт с преступниками и, наоборот, характер этих контактов, правовой режим, настроения, быт и нравы населения, состояние промышленности, транспорта, сельского хозяйства)[15].
Изучение оперативной обстановки, её анализ позволят организовать правильное планирование оперативно-розыскной деятельности. Неправильно выбранный подход организации профилактики, пресечения и расследования преступлений может привести к росту преступности.
Во время раскрытия и расследования преступлений первоочередное значение имеет информация в отношении нераскрытых преступлений и подозреваемых лиц. Быстрое получение такой информации во многом зависит от эффективного использования существующих информационно-аналитических систем, которыми пользуются в своей деятельности правоохранительные органы. Информационные учеты направлены на определение пути поиска и получения нужной информации.
Для получения положительных результатов работы единственно верным решением будет объединить основные информационные массивы. Пока они находятся в разрозненном состоянии, говорить об оперативной аналитической составляющей нецелесообразно. Следует отметить, что только качественное, систематизированное, обобщенное информационно-аналитическое обеспечение на основе компьютерных технологий в настоящее время способно обеспечить достижение поставленных целей. Необходима четкая стратегия формирования информационных массивов и поддержание их в актуальном состоянии
Российская правовая система - это целый комплекс правовых составляющих, формирующихся в соответствии с закономерностями общественных явлений, изменения сознания людей, государственных потребностей как внутри государственного механизма, так и на внешней политической арене. При правильной организации правовой системы государство должно достигать своих целей и стоящих задач на благо общественной жизни[16].
На сегодняшний день в сфере информационного взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность существует ряд проблем организационно-правового характера.
Так среди проблем правового характера необходимо выделить следующие:
1. Отсутствие четкой правовой регламентации механизма противодействия преступности, в том числе вопросов взаимодействия различных субъектов этой деятельности. В связи с этим многие субъекты, которые обладают необходимыми силами и средствами для противодействия преступности, необоснованно отстраняются от этой деятельности, либо решают их в рамках только ведомственных целей и задач, без взаимодействия с другими субъектами.
2. Регулирование вопросов взаимодействия, в том числе и информационного, между различными субъектами, либо отсутствует вообще, либо рассредоточено в многочисленных ведомственных нормативно-правовых актах, которые доступны для ознакомления только одному из субъектов и регулирование данных вопросов имеет односторонний, узконаправленный характер.
3. Отсутствие или неэффективность правового регулирования работы с информационными ресурсами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в том числе вопросов доступа к ведомственным локальным информационным системам других субъектов правоохранительной деятельности[17].
Среди организационных проблем информационного взаимодействия субъектов противодействия преступности следует выделить следующие:
1. Отсутствие единой информационной базы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Важным шагом по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию преступности является использование новых, современных подходов в организации их информационного взаимодействия, таких, как создание единого информационного пространства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Существующее положение дел приводит к дублированию работ, к избыточности в сборе первичной информации, к удорожанию разработок и эксплуатации систем. Кроме того, ведомственная разобщенность создает затруднения в обмене информацией и доступе к ней.
2. Структурно-функциональная неопределенность в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Структурно-функциональная неопределенность выражается в следующем:
- отсутствие четкой государственной политики в правоохранительной деятельности в целом,
- структурно-функциональная перестройка правоохранительной системы зачастую проводится без учета научной, нормативно-правовой базы, экономических и кадровых резервов.
3. Внутриведомственная замкнутость и разобщенность. Прежде всего, проблемы такого рода связаны с противопоставлением частных целей и задач, стоящих перед конкретным органом, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, общим на достижение которых нацелена оперативно-розыскная деятельность.
4. Неэффективность управленческой деятельности. Среди факторов, влияющих на эффективность управленческой деятельности по созданию системы информационного взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность следует выделить такие как: неэффективность координации на различных уровнях управления; принятие управленческих решений без комплексного анализа деятельности всех субъектов; отсутствие контроля и оценки деятельности всей системы в целом, а не каждого субъекта в отдельности, стиль руководства внутри того или иного правоохранительного органа[18].
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, грамотно выстроенное взаимодействие информационных систем послужит основным катализатором, направленным совершенствование взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также позволит устранить имеющиеся проблемы и избежать возникновение новых.
Российская Федерация на современном этапе развития нацелена на формирование гражданского общества и укрепления основ правового государства. Одной из основных задач, направленных на реализацию поставленных целей является совершенствование механизма взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, закрепление новой юридической мысли путем вынесения новых нормативно-правовых актов, в рамках современных тенденций, взглядов и совершенствования сложившейся информационной и правовой систем в целом. Грамотная политика формирования системы взаимодействия правоохранительных органов, безусловно, послужит положительных фактором для ускорения достижения поставленных целей и катализатором активного развития всех институтов государства, в том числе направленных на снижение уровня преступности и повышения эффективности расследования совершенных преступлений.
Становление и закрепление в государстве общей правовой культуры, юридического профессионализма, правовой подготовленности, а также информационного взаимодействия приобретают все большее значение в современных условиях существования и развития правового государства.
В современной России целевым направлением являются государственная политика и государственное управление, которые должны реализовываться на основе законодательно выверенной, беспристрастной системе, на современных технологиях. Это не одномоментное явление. Оно требует по отношению к себе прохождения длительного временного отрезка, но, в первую очередь, задействования множества усилий.
Контроль и надзор за деятельностью оперативно-розыскных органов
Оперативно-розыскная деятельность, как особый вид правоохранительной деятельности в Российской Федерации, подразумевает собой законной ограничение конституционных и иных прав граждан и лиц без гражданства.
В связи с этим аспектом за оперативно-розыскной деятельностью в российском праве предусмотрен контроль и надзор. За одними правоохранительными органами, реализующими ОРД, контроль и надзор осуществляется в большей степени, а за другими в меньшей. Данный юридический аспект появляется из вывода, который нами был получен во время рассмотрения федеральных законов.
Говоря о надзоре контроле, осуществляемом за оперативно-розыскной деятельностью, необходимо ответить на вопрос о том, на что направлен данный контроль и надзор. Практически сама юридическая основа оперативно-розыскной деятельности закреплена в оперативно-розыскных мероприятиях. Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые оперативными сотрудниками различных служб и подразделений правоохранительных органов и иных силовых структур, олицетворяют оперативно-розыскную деятельность. Фактически надзор и контроль, осуществляемый за оперативно-розыскной деятельностью, направлен на оперативно-розыскные мероприятия. Для того, чтобы разобраться с данным вопросом необходимо более подробно изучить и рассмотреть оперативно-розыскные мероприятия, а точнее выяснить что же они из себя представляют, раз государство организует за ними контроль и надзор.
Оперативно-розыскные мероприятия имеют два основных законных требования[19]. Эти требования отражены в большинстве законов регламентирующих оперативно-розыскную деятельность.
Первое требование заключается в возможности использования информационных систем и технических средств, если они не причиняют вреда личности и окружающей среде.
Второе требование заключается в том, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий возможно привлечение специалистов, а также иных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Наряду с законными требованиями оперативно-розыскные мероприятия имеют и ряд законных оснований для применения. Основания оперативно-розыскных мероприятий во многом схожи с общими основаниями ОРД.
Первым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является наличие возбужденного уголовного дела.
Вторым основанием считается наличие сведений о признаках подготавливаемого или совершенного деяния, а также о лицах его подготавливающих либо совершивших, в случаях, когда нет оснований для возбуждения уголовного дела.
Третьим основанием считается наличие сведений о событиях или действиях, создающих угрозу военной, экономической, экологической безопасности РФ.
Четвертым основанием признается наличие сведений о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовной ответственности.
Пятым основанием является наличие информации о лицах, пропавших без вести и обнаруженных неопознанных трупах.
Шестым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является наличие поручение следователя, дознавателя или суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Данное основание регламентирует четвертая часть, тридцать восьмой статьи уголовно-процессуального кодекса РФ.