Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Теоретические аспекты управления коммерческой деятельностью торгового предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
1.1. Сущность, задачи и принципы системы управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
1.2. Особенности управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
2. Анализ коммерческой деятельности АО «ЗАРА СНГ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «ЗАРА СНГ»
Динамику оборота оптовой и розничной торговли, за период 2009–2019 гг. представлена на рисунке 1.1 [30].
0
10000
20000
30000
40000
50000
60000
70000
80000
90000
2009
год
2013
год
2014
год
2015
год
2017
год
2018
год
2019
год
розничная торговля
14599.2
23685.9
26356.2
27526.8
28305.6
29813.3
31548
оптовая торговля
42946
45121.4
51343.9
56732.5
61715.1
69694.2
80129.7
млрд. рублей
Рисунок – 1.1 Динамика оборота предприятий торговли за 2009–2019 годы
В целом по данным Росстата, за период с 2009 года по 2019 год (включительно) оборот оптовой торговли повысился на 37183,7 млрд. рублей, то есть чуть меньше, чем в два раза. Оборот розничной торговли повысился на 16948,8 млрд. рублей, то есть чуть больше, чем в два раза. За период кризиса с 2013 года по 2019 год оборот розничной торговли повысился на 7862,1 млрд. рублей, что в процентом отношении составило 33 пункта.
Рассмотрим некоторые особенности управления коммерческой деятельностью оптового торгового предприятия.
Основные коммерческие операции, составляют содержание коммерческой деятельности предприятий оптовой торговли, они включают: поиск оптовых покупателей (исследование рынков сбыта); формирование коммерческих связей с оптовыми покупателями; осуществление выбора форм оптовой продажи и ее методов; организацию процесса предоставления услуг оптовым покупателям; организацию работы по учету выполнения договоров по поставке товаров; рекламную и информационную деятельность оптового предприятия [29, с. 220].
В целях организации более эффективной коммерческой деятельности оптового предприятия, необходимо, чтобы все ее составляющие элементы функционировали интегрировано и в рамках единой системы, с ориентацией на получение максимальной прибыли, что от предприятия оптовой торговли требует непрерывности в разработке новых моделей управления системой коммерческой деятельности.
В целом следует отметить, что в современных условиях необходимо изменять и совершенствовать подходы в управлении коммерческой деятельностью предприятий оптовой торговли, это требование обусловлено самим назначением оптовой торговли как подсистемы логистической, и определяется ее экономической сущностью и содержанием [9; 28].
Таблица 1.2 - Задачи ассортиментной политики в предприятиях розничной торговли
Задачи ассортиментной политики |
Характеристика указанной задачи |
Удовлетворение запросов покупателей |
Соответствует задачам по глубокой дифференциации и сегментации рынка |
Оптимальное использование опыта и знаний предприятия |
|
Оптимизация экономических результатов в предприятиях торговли |
Формирование ассортимента товаров услуг, основанное на ожидаемом повышении экономической эффективности предприятия розничной торговли |
Завоевание новых потребителей |
Достигается за счет расширения сфер применения существующей торгово-производственной программы на предприятии |
Соблюдение принципа гибкости |
Достигается путем диверсификации сфер деятельности в предприятиях розничной торговли |
Соблюдение принципов синергизма |
Достигается за счет расширения областей реализуемой продукции (услуг), связанных между собой единой квалификацией кадров и иной логической зависимости |
Особенностью управления коммерческой деятельностью торгового предприятия в современных условиях является автоматизация коммерческих бизнес-процессов, как комплексом мероприятий, направленных на внедрение в торговые бизнес-процессы высокотехнологичных видов оборудования и программного обеспечения, способствующего повышению качества обслуживания и эффективности использования трудовых ресурсов [39, с. 212].
Автоматизация коммерческих бизнес-процессов торговых предприятий служит экономии и увеличению рабочего времени сотрудников, за счет минимизации количества ревизий товарноматериальных ценностей, возможности для прослеживания пути денежных средств и товаров, автоматизированного контроля остатков товаров [11, с. 125].
В целом в предприятиях торговли, в связи с растущей конкуренцией, эффективность современных средств организации бизнес-процессов определяется во многом повышением уровня их автоматизации [23, с. 23].
Применяемое в зарубежных торговых предприятиях программное обеспечение, основано на комплексной электронике, и анализ данных позволяют построить логистику в организации торговой деятельности при перемещении товаров и их распределении [15, с. 89].
В целом, как в России, так и за рубежом, проблемы автоматизации коммерческих бизнес-процессов торговых предприятий заключаются в правильном подходе к выбору оборудования, являющимся своеобразным залогом успеха предприятия в развитии его технологической концепции, кроме того, необходимо при выборе оборудования учитывать его надежность и безопасность в области сохранения коммерческой информации торгового предприятия, после автоматизации основных бизнес-процессов. Поэтому необходимо рационально и взвешено подходить к выбору оборудования [18, с. 115].
Таким образом, выделены особенности управления коммерческой деятельностью оптового и розничного торгового предприятия. В целях организации более эффективной коммерческой деятельности как оптового, так и розничного предприятия, необходимо, чтобы все ее составляющие элементы функционировали интегрировано и в рамках единой системы, с ориентацией на получение максимальной прибыли. Особенностью управления коммерческой деятельностью торгового предприятия является автоматизация системы коммерческой деятельности торговых предприятий, она служит экономии и увеличению рабочего времени сотрудников, за счет минимизации количества ревизий товарно-материальных ценностей, возможности для прослеживания пути денежных средств и товаров, автоматизированного контроля остатков товаров.
2. Анализ коммерческой деятельности АО «ЗАРА СНГ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «ЗАРА СНГ»
В 1975 году в Испании в ЛаКорунье был открыт первый магазин АО «ЗАРА СНГ». Одежда бренда АО «ЗАРА СНГ» быстро набрала популярность в Испании благодаря своей оригинальности, стильному дизайну и низкой цене.
В 1970-е и 1980-е годы компания АО «ЗАРА СНГ» стремительно развивалась, в крупных городах Испании один за другим открывались новые магазины [14].
Успех компании АО «ЗАРА СНГ» в Испании вывел ИНДИТЕКС на международный рынок в конце 80-х. С того момента насчитывается уже более 3500 розничных точек в 68 странах мира.
На российском рынке бренд появился в 2003 году, и всего за 6 лет было открыто 64 офлайн магазина и полноценно функционирует онлайн магазин.
Сегодня АО «ЗАРА СНГ» – это ведущий бренд одежды, самый популярный магазин и ведущая торговая сеть группы компаний ИНДИТЕКС, владельцем которой является Амансио Ортега [15].
ИНДИТЕКС – это не только испанская компания, успешно торгующая одеждой, но и целый бизнес-город, логистический центр и место работы более 60 тысяч человек. В состав компании входят 9 брендов:
- АО «ЗАРА СНГ».
- АО «ЗАРА ХОУМ СНГ».
- АО «МАССИМО ДУТТИ СНГ».
- АО «БЕРШКА СНГ».
- АО « ПУЛЛЭНДБЭАР СНГ».
- АО «СТРАДИВАРИУС СНГ».
- АО «ЛЭВТИС СНГ».
- АО «УТЕРГ СНГ».
- АО «ОЙШО СНГ».
Однако, самым популярным брендом был, есть и остается АО «ЗАРА СНГ».
Рассмотрим показатели деятельности АО «ЗАРА СНГ» в разрезе мировой позиции в группе компаний ИНДИЬЕКС:
− чистый объем продаж достиг 26,1 млрд. евро, а рост составил 3%;
− динамика изменений основного бизнеса без учета органического роста показала рост на 4% в 2019 финансовом году, на 5% в 2018 финансовом году. Продажи были положительными во всех географических областях, во всех концепциях, в офлайн магазинах и онлайн в 2019 году;
− расчет включает продажи в офлайн магазинах и онлайн и составляет 82% от общего объема продаж.
В 2019 году онлайн-продажи выросли на 27% до 3,2 млрд. евро, что составило 12% от чистых продаж.
В марте прошлого года ИНДИТЕКС запустил онлайн-продажи АО «ЗАРА СНГ» в Австралии и Новой Зеландии. В ноябре, ИНДИТЕКС запустил онлайн-продажи АО «ЗАРА СНГ» на дополнительных 106 рынках. Коллекции теперь доступны в общей сложности на 202 рынках.
В 2019 году объем новых площадей увеличился на 8%. Общая торговая площадь магазинов АО «ЗАРА СНГ» в 2019 году составила 3256381 квадратных метров.
В 2019 году компания очень активно работала над оптимизацией магазинов (370 открытий, 226 ремонтных работ, которые включают 112 расширений). Чтобы укрепить позицию, ИНДЕТЕКС оптимизировал 90% торговых площадей за период с 2012 по 2019 год.
По данным на 31 января 2019 года официально по всему миру работало 2118 магазинов АО «ЗАРА СНГ».
ИНДИТЕКС собирается интегрировать отчетность АО «ЗАРА ХОУМ СНГ» в АО «ЗАРА СНГ» из-за растущей синергии между этими понятиями. Цель состоит в том, чтобы использовать операционное управление и управление брендом в объединенном магазине и на онлайн-платформе.
Компания планирует постепенно включать продукты АО «ЗАРА ХОУМ» на сайт АО «ЗАРА СНГ». ИНДИТЕКС видит большие возможности для роста и продолжает расширяться. Валовая прибыль достигла 14,8 млрд. евро, что на 4% выше, чем в 2018 финансовом году. Показатель маржинальности достиг 56,7%.
В течение года операционные расходы строго контролировались и выросли на 4%, в основном за счет роста продаж и открытия новых торговых площадей.
На 2019 год количество работников АО «ЗАРА СНГ» составило 4136 человек. Показатель EBITDA вырос до 5,5 млрд. евро, что на 3% выше, чем годом ранее. EBITDA вырос до 4,4 млрд. евро, что на 1% выше.
2.2. Коммерческая деятельность АО «ЗАРА СНГ»
Рассмотрим показатели деятельности АО «ЗАРА СНГ» в рамках данных по городу Москва
Для начала изучим вопрос об эффективности использования основных фондов, см. таблицу 2.1.
Таблица 2.1 - Анализ эффективности использования основных фондов АО «ЗАРА СНГ» за 2017-2019 годы
Показатели |
2017 |
2018 |
2019 |
Среднегодовой темп роста, % |
Объем выпуска продукции, тыс. руб. |
13794 |
15945 |
16723 |
110,24 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб., в т. ч. |
4082 |
4667 |
5137 |
125,84 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
2558 |
3132 |
3054 |
119,30 |
Фондоотдача, руб.: основных производственных фондов, в т.ч. |
3,377 |
3,421 |
3,256 |
96,35 |
Фондоемкость, руб. |
0,297 |
0,293 |
0,308 |
103,78 |
Фондорентабельность, % |
62,67 |
67,16 |
59,42 |
- |
Выводы:
- Основные фонды используются недостаточно эффективно.
- Фондоотдача снизилась в среднем до 96,35%.
- Фондоемкость выросла на 3,78%.
- Фондорентабельность снижается, что говорит о снижении доли прибыли в единице стоимости основных производственных фондов.
- Темп роста основных производственных фондов за 20172019 годы составил 125,84 %, а темп роста выручки – 110,24%.
Рассмотрим структуру и динамику оборотных средств АО «ЗАРА СНГ» за 2017-2019 годы, см. таблицу 2.2.
Таблица 2.2 Структура и динамика оборотных средств АО «ЗАРА СНГ» за 2017-2019 годы
Группы оборотных средств |
2017 тыс. руб. |
2018 тыс. руб. |
2019 тыс. руб. |
Динамика |
|
За 3 года |
темп роста (%) |
||||
1. Запасы |
1278 |
1582 |
1678 |
400 |
131,32 |
2.Дебиторская задолженность |
549 |
906 |
912 |
363 |
166,24 |
3.Краткосрочные финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) |
52 |
269 |
227 |
175 |
443,14 |
4. Денежные средства и денежные эквиваленты |
3468 |
3844 |
3847 |
378 |
110,93 |
5. Прочие оборотные активы |
96 |
94 |
106 |
11 |
110,53 |
ИТОГО |
5439 |
6693 |
6766 |
1328 |
124,40 |