Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Теоретические аспекты управления коммерческой деятельностью торгового предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
1.1. Сущность, задачи и принципы системы управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
1.2. Особенности управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
2. Анализ коммерческой деятельности АО «ЗАРА СНГ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «ЗАРА СНГ»
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «коммерческая деятельность» относится к одной из важных экономических категорий, которые отражают положение всей деятельности современных предприятий. Торговля в России в наше время является одной из важных движущих сил роста экономики страны, с каждым годом повышается качественный уровень ее организации, и возникает необходимость совершенствовании коммерческих процессов.
Организация коммерческой деятельности торгового предприятия и ее совершенствование представляет собой сложный с организационной точки зрения процесс, при недостаточно правильной его организации, издержки торговых предприятий увеличиваются, соответственно прибыль уменьшается.
Основными целями системы управления коммерческой деятельностью на предприятиях торговли являются: поиск конкурентного стратегического преимущества; максимизирование прибыли, сохранение и удержание прибыли.
Управление коммерческой деятельностью предприятия торговли сегодня наиболее актуальная и важная проблема в системе управления предприятием. Сложное построение этого процесса, говорит о том, что коммерческая деятельность – это явление стратегического порядка и для успешного ее осуществления в торговых предприятиях и эффективного управления ей необходимо согласование стратегии коммерческой деятельности со стратегией бизнеса торгового предприятия.
Теоретической основой исследования явились идеи и положения в области торговой деятельности: Ю.К. Баженова, Ю.В. Бухаревой, Э.Ю. Галустян, О.Н. Гуковой, Л.П. Дашкова, В.Г. Елиферова, М.Ю. Иванова, В.П. Ившина, В.В. Куимова, Е.В. Лукашиной, Г.Г. Лысак, Е.А. Марченко, О.В. Памбухчиянц, Е.М. Постниковой, Г.А. Резник, О.В. Рубан, Н.С. Рыспаевой, А.И. Соколовой, А.С. Хлоян и др.
Гипотеза курсовой работы: деятельность предприятий торговли будет более эффективна, если проводить анализ существующей системы управления коммерческой деятельностью и на основе этого разрабатывать рекомендации по ее совершенствованию путем внедрения комплекса необходимых мероприятий.
Цель исследования – разработка комплекса необходимых мероприятий для усовершенствования коммерческой деятельности торгового предприятия АО «ЗАРА СНГ».
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты управления коммерческой деятельностью торгового предприятия.
2. Провести анализ управления коммерческой деятельности на примере АО «ЗАРА СНГ».
3. Предложить пути повышения эффективности коммерческой деятельности АО «ЗАРА СНГ».
Объект исследования – коммерческая деятельность и управление ею на предприятии торговли АО «ЗАРА СНГ».
Предмет исследования – процесс управления коммерческой деятельностью предприятия торговли.
Методы исследования: наблюдение и сбор фактов; эксперимент; моделирование; анализ и синтез; системный подход; исторический и логический методы; графический метод.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении отдельных теоретических понятий, методических и практических положений касающихся вопросов управления коммерческой деятельностью предприятий торговли, а также расширение представления об указанном процессе управления.
Практическую значимость работы определяет возможность использования результатов исследования в деятельности предприятия торговли АО «ЗАРА СНГ».
Работа состоит из введения, разделов, заключения, списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
1.1. Сущность, задачи и принципы системы управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
Одним из ключевых элементов функционирования в рыночной экономике предприятий торговли, является система организации коммерческой деятельности и управление ею [25, с. 12].
В целом, коммерческая деятельность – это самостоятельный вид деятельности, базирующийся на рыночных принципах и законах, он проявляется в разных формах, занимая в сфере обращения важное место. К субъектам коммерческой деятельности предприятий торговли относят юридических и физических лиц, которые наделены правом ее осуществления. Объекты коммерческой деятельности – это конкурентоспособные товары и услуги, востребованные на потребительском рынке [14, с. 10].
Отметим, что истории развития теории коммерческой деятельности около двух тысяч лет, однако, активно, только с середины XX века их содержание начало преображаться. В России теория коммерческой деятельности активно развивается с середины 90-х г. прошлого века, т.е. с момента, формирования рыночных отношений и когда отечественные предприятия приобрели свободу в ведении коммерческой деятельности [6, с. 132].
Н.С. Рыспаева [6] подчеркивает, что понятие организация коммерческой деятельности тесно связано с понятием управление коммерческой деятельностью. Между управлением коммерческой деятельностью и организацией коммерческой деятельности имеется связь, в силу того, что ими преследуется одна цель – общий объект, однако указанный автор выделяет и различия в этих понятиях. Так организация коммерческой деятельности заключается в соединении во времени и пространстве управленческого труда с его средством и предметом, при этом, чем эффективнее управленческий процесс организован, тем выше будет и его результат. Управление коммерческой деятельностью, отмечает автор, построено на разработке решений, и передаче их управляемой системе для их выполнения и контроля управляемых функций [27, с. 86].
Как система коммерческая деятельность торгового предприятия состоит из управляемой и управляющих подсистем, которые соединены между собой определенными каналами, необходимыми для передачи информации. Подсистемы управления представлены в таблице 1.1 [20, с. 510]
Таблица 1.1 - Подсистемы управления коммерческой деятельности торгового предприятия
Подсистема управления |
Характеристика подсистемы управления коммерческой деятельностью |
Управляемая подсистема коммерческой деятельности |
Является совокупностью коммерческих процессов, а их реализация обеспечивает сбыт товаров (продукции, работ, услуг), для этого управляемую систему делят на подразделения, в зависимости от характера протекающих в предприятии торговли коммерческих операций |
Управляющая подсистема коммерческой деятельности |
Является совокупностью методов управления коммерческой деятельностью, которые реализуются сотрудниками торгового предприятия при помощи средств техники, для получения наилучшего результата. В состав управления входят деятельность по планированию, регулированию, контролю, учету, стимулированию (мотивации) сотрудников предприятия торговли, а функции управления коммерческой деятельностью осуществляются специальным органом – коммерческим отделом торгового предприятия |
А.И. Карпович и Н.А. Томилова [21], в своем исследовании отмечают, что как системе, коммерческой деятельности присущи определенные составные элементы, системные признаки функционирования системы и ее цели, а в целом система состоит из объектов, обладающих целостностью и состоящих из взаимодействующих как между собой, так и с окружающей средой системных элементов и частей. Авторы отмечают, что в сфере торговли системный подход изучается: самим субъектом (торговым предприятием); отношения субъекта (торгового предприятия) с внешней предпринимательской средой и отношения внутри торгового предприятия. По своим свойствам торговые предприятия относятся к системе социально-экономической, в силу того, что они созданы для удовлетворения общественных потребностей в товарах (услугах), а также торговые предприятия организованы людьми и управляются ими [21, с. 132].
Главной задачей управления системой коммерческой деятельностью является внесение определенной упорядоченности в коммерческие и технологические процессы предприятий торговли, организация совместных действий работников, которые участвуют в этих процессах, для достижения согласованности их действий и их координации. Кроме этого выделяют следующие задачи коммерческой деятельности:
а) изучение емкости товарного рынка и его прогнозирование на федеральном и региональном уровне;
б) координацию закупочной деятельности поставщиков товаров и потребителей товаров;
в) деятельность по формированию товарного ассортимента и по выбору форм торговли, которые позволяют обеспечивать наиболее эффективную продажу товаров;
г) деятельность по управлению товарными ресурсами и оптимизацию запасов товаров в торговых предприятиях;
д) деятельность по развитию и совершенствованию рекламной и информационной сферы предприятия торговли;
е) расширение сфер внешнеэкономической деятельности предприятия торговли, при использовании различных форм экономических и финансовых связей и т.п. [10, с. 436].
Далее рассмотрим факторы, которые оказывают влияние на систему управления коммерческой деятельностью торгового предприятия, при этом отметим, что единого мнения авторов исследователей данного процесса нет.
Е.М. Постникова, считает, что коммерческая деятельность – это открытая система, которая находится в зависимости от факторов внешней среды, при этом факторы внешней среды, оказывающие влияние на коммерческую деятельность автор разделяет на факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия.
Т.Н. Костюченко, Н. Ю. Ермакова, Ю.В. Орел [24] к основным факторам, которые влияют на управленческие процессы в коммерческой деятельности, относят повышение профессионального уровня работников, занятых в этих процессах [24, с. 67].
Н.С. Рыспаева [6], делает заключение, что в процессе организации и управлении коммерческой деятельностью предприятия торговли ориентируются на факторы конкурентной среды, которые определяют интегрированную стратегию коммерческой деятельности.
Итак, эффективное управление системой коммерческой деятельности предприятия торговли, в условиях современной рыночной экономики предусматривает комплексный подход и взаимные связи: товарного рынка – торговых предприятий — коммерции – маркетинга – менеджмента – кадров торгового предприятия. Характерными признаками этой связи выступают взаимосвязь всех механизмов деятельности предприятия торговли с рыночными механизмами и показателями внешней среды. Именно эти составляющие позволят обеспечить эффективную коммерческую деятельность и будут служить развитию предприятия торговли.
Таким образом, одним из ключевых элементов функционирования в рыночной экономике предприятий торговли, является система организации коммерческой деятельности и управление ею. Эффективное управление системой коммерческой деятельностью предусматривает учет опыта проведения коммерческих операций на рынке при учете опыта международной практики; использование всех возможностей и преимуществ конкретного торгового предприятия на рыночном пространстве; умелое сочетание основных и вспомогательных коммерческих операций; профессиональное применение современных форм и методов торговли.
1.2. Особенности управления коммерческой деятельностью торгового предприятия
В современных условиях отечественная экономика находится под влиянием кризисных явлений, вызванных снижением мировых цен на нефть, ослаблением национальной валюты – рубля и санкциями со стороны США, ЕС и других стран, в целом эти процессы затрагивают все сферы экономики нашего государства, и оказывают существенное влияние на развитие торговых предприятий [7, с. 131].
Все торговые предприятия по принадлежности относятся к оптовой торговле и розничной торговле. Для предприятий оптовой торговли характерными признаками являются ведение закупочной деятельности товаров в более значительных размерах, чем в предприятиях розничной торговли, эти товары затем уже распространяются, либо в целях дальнейшей их переработки, либо в целях реализации через предприятия розничной торговли. Розничная торговля (розничная продажа товаров) заключается в доведении товаров, до конечного потребителя, благодаря розничной торговле этап движения товаров в сфере обращения завершается [16].