Файл: Том, что решающее воздействие на развитие науки оказывают социальноэкономические, т е. вненаучные, факторы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Интернализм и экстернализм - направления в историографии и

философии науки 20 в., различным образом объясняющие возникновение и развитие научных идей и теорий.

Представители интернализма (И.А. Койре, А.Р. Холл, П. Росси, Г. Герлак и др.) полагают, что наука развивается лишь благодаря внутринаучным факторам: в силу объективной логики возникновения и решения научных проблем, благодаря эволюции научных традиций, короче говоря, вследствие внутренней потребности самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы и т.д.

Поэтому в работах историков-интерналистов история науки предстает в виде чисто интеллектуальной истории - истории взаимного порождения идей, напоминающей саморазвитие абсолютного духа Г.В.Ф. Гегеля.

Койре стремится показать, что глубинной причиной этой революции был отказ от понятия упорядоченного антич. Космоса и замена его понятием гомогенного, изотропного и бесконечного пространства. Эта замена была обусловлена философско - религиозными представлениями конца Средневековья.

Социально-экономические, культурные, личностные аспекты, оказывающие

влияние на развитие науки, способны лишь затормозить или ускорить имманентное развитие познания.

Напротив, экстернализм (Э.) (Б. Гессен, Д. Бернал, Дж. Холдейн, Э. Цильзель, Д. Нидам и др.), возникший в 1930 -е гг. в значительной мере под влиянием марксизма, настаивает на

том, что решающее воздействие на развитие науки оказывают социально-экономические, т.е. вненаучные, факторы.

Поэтому при изучении истории науки основной задачей является реконструкция социально-культурных условий («социальных заказов»), в которых возникают и развиваются те или иные идеи и теории.

И научную революцию 16—17 вв. историк-экстерналист представляет как следствие развития машинного производства и капиталистических отношений.

Наука развивается, реагируя на воздействие социальной среды, в которой она находится.

В течение нескольких десятилетий продолжалась дискуссия между И. и Э., однако к кон. 1970-х гг. большая часть историков и философов науки склонилась к мнению о том, что экстерналистская позиция более адекватна реальной истории.


Наука существует в определенных социально-культурных условиях

и не может не испытывать влияния этих условий.

Особенно ясно это стало во втор. пол. 20 в., когда целые научные области и даже науки стали возникать благодаря ясной общественной потребности, например потребности в создании новых видов вооружений, вычислительной техники или в охране окружающей среды.

Тем не менее нельзя упрощать и вульгаризировать взаимоотношения между наукой и обществом и любое научное достижение рассматривать как

ответ на потребности промышленности или на политический заказ.

Многие эпизоды развития науки вполне адекватно могут быть описаны как имманентное развитие научного знания.


  1. Эссе по философии на тему «Почему синергетика переросла рамки теромдинамики и стала общенаучной методологией»

Так как синергетика (от греч. synergeia — сотрудничество, содействие, соучастие) — междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются общие закономерности процессов перехода от хаоса к порядку и обратно (процессов самоорганизации и самопроизвольной дезорганизации) в открытых нелинейных системах физической, химической, биологической, экологической, социальной и др. природы.

Термин был введен в 1969 Г. Хакеном.

Синергетика стала общенаучной методологией благодаря тому, что способна объединить и систематизировать различные сложные процессы в мире законами термодинамики.

Термин «синергетики» иногда используется как обобщенное название научных направлений, в рамках которых исследуются процессы самоорганизации и эволюции, упорядоченного поведения сложных нелинейных систем.

Так в чем же суть подхода синергетики? А суть заключается в том, что сложноорганизованные системы, состоящие из большого количества элементов, находящихся в сложных взаимодействиях друг с другом и обладающих огромным числом степеней свободы, могут быть описаны небольшим числом существенных типов движения (параметров порядка), а все прочие типы движения оказываются «подчиненными» (принцип подчинения) и могут быть достаточно точно выражены через параметры порядка.



Поэтому сложное поведение систем может быть описано при помощи иерархии упрощенных моделей, включающих небольшое число наиболее существенных степеней свободы. Отсюда и вывод, что синергетика способна характеризовать различные процессы с научной точки зрения.

Предметом синергетики являются зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения системных объектов, исследуемые с целью определения универсальных закономерностей самоорганизации систем, факторов, на них влияющих, и общих условий протекания в данных ситуациях и обстоятельствах. Это позволило стать синергетике методологической основой.

Методологическая основа синергетики проявляется в том, что она представляет собой совокупность средств, методов, используемых в процессе познания на общефилософском уровне осмысления и в частных науках. Синергетика представляет методологию как область знания, которая изучает механизмы самоорганизации, их средства и предпосылки, а также принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности.