Файл: Том, что решающее воздействие на развитие науки оказывают социальноэкономические, т е. вненаучные, факторы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Интернализм и экстернализм - направления в историографии и
философии науки 20 в., различным образом объясняющие возникновение и развитие научных идей и теорий.
Представители интернализма (И.А. Койре, А.Р. Холл, П. Росси, Г. Герлак и др.) полагают, что наука развивается лишь благодаря внутринаучным факторам: в силу объективной логики возникновения и решения научных проблем, благодаря эволюции научных традиций, короче говоря, вследствие внутренней потребности самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы и т.д.
Поэтому в работах историков-интерналистов история науки предстает в виде чисто интеллектуальной истории - истории взаимного порождения идей, напоминающей саморазвитие абсолютного духа Г.В.Ф. Гегеля.
Койре стремится показать, что глубинной причиной этой революции был отказ от понятия упорядоченного антич. Космоса и замена его понятием гомогенного, изотропного и бесконечного пространства. Эта замена была обусловлена философско - религиозными представлениями конца Средневековья.
Социально-экономические, культурные, личностные аспекты, оказывающие
влияние на развитие науки, способны лишь затормозить или ускорить имманентное развитие познания.
Напротив, экстернализм (Э.) (Б. Гессен, Д. Бернал, Дж. Холдейн, Э. Цильзель, Д. Нидам и др.), возникший в 1930 -е гг. в значительной мере под влиянием марксизма, настаивает на
том, что решающее воздействие на развитие науки оказывают социально-экономические, т.е. вненаучные, факторы.
Поэтому при изучении истории науки основной задачей является реконструкция социально-культурных условий («социальных заказов»), в которых возникают и развиваются те или иные идеи и теории.
И научную революцию 16—17 вв. историк-экстерналист представляет как следствие развития машинного производства и капиталистических отношений.
Наука развивается, реагируя на воздействие социальной среды, в которой она находится.
В течение нескольких десятилетий продолжалась дискуссия между И. и Э., однако к кон. 1970-х гг. большая часть историков и философов науки склонилась к мнению о том, что экстерналистская позиция более адекватна реальной истории.
Наука существует в определенных социально-культурных условиях
и не может не испытывать влияния этих условий.
Особенно ясно это стало во втор. пол. 20 в., когда целые научные области и даже науки стали возникать благодаря ясной общественной потребности, например потребности в создании новых видов вооружений, вычислительной техники или в охране окружающей среды.
Тем не менее нельзя упрощать и вульгаризировать взаимоотношения между наукой и обществом и любое научное достижение рассматривать как
ответ на потребности промышленности или на политический заказ.
Многие эпизоды развития науки вполне адекватно могут быть описаны как имманентное развитие научного знания.
-
Эссе по философии на тему «Почему синергетика переросла рамки теромдинамики и стала общенаучной методологией»
Так как синергетика (от греч. synergeia — сотрудничество, содействие, соучастие) — междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются общие закономерности процессов перехода от хаоса к порядку и обратно (процессов самоорганизации и самопроизвольной дезорганизации) в открытых нелинейных системах физической, химической, биологической, экологической, социальной и др. природы.
Термин был введен в 1969 Г. Хакеном.
Синергетика стала общенаучной методологией благодаря тому, что способна объединить и систематизировать различные сложные процессы в мире законами термодинамики.
Термин «синергетики» иногда используется как обобщенное название научных направлений, в рамках которых исследуются процессы самоорганизации и эволюции, упорядоченного поведения сложных нелинейных систем.
Так в чем же суть подхода синергетики? А суть заключается в том, что сложноорганизованные системы, состоящие из большого количества элементов, находящихся в сложных взаимодействиях друг с другом и обладающих огромным числом степеней свободы, могут быть описаны небольшим числом существенных типов движения (параметров порядка), а все прочие типы движения оказываются «подчиненными» (принцип подчинения) и могут быть достаточно точно выражены через параметры порядка.
Поэтому сложное поведение систем может быть описано при помощи иерархии упрощенных моделей, включающих небольшое число наиболее существенных степеней свободы. Отсюда и вывод, что синергетика способна характеризовать различные процессы с научной точки зрения.
Предметом синергетики являются зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения системных объектов, исследуемые с целью определения универсальных закономерностей самоорганизации систем, факторов, на них влияющих, и общих условий протекания в данных ситуациях и обстоятельствах. Это позволило стать синергетике методологической основой.
Методологическая основа синергетики проявляется в том, что она представляет собой совокупность средств, методов, используемых в процессе познания на общефилософском уровне осмысления и в частных науках. Синергетика представляет методологию как область знания, которая изучает механизмы самоорганизации, их средства и предпосылки, а также принципы организации познавательной и практически преобразующей деятельности.