Файл: Уйсуны места расселения уйсунов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УЙСУНЫ

Места расселения уйсунов

 В конце I тыс. до н. э. на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников как «Cтрана Усунь». Хронологически уйсуни относятся к III в. до н.э.- IV в.н.э.

Уйсуны обитали вначале в районе реки Данхэ, но в III в. до н. э. под натиском племен юэгжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений от хуннов – в Семиречье и Джунгарию.

Основная территория уйсунов располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по Шу и Таласу, где уйсуны граничили с Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью).

Здесь уйсуны, признав зависимость от хунну, основали в 177 г. до н. э. собственное государство, объединившее потомков сакских племён Семиречья, Восточного Китая и Джунгарии.

Уже в середине II в. до н. э. уйсуны фактически отделились от империи хунну и начали сближаться с Китаем. В 53 г. до н. э. «Страна Усунь» распалась на две части.

Письменные источники об уйсунах

Основные данные об уйсунах упоминаются в китайских источниках, где их называли «уйсуны», «усуни», «сюнну», «суни» и т.д.

Китайский историк Сыма Цянь записал леген­ду о происхождении уйсунов: «Правитель усуней именуется гунъмо. Его отец был правителем ма­ленького царства на западных границах сюнну. Сюнну напали на его отца, а когда родился гуньмо, его бросили в поле. Ворон с мясом в клюве ле­тал над ним, и волчица кормила его грудью. Шаньюй (правитель сюнну) подивился этому и счел его существом сверхъестественным, принял и взрастил его».

Из источников можно узнать о взаимоотноше­ниях уйсунов с соседями: «Прежде они были под зависимостью гуннов, впоследствии усилились и не захотели быть под их державою. Суни граничи­ли на востоке с гуннами, на северо-западе – с Кангюем, на западе – с Даванией, на юге – с разными постоянными владениями».

Источники сообщают, что владение уйсунов насчитывали 630 тыс. человек и могли выставить 183 тыс. воинов. Кроме того, у уйсунов была 30- тысячная конница, отборная дружина уйсуньских правителей и 10 тысяч подчинявшихся им лучников.

Племена уйсунов, которые наследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье, пришли из глубины Центральной Азии. Во II в. до н. э, около 160 г., часть уйсунов переселилась в Семиречье, подчинила сакские племена и
основала владения во главе с предводителем, носившим титул «гуньмо» (кунь баг – князь над князьями).

 Общественное устройство уйсунов

Во главе уйсуньского государства стоял правитель, носивший титул гуньмо (кульбек) – «великий правитель», передававший престол по наследству.

Кроме верховного правителя, существовали ещё 8 категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительской власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшихся князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Также были чиновники, ведавшие делами ставки гуньмо, сборов налогов, исполнением законов и т.п.

Столица усунов Чигучен (Город Красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город с предместьями.

Посол китайского императора Уди князь Чжанцянь, в 138 г. отправленный на запад, писал о том, что владения Уйсуней насчитывали 630 000 чел. и могли выставить 188 000 воинов.

Политическая история уйсунов, которая в источниках прослежи­вается до III в. н. э., повествует об их связях с Китаем, заключении дипломатических отношений, женитьбе усуньских гуньмо на ки­тайских принцессах.

Уйсунское общество состояло из предводителей племен и родов, знати, воинов и жрецов, а также рядовых членов общины. Простолюдины состояли из скотоводов и земледельцев. В уйсунском обще­стве существовало неравенство. Богатые уйсуны имели по 4-5 тысяч лошадей. Наряду со свободными общинниками в общес­тве уйсуней были рабы, в основном из военнопленных. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве.

О развитии частной собственности у уйсунов свидетельствуют находки печатей из глины, камня, найденные при раскопках уйсуньских курганов.

О том, что некото­рые уйсуньские военачальники и крупные чиновники имели золо­тые и медные печати, говорят письменные источники. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества.

Социальные различия в уйсуньском обществе хорошо прослежи­ваются по археологическим материалам. Курганы уйсунов по разме­ру делятся на три группы: большие, диаметром до 80 и высотой до 15 м; средние, диаметром до 15 и высотой до 2 м; и наиболее многочисленные маленькие курганы, диаметром до 10 и высотой до 1 м. В больших курганах при раскопках, если могила не была разграблена, археологи

находили большое число украшений из золота, оружие, много глиняной посуды. Так, в захоронении кургана Тенлик были обнаружены золотые бляшки, нашитые на одежду, золотые серьги, железная булава, обтянутая золотом, бронзовое зеркало. В маленьких курганах в могиле стоят один-два глиняных сосуда, рядом со скелетом лежат железные ножи. Похороненные здесь люди когда-то носили бронзовые серьги, бусы.

Этническая принадлежность уйсунов еще до конца не выяснена. Одни исследователи считают, что уйсуны принадлежали к восточно-иранским племенам, другие, что уйсуны были предками тюрок и говорили по-тюркски. Но как бы то ни было, название «уйсунь» носит одно из крупных казахских племен.

М. Герасимовпроизвел реконструкцию облика древних жителей Жетысу. У уйсунов преобладали монголоидные черты, причем у женщин они были более заметны, чем у мужчин. В раннем железном веке у племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике постепенно стали доминировать монголоидные черты.

Глоссарий

Сыма Цянь – потомственный историограф династии Хань, писатель, астроном. Известен как создатель «Ши-цзи» — грандиозного труда, описывающего историю Китая от мифических родоначальников и до современных Сыма Цяню времен.

Дополнительная информация

В китайской хронике «Хань» запи­сано, что уйсунский гуньмо изъявил желание вступить в родство с китайским двором через женитьбу на китайской царевне. Поскольку в Китае требова­ли за нее подарок, гуньмо отправил 1000 коней. Произошло это событие в 107 году до н.э. Китайская царевна не знала язык уйсунов, а гуньмо не знал китайского. Находясь в уйсунской сте­пи, китайская царевна сочинила такое стихотворение:                    

«Выдали меня родственники

В дальнюю страну;

Отдали в чужое царство

За уисунского царя.

Живет он в круглой хижине,

Обтянутой войлоками;

Питается мясом,

Пьет молоко.

Как вспомню об отчизне, -

Сердце ноет.

Желала бы диким гусем стать,

Чтоб возвратиться на родину».

Сыма Цянь об уйсунах:

«...Усуни находятся в 2000 м на северо-востоке от Давани... местные жители этого края вместе со скотом перекочевывают с пастбищ на пастбища. В этом отношении они сходны с хуннами. У усуней имеются закаленные а боях десятки тысяч воинов. Сначала усуни были в подчинении у хуннов. Затем, усилившись, при поддержке своих вассалов, отказались от повиновения.


Численность населения 120 тыс. дворов, 630 тыс. человек, количество воинов 180 тыс.

Земля – равнина и пастбищная, обильно выпадают осадки. Всегда царит прохлада. В горах преобладают хвойные леса. Усуни не занимаются земледелием, садоводством, бахчеводством. С массой скота перекочевывают на место в поисках богатых пастбищ, лугов и водных источников.

...У усуней уйма лошадей. Богатые люди имеют от 4 тысяч до 5 тыс. голов. Народ грозный, мужественный и самостоятельный. Словом, воинственный. Усуни считаются единственно сильными воинами...»