ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.4. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические — при чтении стихотворений); делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания; читать достаточно громко и внятно.
Между тем выразительность как компонент навыка чтения — это одно. Несколько иное — выразительное чтение как высший тип чтения, своего рода художественное чтение в школьных условиях.
Выразительности чтения в первом значении мы вправе требовать от ученика во всех случаях, когда ему приходится читать текст любой жанровой принадлежности — то ли это условие математической задачи в учебнике «Математики», то ли грамматико-орфографическое правило или упражнение в учебнике «Русского языка». Во всех этих случаях ученик должен уметь осознанно использовать важнейшие средства выразительности — темп, интонацию, паузы, логические ударения — естественно, для выявления содержания, смысла читаемого. В самом простейшем виде — это умение вовремя распознавать в тексте стоящий впереди знак препинания и настроиться на интонацию, подсказываемую им этим знаком.
Выразительное чтение как высший тип чтения — это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.
Поступив учиться, каждый ребенок уже владеет двумя первичными ко времени усвоения видами речевой деятельности — устными формами — слушанием и говорением. Именно на их основе происходит формирование двух других, письменных форм речи — чтения и письма. И если с первых же школьных шагов наладить успешное взаимодействие основных видов речевой деятельности, то этим будет заложен прочный фундамент всего речевого и языкового развития ребенка и особенно чтения и письма.
Устные формы речи выступают в качестве первоосновы, фундамента письменных форм речи — и чтения, и письма. Посредством говорения, этого важнейшего вида речевой деятельности, ребенок более всего овладевает всем комплексом речедвижений, которые непременно необходимы при произнесении любого из звуков — фонем и их вариантов. Более того, как свидетельствуют исследования академика И. П. Павлова, а до него и И. М. Сеченова, а после них — выдающегося психолога Н. И. Жинкина, «речедвижения являются основой мыслительной деятельности»[ 5. С. 336] и соответственно — речевой во всех ее разновидностях.
Из всего сказанного следуют два важных методических вывода. Первый из них состоит в том, что на всем протяжении дошкольного и младшего школьного возраста необходимо как можно больше внимания уделять говорению ребенка — то ли это будет чтение заученных наизусть стихотворений или рассказывание прослушанных литературных произведений, просмотренных кинофильмов, а также громкому чтению, т. е. чтению вслух. Чем чаще младший школьник будет читать в классе, на уроках и дома, тем полнее и глубже он будет понимать прочитанное и очень хорошо читать про себя, молча, лучше будет мыслить и точнее выражать свои мысли.
Второй вывод заключается в том, что устные формы речи с первых школьных шагов ребенка должны стать предметом анализа. Анализ будет направлен на установление в речи — в устном высказывании, в воспринятом на слух рассказе отдельных предложений; в них будут выделяться отдельные слова, в словах — слоги, главные произносительные единицы речи. К. Д. Ушинский утверждал, что «хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главное основание правописания»[ 6. С. 324].
Письмо, точнее — писание теснее всего связано с чтением, читанием. Успешность формирования умений и навыков чтения и письма во многом зависят от развития устной речи детей, от их умений подвергнуть ее анализу и прежде всего посредством особого рода нарочитого произнесения слов. Условно его можно назвать орфографическим, т. е. умением произнести слово так, как его надо писать. Н. И. Жинкин показал, что «орфографическое проговаривание потребует слогораздельного произнесения слов, что вызовет усиление всех слоговых позиций. Нейтральные, слабые позиции будут во всех слогах слова одинаково сильными»[ 5. С. 362].
С первых же школьных шагов ребенка, с периода обучения грамоте принципиально важно научить его такого рода способу произнесения слов. Наряду с орфографическим произнесением и чтением нужно ввести в практику и орфоэпическое произнесение и чтение. Желательно, чтобы оба эти произнесения и чтения прошли через все годы обучения ребенка в начальных классах.
Прежде чем что-то проверять (в нашем случае — навык чтения), надо приложить максимум усилий для того, чтобы это проверяемое оказалось на высоком и по возможности безошибочном уровне. Последнее достигается, если с первых же школьных шагов опереться на те позиции, о которых шла речь чуть выше, т. е. на устные формы речи, на выработку умений их, условно говоря, произносительного (звукового и слогового) анализа. Если к этому присоединить разные приемы, накопленные методикой чтения, то результаты, высокие результаты, будут гарантированно положительными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения [10].
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Основные подходы к выбору методики обучения чтению:
1) Фонетический подход
2) Лингвистический метод
3) Метод целых слов
4) Метод целого текста
5) Метод Зайцева.
Совершенствование техники чтения осуществляется с помощью различных видов упражнений. Все предложенные упражнения должны вводиться с 1 класса. На уроках невозможно взять все виды упражнений. Поэтому они варьируются, усложняются, комбинируются в зависимости от темы урока, возраста обучающихся.
Несмотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днем все большее место, чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. И только оно способно сформировать и дать возможность ребенку более точно и правильно воспринимать и понимать окружающий мир, свое место в нем, сделать жизнь более богатой духовно.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Литература
-
В школе и дома. – М. ,1886.-с.3 -
Сердце отдаю детям.-Киев,1969.-с.169 -
Корф Н.А. Русская народная школа.-СПБ. ,1874.- c.182 -
В.Г.Горецкий , Л.И. Тикунова Контрольные работы в начальной школе по чтению М.-Дрофа 2001г. -
Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М. ,1958.- с.336 -
К.Д.Ушинский .Собрания сочинений.:в11т.-т.7.-с.324
8.Материал статьи А. В. Шевякова «Как обучают чтению» (журнал «Родительское собрание», 2003, № 1.)
9.Журнал «Начальная школа»2004г. №7.