1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок):
| 7
|
Место урока (по тематическому планированию ПРП)
| 3
|
Темаурока
| Атмосферное давление
|
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):
| базовый
|
Тип урока (укажите тип урока):
| * урок освоения новых знаний и умений
☐урок-закрепление
☐урок-повторение
☐урок систематизации знаний и умений
☐урок развивающего контроля
☐комбинированный урок
☐другой (впишите)
|
Планируемые результаты(по ПРП): Cформулировать понятие «атмосферное давление», понимание причин его существования, раскрыть природу и экспериментально доказать существование атмосферного давления.
|
Личностные
-
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;устанавливать последовательность учебных действий;
-
выбирать наиболее эффективные способы выполнения практических работ в зависимости от конкретных условий;
-
самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
-
продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
-
использовать проблемно-поисковый метод изучения нового материала;
-
научиться применять имеющиеся знания в проблемных ситуациях;
|
Метапредметные
-
действовать по инструкции (алгоритму) (самостоятельно, в паре),
-
планировать последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, организовывать свое рабочее место под руководством учителя; осуществлять пошаговый контроль своих действий; оценка своей деятельности на уроке (рефлексия).
-
работать в группе.
|
Предметные
- освоить определение атмосферное давление, вес воздуха;
- рассмотреть причины, создающие атмосферное давление;
- экспериментально доказать его наличие;
- применять полученные знания для выполнения практических работ ;
- овладевать необходимыми приемами работы с оборудованием.
|
Ключевые слова атмосфера, атмосферное давление, опыт Торричелли, жидкость, газ…..
|
-
Краткое описание
-
слушать и слышать другого:
-
договариваться
-
адекватно реагировать на замечания.
-
выступать перед классом.
Оборудование: - приборы для демонстрации опытов, доказывающих существование атмосферного давления: линейка, газета, стакан с водой, лист бумаги, два одинаковых воздушных шара (надутый и сдутый), весы с разновесами, насос Камовского, магдебургские полушария, стеклянный шар; оборудование для фронтального эксперимента: пипетки, медицинские шприцы, стеклянные трубочки (ливер), стаканы с водой.
1. Оборудование для демонстрационного эксперимента: стакан с водой, лист бумаги.
2. Лабораторный эксперимент: шприц медицинский, поилка для птиц, пипетка, вода, стакан, блюдце.
3. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
|
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
|
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
|
Укажитеформы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)
|
организовать учащихся, настроить на изучение данной темы
|
|
|
| 2. Вводная беседа
Ф
| «Мы живем на дне воздушного океана»Эту фразу вы слышали много раз. Что она означает?
Нашу планету окружает атмосфера. Вы уже изучали тему «Атмосфера» в курсе географии. Давайте вспомним, что вы знаете об атмосфере
Интересно
8 мая 1654 г. в г.Магдебурге Отто фон Герик провел опыт, доказывающий, что воздух имеет вес и давит со значительной силой на все земные предметы.
Из пространства между двумя одинаковыми медными полушариями был выкачан воздух. Под действием атмосферного давления медные шары будто склеились. Атмосфера давила на них с такой силой, что для разрыва полушарий потребовалось 8 пар самых сильных лошадей. Разрыв сопровождался сильным хлопком, подобным звуку выстрела.
Анализ рис из учебника Гендельштейна
Учитель ставит проблему, формулируют вместе с учащимися цель и задачи данного урока.
| Размышляют, делают предположения, вместе с учителем формулируют цель и задачи урока
| Применение полученных знаний и умений для выполнения практических заданий повседневной жизни
| 3. Целеполагание
ПП
| А производит ли атмосфера Земли давление ? Воздух, как и все тела, притягивается силой тяжести, действующей на все тела со стороны Земли. Давайте рассмотрим сосуд с водой.
Скажите, на какой уровень, А или Б, оказывается большее давление? Почему?
Итак, давление на уровне В больше, чем на уровне А, потому что верхние слои в результате действия силы тяжести давят на нижние. Поэтому нижние слои оказываются наиболее сжатыми – давление, оказываемое на них большее.
Так же и для атмосферы, давление одного слоя на другой по закону Паскаля передается по всем направлениям одинаково, и действует на любое тело: на здания, на растения, на людей – это давление называют атмосферным. Сегодня на уроке
вы узнаете:
- обладает ли воздух весом;
- какая физическая величина характеризует атмосферу;
- вам необходимо будет поработать в группах: провести ряд экспериментов, подтверждающих наличие атмосферного давления, ведь физика – наука экспериментальная, ничего не принимающая на веру
| Ученики отвечают на
|
|
|
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
|
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные заданиядля актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
Прежде, чем приступить к новой теме вспомним термины, которые изучили на прошлых уроках? Для этого Вам необходимо вспомнить термины по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов», которые пригодятся нам сегодня на уроке.
Проводит фронтальный опрос: «Скажите, пожалуйста, смог бы жить человек на Луне?
А как называется вся толща воздуха окружающая Землю?
Назовите слои атмосферы.
«Атмосфера - воздушная оболочка, окружающая Землю».
Где находиться осн. масса воздуха?
Тогда что можно сказать о плотности и давлении воздуха в атмосфере?
Почему же атмосфера не улетает в космическое пространство? (Какая сила ее удерживает?)
Почему молекулы газов входящих в атмосферу Земли не падают на землю под действием силы тяжести
«А, Сейчас, поработаем с карточками, которые находятся на вашем столе. Подпишите их, пожалуйста.
Предлагаю повторить свойства газов, они необходимы для изучения данной темы, т.е. самостоятельно выполнить задание №1, (оно также есть на слайде) . затем обсудим.
Задание такое:
Составьте предложение, поставив в своих карточках вместо многоточий номера правильных ответов. На это у вас есть всего одна минута.
проверим ваши ответы. (устный фронтальный опрос).
проверим ваши ответы. (устный фронтальный опрос).
За каждый правильный ответ поставьте себе в карты один балл
| -воздушная оболочка Земли
-ионосфера, термосфера, стратосфера, тропосфера).
-влажность, температура, плотность, давление
-температура, плотность, давление.
-в нижнем слое
-в тропосфере, количество молекул в этом слое больше, а чем выше слой, тем воздух более разряженный.
- она бы улетела
| Уметь
понимать смысл физических законов раскрывающих связь изученных явлений.
Уметь
кратко и точно отвечать на вопросы
| Регулятивные:
- действовать по инструкции,
-планирование последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Коммуникативные - слушать и слышать другого:
- договариваться
- адекватно реагировать на замечания
|
|
|
Этап 1.3. Целеполагание
|
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
Опытное представление существования атмосферы – знали ли вы про это
|
|
БЛОК 2. Освоение нового материала
|
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
|
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
|
А сейчас перейдем к изучению нового материала.
На воздух, как и на всякое тело, находящееся на Земле, действует сила тяжести, следовательно, воздух обладает весом.
Как можно вычислить вес воздуха, зная его массу?
Экспериментально установлено, что масса воздуха объемом 1 м3 равна 1,29 кг
Вес этого воздуха легко вычислить
Р=9,8
Итак, наша Земля окутана невидимым воздушным одеялом, которое простирается вверх на несколько тысяч километров. Атмосфера не имеет четкой верхней границы. Вследствие действия силы тяжести, верхние слои воздуха, подобно воде в океане, сжимают нижние слои, в результате этого земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха.
А почему атмосфера “не оседает” на поверхность Земли? (Молекулы газов, составляющих атмосферу, движутся непрерывно и беспорядочно)
Оказывается, чтобы покинуть Землю, они должны обладать скоростью не меньше 11,2 км/с, это вторая космическая скорость. Большинство молекул имеют скорость меньше 11,2 км/с. Плотность воздуха уменьшается с высотой.
-дать определение атмосферному давлению
Выслушиваются ответы учащихся, и формулируется в ходе ответов правильное определение.
- что такое гипотеза?
- что такое анализ?
Экспериментальная отработка нового материала в ходе решения ситуационных задач:
Опытное определение существования атмосферы и атмосферного давления (карточки с заданиями на группы)
Опыт 1. Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. Накроем его листком бумаги так, как это показано на рисунке. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается. Почему это происходит? 1 группа
Опыт 2. Ополоснем пластиковую бутылку очень горячей водой, сразу же гермитично закроем еёи обольём её холодной водой. Она изменит форму. Почему-?2 группа
Опыт 3. Вы можете погрузить носовой платок в воду и не замочить его: засуньте платок в стеклянный стакан и погрузите его в воду, перевернув вверх дном. ? -3 группа
Опыт 4. Вы уверены, что всегда сможете надуть обыкновенный шарик?Вы будете удивлены.Засуньте воздушный шарик в бутылку, шара, где находится отверстие натяните на горлышко бутылки. Сильно подуйте в шар. Ваших усилий хватит на то чтобы резина натянулась.4 группа
Опыт 5. Воздушный замок Вставьте воронку с узким горлышком в бутылку и скрепите их при помощи пластилина, чтобы соединение было гермитичным. Теперь, если вы будете лить воду в воронку, она не будет течь в бутылку Почему ?-5 группа.
Опыт 6. Если растянуть двумя руками бумажный лист, и кто-то с одной стороны надавит на него пальцем, то результат будет один — дырка в бумаге. Но если надавить двумя указательными пальцами на одно и то же место, но с разных сторон, ничего не случится. Давление с обеих сторон будет одинаковым. То же самое происходит и с давлением воздушного столба и встречным давлением внутри нашего тела: они уравновешивают друг друга.-6 группа
| Ученики высказывают свои мнения
-давление, оказываемое атмосферой
Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.
-учащиеся предлагают свои версии, приходят к выводу, что атмосферное давление на самом деле существует
Проводят эксперименты
.
Хотя воздух невидим тем не менее он состоит из молекул , которые занимают все свободное пространство. Находящийся в стакане воздух не дает воде проникнуть в стакан
При возрастании давления воздуха в шаре увеличивается сопротивление воздуха , находящегося в бутылке. Оно так велико, что дыхатю мускулы в вашей грудн. Клетке не могут преодолетьего
.
Если воздух имеет вес, то он оказывает давление на все, что находится на Земле.
- Решают проблему группами
| Уметь применять полученные знания для выполнения практических работ .
-Уметь овладевать необходимыми приемами работы с оборудованием.
| К. Слушает и слышит (под руководством учителя).
Высказывает свою точку зрения.
П. Решает творческие задания на уровне.
Р. Организует свое рабочее место под руководством учителя; осуществляет пошаговый контроль своих действий
|
| ФР
| Учитель корректирует работу учащихся
| Предъявление результатов работы в группах
|
|
|
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
|
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)
|
Учитель корректирует работу учащихся
| Предъявление результатов работы в группах
| Великий Аристотель говорил – сначала собирать факты, и только после этого связывать их мыслью. Давайте прислушаемся к его совету.
|
БЛОК 3. Применение изученного материала
|
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
|
Укажитеформы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).
|
На столах у вас есть стаканы с водой, пипетка, шприц, стеклянная трубка. Подумайте и проделайте возможные эксперименты с этими предметами.
То, что вы наблюдаете – заполните в следующую таблицу:
| Тела
| Наблюдаемые явления
| 1.
| Пипетка
|
| 2.
| Шприц
|
| 3.
| Трубочка
|
| Объясните наблюдаемое явление
Объясните принцип Банок
Присоски
Как скрепить два пластиковых стакана
Контролирует выполнение работы
| Выполняет эксперименты,
заполняют таблицу.
(парами)
| Овладевает необходимыми приемами работы с пипеткой. Шприцом, трубочкой для
Объяснения существования атмосферного давления.
Умение выполнять эксперимент и обрабатывать результаты измерения с помощью таблиц.
| Р. Организует свое рабочее место под руководством учителя; осуществляет пошаговый контроль своих действий.
П. Решает творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций.
Л. Осознает необходимость вести себя культурно
|
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
|
Подберите соответствующие учебные задания
|
С увеличением высоты плотность атмосферы ___________ и давление _________.
|
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
|
Подберите соответствующие учебные задания
|
Задание № 1. Определите, какое атмосферное давление будет на
вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия
горы его значение составляет 760 мм рт. ст. и известно, что
атмосферное давление понижается на 10 мм на каждые 100 м. Ответ
запишите в виде числа.
Задание № 2. Высота населенного пункта 2000 м над уровнем моря.
Высчитайте атмосферное давление на данной высоте. На уровне моря атмосферное давление 760 мм
рт.ст.
Задание № 3. Самолёт поднялся на высоту 2 км. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте.
высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750 мм рт.ст.
|
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
|
Подберите соответствующие учебные задания
|
Задание 1. Правильно ли определил направление пути турист?
Напишите в ответе “да” или “нет” и обоснуйте свою точку зрения
|
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
|
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами
|
Задание 1. Определите нормальное атмосферное давление для города Зеленодольска. Абсолютная высота города равна 102 метра над уровнем моря.
РЕШЕНИЕ:
760 - 10 мм = 750 мм (нормальное атмосферное давление для Зеленодольска)
Задание 2. На какой высоте над уровнем моря нормальным можно считать атмосферное давление, равное:
А) 670 мм. рт. ст. Б) 790 мм. рт. ст.
РЕШЕНИЕ:
А)
1)760 -670 = 90 мм
2) 90 мм x 10 метров = 900 метров
Б)
1) 790 – 760 = 30 мм
2) 30 мм x 10 метров = 300 метров
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Сегодня я узнал…
Я понял, что…
Я научился…
|
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
|
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания
|
Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?».Предлагаются варианты ответов:
-
Было интересно…
-
Было трудно…
-
Меня удивило…
-
Мне захотелось…
|
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
– § 40, 41;
– задание №10 на стр.98
|
Этап 5.1. Рефлексия
|
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам
|
Вначале урока мы сказали, на каждый см2 действует сила, равная весу взрослого человека. Почему мы
выдерживаем такое давление?
Подведем итоги урока. Для этого восстановите предложения
1. Вокруг Земли существует ______, которая удерживается благодаря ______ .
2. Воздух имеет ___ и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела.
|
Этап 5.2.Домашнее задание
|
Введите рекомендации по домашнему заданию.
Можете использовать дополнительную литературу, если вам встало интересно:
Бечикова С.А. ИССЛЕДОВАНИЕ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-7. ; URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=790 (дата обращения: 17.04.2023).
|
– творческое желание (по выбору): применение знаний об атмосферном давлении в различных отраслях народного хозяйства
|