Файл: Контрольная работа Учебный предмет Введение в профессиональную деятельность (с элементами таймменеджмента) Выполнила обучающаяся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
П.Ф.Каптерев выделяет главные показатели: «Первое свойство объективного характера заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом - в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство - субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве».
П.Ф.Каптерев отметил и необходимые личностные «нравственно-волевые свойства учителя, к которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым ученикам), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям. При этом любовь к детям нужно отличать от любви к учительской профессии. Можно очень любить детей и в тоже время быть нерасположенным к учительской деятельности; можно, наоборот, ничего не иметь против учительской деятельности, предпочитать её даже другим, но не питать ни малейшего расположения к детям. Очевидно, что только объединение подлинной любви и к учащимся, и к профессии обеспечивает профессионализм учителя.
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил ещё К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестанет учиться, в нем умирает учитель.
В исследовании Л.М. Митиной было выделено более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведем список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Это общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества - направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».
Н.Д. Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие: способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентировка; организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.
Способность делать учебный материал доступным учащимся и способность связывать учебный материал с жизнью образуют одну как бы собственно дидактическую группу способностей, соотносимых с более общей способностью «передачи знаний в краткой и интересной форме». Понимание учителем ученика, интерес к детям, творчество в работе, наблюдательность по отношению к детям — это вторая группа способностей, связанных с рефлексивно - гностическими способностями человека. Педагогически волевое влияние на детей, педагогическая требовательность, педагогический такт, способность организовать детский коллектив - это, как бы сейчас назвали, интерактивно - коммуникативные способности. Очень важная четвертая группа способностей была выделена Ф.Н. Гоноболиным, в эту группу вошли способности, характеризующие содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определение.
1. Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное, неясное - понятным. Профессиональное мастерство включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять её в нужную сторону.
2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.) Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.
3. Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.
4. Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь педагога всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.
5. Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает правильно планировать и самому контролировать её. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
6. Суггестивные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, авторитет создается не только на этой основе, а например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т.д.) Суггестивные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности, его волевых качеств, а также от чувства собственной ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.
7. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.
8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанным с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли, в тоже время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением.
Козлова С.А. выделила следующие свойства личности педагога:
Профессиональная направленность – это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально-ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов (общая и профессиональная культура, интеллигентность, моральная чистота, гражданская ответственность, эмоциональная устойчивость, наблюдательность, требовательная доброта, справедливость, организованность, работоспособность, выносливость, способность к пониманию внутреннего мира ребенка, умение «влезть в шкурку ребенка» - Н.К.Крупская, эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия, отзывчивости, чуткости на переживания ребенка).
Педагогический такт – означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доверия и контроля, доброты и взыскательности, шутки и строгости. Педагогический такт отличается от бестактности естественностью и простотой обращения, не допускающей фамильярности; требовательностью без мелочной придирчивости; доброжелательностью без заласкивания; настойчивостью без упрямства; деловым тоном без раздражительности.
Педагогическая зоркость – способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом; умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние.
Педагогический оптимизм – вера педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы.
Культура профессионального общения – организация правильных взаимоотношений в системе «педагог – ребенок», «педагог – родители», «педагог – коллеги», «ребенок – ребенок», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата. У молодого специалиста наибольшие трудности вызывает общение с родителями. Для преодоления этих трудностей важен психологический настрой педагога на сотрудничество с семьей, осознание необходимости обрести доверие родителей, расположить их к школе вниманием, теплом, заботливостью по отношению к ребенку. Доверие родителей – первый «кирпичик» в завоевании педагогом авторитета. Он будет крепнуть в глазах родителей, воспитанников, коллег по мере того, как они «откроют» в педагоге его нравственные качества, культуру, эрудицию, преданность профессии. Мудрый педагог борется за свой авторитет, дорожит им.
Педагогическая рефлексия – это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Педагог размышляет над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов. Причины неудач прежде всего искать в себе, не торопиться оправдать их внешними факторами.
Юзефавичус Т.А. предложила разделить ПЗЛК на 4 ступени по данному критерию: доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые качества.
Доминантные качества.
Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.
Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально педагогической деятельности.
Целеустремленность - умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.
Уравновешенность - способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.
Желание работать со школьниками - получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.
Способность не теряться в экстремальных ситуациях - умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними.
Обаяние - сплав духовности, привлекательности и вкуса.
Честность - искренность в общении, добросовестность в деятельности.
Справедливость — способность действовать беспристрастно.
Современность - осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).
Гуманность — стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.
Эрудиция - широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.
Педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально – психологических способностей.
Толерантность - терпеливость в работе с детьми.
Педагогический оптимизм - вера в ученика и его способности.
Периферийные качества
Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие её успешности: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.