Файл: ТемаИван Третий Тип урока комбинированный Цель.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема:«Иван Третий»

Тип урока: комбинированный

  • Цель: сформирование представлений о личности князя Ивана III , его деятельности и облике Москвы в период его правления.


Планируемы результаты:

предметные:

- формирование представления об освобождении Руси от монголо-татарского ига;

-закрепление и углубления знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках;

- умение работать с учебником; развитие кругозора, интереса к истории; формирование представления о царе

Иване Третьем.

метапредметные:
- умение вести диалог; умение сравнивать, обобщать; умение контролировать свои учебные действия; освоение

форм рефлексии; умение принимать и удерживать учебную задачу;

личностные:

-развивать устную речь;

-развивать умение формулировать свои мысли

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

- развитие навыков сотрудничество взрослыми и сверстниками;

- вызвать интерес к теме урока; освоение социальной роли обучения;

Понятия: Золотая Орда, Государь Всея Руси, Боярская дума

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал для детей (тесты, кроссворд, карты, таблицы для описания символов, герб, печать)


п/п

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учеников

УУД

1.

Орг. момент.

Словесный: слово учителя

1 мин

Дорогие , ребята!

Чтобы будущее наше

Было радостней и краше

Мы с историей страны

Познакомиться должны.

Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.


Проверять готовность к уроку.

Приветствовать учителя

Р: принятие образа хорошего ученика.

2.

Мотивационный этап

Метод – словесный;

Приём – инструктаж, фронтальная беседа.

Метод – наглядный;

Приём – демонстрация

Колокольный зон.

На фоне звона учитель читает стихи

1 мин

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Как вы ее понимаете?

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

Сегодня к нам заглянул в гости Звездочет из далекого прошлого.

Ой, а что это за корзина? В ней письма. Это для вас , ребята. Бумага такая старая.. Видно, что из прошлого.

Он приготовил для вас интересный квест..

Отправляемся в прошлое..

Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей,

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намек, подсказка,предостереженье.

Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней

Враг нашего гостя – злой звездочет украл у нас ключ от сундучка с нашими знаниями. И предлагает выполнить тест.


Высказывать свое понимание высказывания

Л:самоопределение

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Актуализа-ция опорных знаний.

Метод – практический.

Приём – тестирование.

Метод – словесный;

Приём – рассказ.


3 мин

Вам предстоит вспомнить события, факты, которые связаны с Куликовской битвой. Вы рассматривали эту тему на прошлом уроке. Сейчас мы выполним тестовую работу. Каждый выполняет самостоятельно!

Тест:

1.Дмитрий Донской был:

А) внуком Ивана Калиты

Б) сыном Ивана Калиты

В) правнуком Ивана Калиты

2.Куликовская битва произошла на реке:

А) Дону

Б) Волге

В) Днепре

3.Князь Дмитрий Донской сражался с войсками:

А) Чингисхана

Б) Батыя

В) Мамая

4.Богатырь Пересвет был:

А) военным

Б) монахом

В) князем

5.Из предложенных выберите дату Куликовской битвы

А)1240

Б)1242

В)1380

ПРОВЕРИЛИ И ОЦЕНИЛИ СВОЮ РАБОТУ

Что показала врагам войско Дмитрия донского?

НЕ ЗАБЫВАЕМ ДЕЛАТЬ ОТМЕТКУ В БОРТОВОМ ЖУРНАЛЕ
Вывод: Войско Дмитрия Донского показало Мамаю, что государство Московское может противостоять Золотой орде.

По окончании правления Дмитрия Донского Русь оставалась разрозненным государством, находящимся под гнетом Орды.

КЛЮЧИК ТЕПЕРЬ У НАС И МЫ ПРИСТУПАЕМ К КВЕСТУ. Я БУДУ ВАМ ПОМОГАТЬ

Анализировать речь учителя

Выполнять тестирование по предыдущей теме

Выполнять самоконтроль

Анализировать вывод о правлении Дмитрия Донского

П: строят речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу


4.

Этап актуали-зации первич-ного опыта

5-6 мин.

беседа

Работа в группах

Постановка учебной задачи и её решение

Метод – практический.

Приём – кроссворд.

Метод – словесный;

Приём – подводящий диалог.

Метод – словесный;

Приём – рассказ

Работа в группах.



1мин

2 мин

10 мин

3 мин

8 мин

5мин


Мы листаем дальше страницы истории .

· Назовите имя князя, при котором Москва особенно усилилась и окрепла?

· Назовите внука Ивана Калиты.

· Если Дмитрий Иванович – внук Ивана Калиты, то он Иван 1 кто правил на Руси после смерти Ивана I? Если Дмитрий Иванович, был еще Иван2

· Да, но сначала его сын Семен Гордый, а потом Иван Красный.

· Значит после Ивана I, какой это по счету князь Иван? (второй ) – (появляется на доске карточка: Иван I I)

· Кто же управлял Московским княжеством в XV-XVI веках? Вот одно «белое пятно» в наших знаниях, которое нам предстоит открыть. Это ключевое задание нашего квеста

Решите кроссворд – и вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить.
Кроссворд:

1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде. (Дмитрий.)

2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва? (Куликово.)

3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году? (Мамай.)

4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича? (Дон.)

Ключевое слово: Иван III

НЕ ЗАБЫВАЕМ ЗАПОЛНЯТЬ БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ
Как Вы думаете, какова будет тема нашего квеста?
Вы что – то знаете об Иване ӀӀӀ ВЕЛИКОМ?

Поднимите руку, кто хочет узнать.

Отлично!

Тогда давайте поставим цель к нашему квеста.

Цели:

  1. Узнать об Иване ӀӀӀ;

  2. Узнать о событиях, происходившие во время правления Ивана ӀӀӀ.

  3. Узнать почему Ивана 3 назвали Великим

Отлично! Цели мы поставили, теперь нам нужно их достигнуть!

ВНИМАНИЕ ЗАДАНИЕ ОТ ЗВЕЗДОЧЕТА:

Вы знаете как тяжело создавались летописи. Нам Звездочет принес страницы рукописи, но там совсем стерлись некоторые слова и даты. Вам предстоит их восстановить. Я вам в этом помогу. Я буду рассказывать и показывать события того времени, а вы заполнять пробелы.

РАБОТАЕМ В ПАРАХ
Ваша задача внимательно слушать и заполнять пропуски.
Через сто лет Русь полностью освободилась от ордынской зависимости.Тогда на Руси (с 1462 по 1505 год) правил Иван ТретийКнязь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Русь перешла к Ивану III, когда ему было всего 23 года. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью - что бы ни задумал, всего добивался. Иван III поставил себе цель: объединить и усилить Московское княжество, а Москву сделать одной из красивейших столиц Европы.

Он отказался платить дань хану Ахмату.

СТИХОТВОРЕНИЕ Наталья Кончаловская написала такие строки:

Мы с орды не брали дани, мы орде платили дань

И скотиной, и товаром, и пушниной, и казной.

Пусты русские амбары были каждою весной.

Князь Иван Васильевич третий изменил порядки эти

И сказал послам в ответ: «Мы платили двести лет,

Ну и хватит с нас, довольно! Нам самим нужна казна.

Пусть отныне снова вольной будет наша сторона»

Каблуком перед послами растоптал он ханский знак:

«С глаз долой! Не то и с вами мы поступим точно так!»

Летописцы в толстых книгах записали в этот год:

«Нет над нами больше ига, сбросил иго наш народ!»

Но Золотой Орде не понравился ответ Ивана3

В 1480 году во главе огромного войска хан двинулся в русские пределы. Князья, бояре, простые люди просили Ивана ӀӀӀ быть непреклонным в борьбе с врагами.

Противники встретились на реке Угре.

НАЙДИТЕ ЭТО МЕСТО НА КАРТЕ

Ордынцы пытались переправиться через Угру, но безуспешно. Русские обстреливали их из луков и пушек. Так продолжалось до октября Пришли морозы. Татары страдали от холода и голода, гибли кони. А у русского народа на родной земле был надёжный тыл, запасы продовольствия, корм для коней. Иван III убедился, что татары не пройдут, решил отвести свои войска на зимние квартиры. Неожиданно татары обратились в бегство, решив, что если Русь отдаёт им берег, значит хочет с ними биться Хан Ахмат отступил и увел свое войско.

Это сражение получило название СТОЯНИЕ НА УГРЕ

Так закончилась зависимость Руси от Орды.

К этому времени сложилось на Руси единое независимое государство. Уже тогда появилось название Россия. Сам правитель стал именоваться Государем всея Руси. Управлять государю помогала Боярская дума – совет из знатных людей. Единое Российское государство было многонациональным. В состав России вошли коми-зыряне, коми-пермяки, ненцы. В конце правления Иван III присоединил Тверь и Рязань, Новгород и Псков, Черниговские и Смоленские земли. Образовалось крупнейшее в Европе государство, которое стало именоваться Россией.

ФИЗМИНУТКА.

МЫ похлопаем в ладоши..

А как вы думаете, без чего не может обойтись ни одно государство? (без государственной символики).

И, действительно, женившись на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Иван Васильевич стал пользоваться и его двуглавым орлом — гербом Византийской империи.

ЗАДАНИЕ ЗВЕЗДОЧЕТА о

Ваша задача: провести исследование одного атрибута: герба (КОМАНДА 1 и печати КОМАНДА «). Результаты представить в виде таблицы и устного описания символа.

1) Рассмотрите изображение, опишите его.

2) Сравните свое описание с описанием в тексте.

3) Заполните таблицу.

4) Подготовьтесь устно описать эмблему.

Название атрибута

Кто изображен

Надписи

Что означают рисунки













Материал для групп

I. ПЕЧАТЬ ИВАНА III

Кто же изображен в образе воина?

II. ГЕРБ «ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ» ИВАНА III

А что обозначает двуглавый орел? Что вы можете сказать о нашем гербе? (показать герб).

В ТЕПЕРЬ Звездочет приглашает вас в Древнюю Москву

Мы узнаем, какие изменения произошли в нашей стране в эпоху Ивана III, прозванного в наших летописях Великим, а также побываем в некоторых башнях и соборах Кремля. А сейчас я вам расскажу о площади трех соборов. Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Она существовала уже в 1326 году. Площадь окружают три величественных собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский, возвышается колокольня Ивана Великого, здесь же красуется Грановитая палата.

РАССКАЖЕМ Звездочету о соборах
Успенский собор был главным русским православным храмом, где в торжественной обстановке короновались московские князья, цари, а позже императоры. Русские воины, уходя в бой клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны.

Напротив Успенского – Архангельский собор – самый пышный из всех кремлёвских соборов, украшенный белокаменными раковинами и резными пирамидами. Он необычен по своему внешнему виду и больше напоминает венецианский дворец. Его строил Алевиз Новый. Этот собор стал усыпальницей русских князе и царей. В нём покоится прах Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана Грозного, Михаила и Алексея Романовых.

Высок и строен Иван Великий. В старинные времена путники видели Ивана Великого за десять вёрст от Москвы. Иван Великий спасал от врагов не только Кремль, но и всю Москву. При царе Борисе Годунове башню надстроили на два яруса и позолотили макушку. Сооружение поднялось над землёю более чем на восемьдесят метров. На первом ярусе не собьёшься, восемьдесят три раза ступив на каменные ступени. На втором ярусе не устань и не споткнись – ведь здесь сто сорок девять ступеней. Прежде чем доберёшься до макушки, сделаешь 329 шагов по каменным выступам.

По соседству с Успенским собором стоит нарядный Благовещенский собор. Он служил домовой церковью русских царей и соединялся переходом со стоящим рядом царским дворцом. Строили его русские мастера, работали великие художники, и среди них художник первой руки – Андрей Рублев.

Грановитая палата – часть резиденции царя. Фасад палаты облицован белым гранёным камнем, отсюда и название палаты. В Грановитой палате устраивали праздничные обеды; здесь проходили приёмы послов, заседали Земские соборы – собрания представителей разных сословий для решения важных государственных дел.

Вот уже пять столетий стоит в самом центре Москвы прекрасная крепость с высокими стенами, нарядными островерхими башнями, многоглавыми храмами, богатыми палатами. Кремль – удивительный памятник истории и культуры, пленяющий вечной красотой и хранящий память о далеком прошлом.

У кремля 20 башен. Они располагались на расстоянии ружейного выстела Каждая из башен возводилась в разное время, все они различны по внешнему виду и размеру. У каждой из них были свои функции и своя роль. Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы. И с каждой башней Кремля связана интересная история.

ЗАПИСИ В БОРТЖУРНАЛЕ
ЗАДАНИЕ ОТ Звездочета

Давайте вспомним историю возникновения Московского Кремля.
Как выглядел кремль при Калите, при Донском, при иване 3
- Как вы думаете, для чего возводили Кремль? (для защиты центра города от неприятеля)

- Кто знает, сколько башен у Московского Кремля?(20 башен)

- Для чего они возводились?(каждая башня имела определенную функцию)

ОТМЕЧАЕМ в БОРТЖУРНАЛЕ

ЗАДАНИЯ ОТ Звездочета
-Сейчас вы будете работать в командах. Я приготовила для вас викторину. Каждая команда получает вопрос, на его обдумывание дается пол минутки. Можно пользоваться учебником и искать ответы. Один из представителей команды на него отвечает. Если команда не может ответить на вопрос, он переходит к следующей команде. Все поняли задание? Тогда начинаем!

Итак, вопрос первой команде.

1. Сколько еще лет со времени Куликовской битвы потребовалось, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости?

2. Кто тогда правил на Руси?

3. Каким он был человеком?

 

4. Какие изменения к этому времени произошли?

 

 

5. Почему хан Ахмат двинул свои войска на Русь?

6. Где встретились русская рать и ордынское войско?

7. Когда это произошло?

8. Что произошло на реке Угре?

 

 

 

 

9. Какое значение это имело для истории?

 

10. О чем еще заботился Иван III?

11. Какие изменения произошли в Москве?

 

 

12. Какие оборонительные сооружения имел Кремль?

 

13.Какие архитектурные сооружения были построены в Москве?

-Молодцы! На все вопросы ответили!



(Страницы истории Отечества )

(1497 г .)

(Иван Калита, на доске появляется карточка Иван I )

(Дмитрий Иванович )

(сын Иван )

(второй)

(Иван III(1462-1505) )
Решать кроссворд, подводящий к теме урока.


Называть тему урока

Формулировать цели урока

Каким был Иван III как князь

Иван III– Государь всея Руси .

(сбросить иго Золотой Орды )

Освобождение Руси от ига монголо-татар

(в XIV– (1325-1340 )

(XV)

(более 100 лет )

(узнать как изменилась Москва при Иване III )

Москва в к.XVв.

Хочу знать историю, это пригодится в старших классах и др.,

внимательно слушать, отвечать на вопросы и т.д

Анализировать рассказ


 

 

 

 

 

 

При Калите:обнесли крепость новыми дубовыми стенами Появилось назвние КРЕМЛЬ

Дмитрий приказал возвести вокруг Кремля белокаменные стены

-Еще сто лет.

 

 

-Иван III.

- Дальновидным, осторожным и расчетливым.

- Окрепла Русь, расширила свои пределы, Москва объединила вокруг себя многие русские земли.

-Иван III отказался платить дань.

- На реке Угре.

- В 1480г.

- Несколько раз ордынцы пытались переправиться через Угру, но безуспешно. Русские обстреливали их из луков и пушек. С наступлением морозов Ахмат увел свое войско.

- Так было покончено с зависимостью Руси от Орды.

-Об укреплении Москвы.

-Перестроили Кремль, были возведены кирпичные стены и башни.

- Были разводные подъемные мосты, боевые площадки.

- Главный храм Руси — Успенский собор Московского Кремля, Грановитая палата, построенная для почетных государевых приемов.


П: строят речевое высказывание

М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

Л:самоопределение

6.

Итог урока.

Оценивание работы учащихся

Метод – словесный;

Приём – беседа.

3 мин


Какие цели ставили ?

Удалось решить поставленные цели?

Что нового узнали?

Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?
В чем же заслуга “государя всея Руси”?
Завершилось объединение русских земель вокруг Москвы.Свержение монголо-татарского ига.Появился новый герб.Москва приобрела новый облик, стала православным центром.

Расширяются связи России с другими странами.
Итак, Москва становится центром православия. Все больше расширялись связи России с другими странами: приезжали купцы, ремесленники, разные мастеровые люди. Да и сами русские все больше интересовались миром. Московское княжество так возвысилось, что нас стали признавать во всей Европе.
Слайд “С птичьего полета”.

Москва — это сердце России, а Кремль — сердце Москвы. Это памятник истории и культуры пленяет вечной красотой и вот уже 5 веков хранит память о далеком прошлом, и в этом заслуга Ивана III. Нам есть чем гордиться. Наша страна — великая держава, у нас есть любящий свою страну народ. И ваша задача: вырасти достойными гражданами своего государства.

Отвечать на вопросы, подводить итог работы на уроке.

Анализировать рассказ

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

П: осуществляют синтез

Р:осуществляют итоговый контроль

7.

Рефлексия

Метод – словесный;

Приём – инструктаж.


1 мин

Покажите ваше настроение на уроке.

На этом наш урок окончен.

Запишите домашнее задание:

Р. т. с.26-28, № 1-5.

*Написать мини-сочинение, “Каким я представляю себе Ивана III”.

Задание под * является дополнительным для тех, кому это интересно.

Спасибо! До свидания!

Оценивать свою работу на уроке.

Записывать домашнее задание.



П: Контроль и оценка результатов своей деятельности.

Р: Коррекция, контроль
Л:самоопределение