Файл: Созидательного труда человека на благо своей страны. Конспект занятия 5 6 класс Тема Плод добрых трудов славен.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к разделу 2.6 «Человек: созидание»
1. Изучила представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе федеральные занятия.
2. Выбрала федеральное занятие, раскрывающее ценность созидательного труда человека на благо своей страны.
Конспект занятия 5- 6 класс
Тема «Плод добрых трудов славен».
Цель:
- создать условия для осознания учащимися того, что добрые дела, труд человека приносят славу не только ему, но и Отечеству;
- способствовать формированию чувства патриотизма, чувства гордости за людей, которые прославили нашу Родину трудолюбием, мужеством, героизмом;
- развивать навыки общения, навыки работы в коллективе.
Планируемые результаты:
Предметные: умение назвать нравственные качества человека труда, привести примеры и дать оценку
Метапредметные:
П: способность выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы
Р: способность самостоятельно формулировать цели урока, умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, корректировать свою деятельность
К: умение излагать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других
Личностные: признание (осознание) ценности созидательного труда
Ход урока
I Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Займите свои рабочие места. Всем нам хочется учиться, Чтоб работою гордиться. Будьте же внимательны и во всём старательны! Нас ждут интересные и увлекательные дела. От Вашей активности и внимательности будет зависеть, какой у нас получится урок.
Работа в группах по 2 чел
II Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
- Что такое труд? (работа, занятие, деятельность человека)
- Вспомните пословицы о труде.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Делу - время, потехе - час.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без хорошего труда нет плода.
Кто не работает, тот не ест.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Труд кормит, а лень портит.
- Давайте мы с вами представим русскую армию. Чем солдаты и командиры прославляют русскую армию, Россию? (мужеством, стойкостью, героизмом, сам Наполеон осознал, что русская армия сильная и непобедимая о славе русского солдата и командиров в годы Отечественной войны 1812 г. с французами).
- Легко ли солдатам досталась слава? (нет, нелегко, более 40 тысяч солдат и командиров полегло на поле брани)
- Итак, слава (известность) достается тем, кто вершит добрые дела во имя своего народа, села, города, страны, кто совершает добрые поступки.
Учащиеся, работая в группах, самостоятельно читают стихотворение, вставляют «потерянное» слово.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «труд!»
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие трудов! ….
Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!
- Какое слово вы вставили в стихотворение?
Ответы учащихся.
- Ребята, мы с вами говорили уже о трудолюбии, о том, что необходимо трудиться не только для себя, но и своим трудом приносить пользу людям. А как вы понимаете, что такое труд?
Труд — это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.
- Ребята, давайте вернемся к нашему стихотворению. Обратите внимание, что в нем, в каждом четверостишии употребляются формы слова, которое мы записали (труд, трудом, трудов, труды, трудах).Но есть еще одно слово но оно также относится к труду. Кто догадался, какое слово я имею в виду?
Ответы учащихся.
- А кто же такие труженики? Тот, кто трудится, работящий человек. Тот, кто отличается трудолюбием.
Ответы учащихся.
- Мы говорили о трудолюбии, о том, что необходимо трудиться, а сегодня узнали новое понятие, что такое труд, кто такой труженик. т.е. результатом добрых дел, труда человека может стать слава (известность).
III Работа по теме урока.
- Итак, по рассказу Библии, самые первые грехи в истории человечества – это лень и гордыня. Человек решил стать «как бог», но без Бога и безо всякого труда. Такой странный замысел попробовали реализовать первые люди. И это кончилось бедой. Именно с этой поры люди перестали видеть Бога и утратили свое бессмертие.
Но Бог не оставил людей. Он обещал им послать Спасителя (Христа). И еще Он ввел в нашу жизнь необходимость повседневного труда – уже «в поте лица своего».
- Ваши родители тоже много трудятся. Заканчивается их рабочий день, когда они приходят домой? Чем им приходится заниматься?
- Какую помощь вы можете им оказать?
- Ребята, сейчас вы будете работать по группам. Вспомним правила, которых вы должны придерживаться, работая в группе.
Ответы учащихся.
- Работать в группе вы будете по следующему плану:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Распределите вопросы, на которые вы будете отвечать, между собой.
3. Обсудите ответы на вопросы между собой.
- Каждый из вас должен стараться не подвести свою группу, свой коллектив. Ребята, вы будете самостоятельно работать с текстом. Постарайтесь рассказать о своем герое, «человека труда» так, чтобы и другим группам, не читая текст, было все понятно. Другие группы, которые не выступают, должны внимательно слушать и потом оценить работу группы . Подводя итоги, мы должны выбрать, чья группа выступила и рассказала лучше всех, кто лучше всех потрудился.
Время работы в группах- 10 мин. Время выступления- 2 мин.
IV Физкультминутка
V Продолжение работы по теме урока.
Отчет групп.
- Итак, каждая группа начинает представлять своего героя «человека труда».
1 группа.
Карточка №1 с.43-44 «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири»
Прочитайте текст «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири» и ответь на вопросы:
-
Какая цель была у судна «Якутск» в 1739 году? Назовите руководителей похода. -
Почему команда вынуждена была покинуть корабль? -
В каких условиях продолжалось изучение северного края? -
Какие нравственные качества характеризуют братьев Лаптевых? -
Можно ли охарактеризовать жизнь братьев Лаптевых словами:
«Любовь к Родине может проявляться не только ратными подвигами, но и упорным трудом во благо родной страны»?
Оценивание группы другими группами.
2 группа. Карточка №2с.45-46 «Самолет имени Головатого» и ответь на вопросы:
-
В каком году и что обсуждалось на собрании? -
Как зовут и кем был герой текста? -
Что хотел сделать пчеловод Ферапонт Петрович Головатый для фронта? -
Как ты думаешь, правильно ли он сделал? Может быть, достаточно было внести небольшую сумму, а не отдавать свои сбережения? -
Какие нравственные качества характеризуют Ферапонта Петровича?
Оценивание группы другими группами.
3 группа. Карточка №3 с.46-47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики»
Прочитай текст «К. Циолковский – основоположник космонавтики»
со слов «»Русского ученого…» до слов «Циолковский не оставил научных занятий» и ответь на вопросы:
-
Кого называют основоположником космонавтики? -
Что впервые предложил использовать Константин Эдуардович Циолковский? -
Что писал, вспоминая о своем детстве Циолковский? -
Как жил Циолковский, после того как не поступил в училище?
Оценивание группы другими группами.
4 группа. Карточка №4с.47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики»
Прочитай текст со слов «Ученый доказал…» до слов «освоение космоса поможет решить многие современные проблемы землян» и ответь на вопросы:
-
Что доказал ученый? -
Что красочно и верно описал русский ученый? -
В чем был твердо убежден Циолковский? -
Какие качества характера помогли К. Циолковскому стать великим ученым?
Оценивание группы другими группами.
VI Подведение итогов урока.
- Ребята, мы выслушали все группы. Каждая группа представляла своего «человека труда» и оценивала другую группу. Сегодня мы с вами говорили о достойных гражданах нашей страны, что в 2013 году указом президента была утверждена высшая награда – Герой труда РФ. Ребята, ранее мы с вами говорили о ратном подвиге, а сегодня говорили о трудовом. Повзрослев, вы можете оказаться в любом месте нашей страны. Будем надеяться, что войны не будет, и мы с вами будем нацелены проявить себя в жизни как Герои труда, будем стараться совершить трудовой подвиг, трудиться на благо нашей страны, чтобы быть ее достойными гражданами.
Те, кто хотел бы совершить трудовой подвиг, те люди, о которых мы говорили на уроке для вас стали примером для подражания, и выхотели бы трудиться также на благо Родины.
Скажите, могут ли они стать примером для подражания? Почему?
Ответы учащихся.
Сейчас в конце урока, когда мы с вами узнали о людях труда, вы можете согласиться с тем, что только «труженикам слава, только им венок в руках»?
Ответы учащихся.
- Ребята, подведем итог тому, о чем мы говорили на уроке. Прошу открыть учебник на стр.48 и прочитать его (хоровое чтение).
Самоотверженный труд многих наших соотечественников может служить примером для подражания. Труд таких людей обогащает российскую культуру, свидетельствует о любви к Родине и своему народу. Если человек заботится только о своем благополучии, богатстве, не думает о других, его нельзя назвать достойным гражданином своей страны.
VII Рефлексия.
- А какие добрые дела, поступки совершаете вы, ученики школы, чтобы прославить свою школу и свое село? В каких общественно-значимых акциях вы участвуете ежегодно?
(сажаем деревья, разбиваем клумбы, убираем улицы села, территорию школы и памятника от мусора; готовим концерты – поздравления ко Дню учителя, ко Дню пожилого человека, ко Дню матери, ко Дню Победы и др.)
- Ребята, а чем вы, ученики можете прославить себя и школу прежде всего? (учением). Каков ваш самый главный труд сегодня? (учеба)