Файл: План подготовки и проведения индивидуальной консультации с родителями ребенка (с онр 56 лет) по развитию речи. Цель работы с родителями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 405

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 1.

Составьте план подготовки и проведения индивидуальной консультации  с  родителями ребенка, имеющего речевые нарушения  (обязательно укажите возраст и диагноз ребенка). 

План подготовки и проведения индивидуальной консультации с родителями ребенка (с ОНР 5-6 лет) по развитию речи.

Цель работы с родителями: информировать родителей о результатах обследования речевого развития ребенка;

-пополнить запас знаний родителей об общих закономерностях нормального речевого развития дошкольников;

- ознакомить с методами и формами развития речи ребенка в семье;

- заинтересовать родителей в совместной работе с логопедом;

- выяснить уровень родительских претензий и пожеланий по обучению ребенка;
Ход проведения консультации.

  1. Организационный момент.

    1. Приветствие.

    2. Краткая беседа с родителями о их семье (уточнить в ходе беседы : состав семьи, кто занимается воспитанием ребенка, какие методы являются приоритетными в воспитании, на скольких языках разговаривают в семье, у кого из членов семьи есть нарушения речи, каков круг общения с ребенком и т.п.).




  1. Основная часть консультации

2.1. Ознакомить родителей с результатами логопедического обследования; озвучить корректно сильные и слабые позиции ребенка.

2.2. Остановиться на конкретной выявленной структуре нарушения в речи ребенка; определить предполагаемые причины их возникновения.

2.3. Познакомить родителей с некоторыми методами и формами работы с ребенком в семье по преодолению выявленного нарушения (или выявленных нарушений):

2.3.1.-методы, например: словесные (чтении, пересказ, беседа, диалог, наглядные (наблюдение, экскурсии и т.д., практические (различные игры, упражнения, задания, сценки и т.п., опосредованные (рассматривание игрушек, картин, фото и т.д.) методы;

2.3.2. Выполнение простейших артикуляционных упражнений (показать практически : для языка, челюстей, губ, нёба);

2.3.3. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, действия с мелкими предметами, рисование пальцами, лепка).

2.4. Предоставить родителям информацию о нормах развития речи у детей с ОНР дошкольного возраста; обозначить перспективу развития речи для их ребенка; обратить внимание на возможные осложнения в процессе обучения ребенка.


2.5. Дать рекомендации родителям, например:

-постоянно и много разговаривайте с ребенком на разные темы;

- охотно отвечайте на все его вопросы, понятно, доступно излагайте ответ;

-продолжайте и дополняйте сказанные ребенком фразы , превращая их в распространенные предложения;

- не перебивайте ребенка, дайте ему возможность высказаться; всем видом показывайте, что вы его слушаете внимательно;

- обращайте внимание ребенка на шумы и звуки, которые доносятся с улицы или другой комнаты… - это развивает фонематический слух у ребенка;

- читайте регулярно ребенку художественную литературу, используйте выразительность, интонацию, спрашивайте мнение о прочитанном и т.д.;

2.6. Выслушать претензии и пожелания родителей по процессу логопедического обучения ребенка; дать разъяснение.
3) Заключительная часть консультации:

3.1. Поблагодарить за сотрудничество.

3.2. Напомнить о необходимости соблюдения данных рекомендаций, проведение мероприятий по развитию речи в кругу семьи.

3.3. Уточнить способ связи для дальнейшего контакта с родителями ребенка.

Задание 2.

Разработайте план и конспект проведения «Мастер-класса» учителя-логопеда для родителей  с целью профилактики речевых нарушений у детей в возрасте от  0 до 3-х лет.
План – конспект

проведения мастер –класса для родителей по профилактике речевых нарушений у детей в возрасте 0-3 лет.

Тема: Профилактика речевых нарушений у детей в возрасте от 0- 3 лет.

Цель: - оказать помощь родителям в организации и проведении занятий в домашних условиях по развитию речи через игру;

- представить практический материал по данной теме; проиграть некоторые игры с родителями;

- заинтересовать родителей проблемой развития игровой деятельности у их детей.

Оборудование: серии картинок, пуховое перышко, стакан с водой, соломинка для коктейля, игрушки (кубики, мяч, машинка, кукла, музыкальный отрывок).

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас мастер – класс, посвященный играм по развитию речи ваших детей, которые Вы самостоятельно сможете провести в домашних условиях.

Детство – период познания окружающего мира, развития психических процессов, памяти, внимания, развития речи и много другого. И здесь без родителей не обойтись. Родители должны заложить основы правильной речи у ребенка. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Вы должны знать, как помочь ребенку. Главное, что нужно это играть с ребенком. В игре нет схем и правильных образов, значит, никто не сковывает ребенка. Нужно не поучать и обучать ребенка, а обучать посредством игры, быть с ребенком дружелюбным, уважительным к нему, проявлять терпение и поощрять. Для этого можно использовать любое время: находитесь ли вы дома с ребенком, идете в магазин, стоите в очереди, находитесь на даче, готовите ребенка ко сну, едете в автобусе. А, чтобы Вам было более приятно, легко запомнились основные моменты, возьмем за основу 6 напрвлений, определяющих развитие ребенка, начиная с 0 лет.



  1. Основная часть занятия:

1-е направление. Упражнение на развитие дыхания.

Логопед: Давайте с Вами поиграем несколько игр на развитие дыхания:

А) «Воздушное перышко»: положить перышко на ладонь, сделать вдох, набрать воздух в грудную клетку и сдуть перышко с ладони, направленной воздушной струей. В упражнение можно включить игровой момент, например:

Родитель: Давай мы с тобой дадим перышку полетать, оно любит летать и ему нужно помочь. Смотри, как я это делаю ( показать, объяснит условия выполнения упражнения). Сначала вдохни, затем выдыхай и направляй струю воздуха на перышко. Сильней дуй, чтобы перышко взлетело. Молодец! Перышко полетело, его мечта сбылась. Повторить несколько раз.

Б) «Шторм в стакане»: в стакан с водой опустить соломинку для коктейля, сделать вдох, а затем выдох чрез трубочку.

Родитель: Мы с тобой поплыли на корабле в море, и начался шторм. Сначала он был маленький, и вода в море немного волновалась, а потом он усилился, волны забурлили. Покажи начало шторма (ребенок вдыхает воздух, а затем выдыхает , направляя несильную струю в трубочку, а теперь покажи, как забурлили волны (ребенок вдыхает и с силой выдыхает воздух в трубочку) Молодец! Мне понравился твой шторм. Повторить 2-3 раза.

Логопед: Используйте и другие упражнения, например: «Надуваем шарики», «Гудок парохода», «Потушить свечки», «Помоги жуку взлететь», «Погреем ручки», и т.п. (логопед объясняет суть выполнения данных упражнений). Главное: вырабатывать у ребенка глубоко вдыхать (через нос или рот, и на выдохе создавать длинную воздушную струю; губы вытягивать трубочкой и не надувать щек; всегда использовать игровой момент).

Логопед: Предложите мне прямо сейчас свои варианты упражнений на развитие дыхания у ребенка, не требующих от вас никакой – либо особой подготовки, которые можно спонтанно с ребенком провести.

(Поступают предложения от родителей. Обсуждение ).

Абсолютно правильно, уважаемые родители, вы мне назвали свои упражнения. Молодцы!

Логопед: Если ваш ребенок еще совсем маленький, вы просто показываете свою игру, разговариваете с ним, вызываете у него положительные эмоции; если он уже что-то может и понимает, то вовлекаете его к воспроизведению (повторению за вами) каких – либо действий, звуков, фраз, предложений…

2-е направление. Упражнение, направленное на развитие мелкой и общей моторики.

Логопед: Развитие мелкой моторики можно начинать с массажа ладошек, пальцев, рук ребенка. Я
предлагаю вам варианты пальчиковых игр, повторяйте за мной:

А) «Наши ручки». (Спрятали ручки за спину). Логопед: Где же наши ручки?

Родители: Где же наши ручки?

Логопед: Где же наши ручки?

Родители: Где же наши ручки?

Логопед: Нету наших ручек.

Родители: Нету наших ручек.

(Вытягивают ручки вперед и показывают их).

Логопед: Вот, вот наши ручки.

Родители: Вот, вот наши ручки.

Б) «Кулачки».

Логопед: Кулачки сложили (Сложить кулачки обеих рук)

(Родители: Кулачки сложили)

Логопед: Кулачками били тук-тук-тук (бьет кулачками)

(Родители: Кулачками били тук-тук-тук (бьют кулачками)

В) «Дождик»

Логопед: Дождик, дождик! Кап-кап - кап!

Мокрые дорожки! Кап – как -кап!

Все равно пойду гулять. Кап-кап-кап!

Не промокнут ножки. Кап-кап-кап.

(повернуть ладошку левой руки кверху, а указательным пальцем правой руки тыкать в ладошку, имитируя капли дождя. Родители повторяют движения).

Логопед: Используйте и другие упражнения, например: «Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона», рисовать пальчиками (использовать гуашь, акварельные краски, нанизывать на проволоку бусины (шнур, перебирать зерна, лепить из глины или теста…) Главное - регулярно выполнять движения руками, использовать разные предметы по форме, величине, состоянию, красочности, качеству.

Логопед: Предложите мне свои варианты упражнений, не требующих от вас особой подготовки, которые спонтанно можно провести по развитию мелкой моторики рук ребенка.

(Предложения, обсуждения)

Абсолютно правильно, уважаемые родители, молодцы!

3-е направление. Упражнение на развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Важно с ребенком выполнять артикуляционную гимнастику, это способствует укреплению мышц речевого аппарата. Использовать полезно даже простые упражнения, например: разные движения язычком, надувание и сдувание щек, улыбаться широко, хмуриться и т.п. Уважаемые родители, какие могут быть упражнения, например:

Гимнастика для язычка:

-высунь язык и продержи на нем соломинку (трубочку) как можно дольше;

- сделай усы; удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка;

- удерживай шарик, конфетку в языке, как в чаше;

-соломинку нужно удерживать почти в вертикальном положении, зажав один конец между нижними зубами и языком;

- открой рот и постарайся удерживать соломинку в равновесии на языке (можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя);


- высунь язык, подержи его в положениях: сбоку, вверху, внизу;

- зажми длинную трубочку губами с силой, тяни трубочку рукой, старайся удерживать трубочку длительное время губами;

-положи язык между губами, расслабь его;

Гимнастика для мягкого неба.

- ребенку дается стакан с кипяченой водой и предлагается выпить ее маленькими глоточками;

- ребенок полощет горло теплой кипяченой водой маленькими порциями;

-утрированное покашливание при широко открытом рте: на одном выдохе не менее 2-3 покашливаний;

-позевывание и имитация позевывания при широко открытом рте.

Логопед: Используйте и другие упражнения, например: «Вкусная конфета», «Лошадка», «Чистим зубки», «Губочки-дудочки» (логопед объясняет суть каждого упражнения). Стремитесь заинтересовать ребенка, выполняйте упражнения на укрепление мышц речевого аппарата.

Логопед: Предложите мне свои варианты артикуляционных упражнений для детей 0-3 лет, используя элемент игры (Предложения, обсуждение).

Абсолютно правильно, молодцы, уважаемые родители! Напоминаю, что, если ваш ребенок еще маленький, вы просто показываете свою игру, разговариваете с ним, вызываете у него положительные эмоции; если он уже что-то может, понимает или уже разговаривает, то вовлекаете его в активную игру и воспроизведению каких-либо движений, звуков, фраз, предложений.

4-е направление. Развитие чувства ритма.

Логопед: Развитие чувства ритма- это гармонизация всех движений, отсюда следует, что ребенок меньше устает, он более вынослив, речь его более управляема, выразительная, нет мышечных зажимов, хороший кровоток в мышцах, хорошее настроение. В развитии ритма помогают движения под музыку. Давайте поиграем с вами, повторяйте за мной.

А) Ритмичные движения (звучит энергичная музыка)

Логопед: Хлопаем в ладоши раз,два,три; раз,два,три;

Топаем ножками: раз,два,три; раз,два,три;

Подпрыгиваем: раз,два,три; раз,два,три;

Молодцы!Хорошо.

Б) «Угадай, что звучит»:

Логопед: Закройте глазки, не подглядывайте, прислушайтесь, вы услышите какие-то звуки (логопед звенит колокольчиком, затем гремит игрушкой-погремушкой, ударяет несколько раз в бубен.) Какие предметы издают эти звуки (логопед показывает колокольчик, погремушку, бубен). Это что? Как называется? Правильно, это колокольчик. Как звенит колокольчик? Давай послушаем, возьми в руку колокольчик (показывает как - используется помощь одного из родителей. Как хорошо звенит у тебя колокольчик.