Файл: Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ульяновский фармацевтический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Ульяновский фармацевтический колледж»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Специальность

Лабораторная диагностика


СООБЩЕНИЕ


студентки

2

курса

2/3л

группы

Мускатинова Юлия Валерьевна




(Фамилия, Имя, Отчество)




Специальность

31.02.03







(код название специальности)





Тема:

«Освещение »

Преподаватель:

Федотова Ирина Владимировна




(Фамилия Имя Отчество )



Задание на выполнение выдано:

«




»




20

23

г.

Выполненная работа представлена:

«




»





20


23


г.

























Студентки










(подпись)

(инициалы, фамилия)










Преподаватель




(инициалы, фамилия)




(подпись)










Ульяновск 2023г

ВВЕДЕНИЕ


Освещение – использование световой энергии солнца и искусственных источников света для обеспечения зрительного восприятия окружающего мира

Свет является естественным условием жизни человека, необходимым для здоровья и высокой производительности труда, основанной на работе зрительного анализатора, самого тонкого и универсального органа чувств. Обеспечивая непосредственную связь организма с окружающим миром, свет является сигнальным раздражителем для органа зрения и организма в целом: достаточное освещение действует тонизирующе, улучшает протекание основных процессов высшей нервной деятельности, стимулирует обменные и иммунобиологические процессы, оказывает влияние на формирование суточного ритма физиологических функций человека. Основная информация об окружающем мире – около 90% - поступает через зрительное восприятие. Именно поэтому гигиенически рациональное производственное освещение имеет огромное положительное значение.

С точки зрения физики свет - это видимые глазом электромагнитные волны оптического диапазона длиной 380-760нм, воспринимаемые сетчатой оболочкой зрительного анализатора. Лучше всего глазом воспринимаются лучи с длиной волны 555нм (желто-зеленого цвета). Свет имеет различные физические характеристики: световой поток (мощность лучистой энергии по производимому ею зрительному ощущению, измеряется в люменах [лм] –световой поток, испускаемый точечным источником в телесном угле в 1стерадиан (телесный угол, вырезающий на поверхности сферы площадь, равную квадрату ее радиуса) при силе света 1кандела (единица силы света)).

С точки зрения гигиены труда  освещенность имеет существенное значение, т.к. по ней нормируются условия освещения в производственных помещениях и рассчитываются осветительные установки. В физиологии зрительного восприятия важен также уровень яркости освещаемых производственных и других объектов, которая отражается от освещаемой поверхности в направлении глаза. Частые изменения уровней яркости приводят к снижению зрительных функций, развитию переутомления  вследствие переадаптации глаза, а  зраительное утомление приводит к снижению зрительной и общей  работоспособности (Адаптации: световые – при повышении яркостей в поле зрения происходит быстро, в течение 5-10 мин.; темновые – приспосбление глаза к низким уровням яркости, в течение 0,5-2часов).



ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ  ОСВЕЩЕНИЮ.

К этим требованиям относят:

  • Равномерное распределение яркостей в поле зрения и ограничение теней

  • Ограничение прямой и отраженной блескости (от источников света и зеркальных поверхностей)

  • Ограничение или устранение колебаний светового потока

Особенно опасны для  зрения движущиеся тени, которые заставляют глаз часто переадаптироваться, что  ведет к утомлению и последующему ухудшению зрения.

В  конце 80х в гигиене освещения  возникло новое направление –  динамическое освещение в течение  рабочего дня. Такой вид освещения, меняющийся по показателям интенсивности  или спектра – эффективный  способ профилактики утомления. Его  эффективно использовать в помещениях с недостаточным естественным освещением, при напряженных зрительно-эмоциональных и монотонных работах.

Вообще существует 3 вида освещения:

  • Естественное (источник - Солнце) - ЕО

  • Искусственное (только искусственные источники) - ИО

  • Смешанное (ЕО+ИО)

ЕО: освещение помещений светом неба – прямым или отраженным, проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях (по СНиП – строительные нормы и правила)

Создается прямыми солнечными лучами и диффузным светом неба (солнечные  лучи, рассеянные атмосферой).

ЕО – биологически наиболее ценный вид освещения, к которому максимально  приспособлен глаз человека. Оно обладает высокой интенсивностью светового  потока и благоприятным спектральным составом, сочетающим равномерное распределение энергии в области видимого, ультрафиолетового и инфракрасного видов излучений. ЕО благоприятно влияет на психофизиологическое состояние человека.

В помещениях используют:

  • Боковое ЕО (через световые премы в наружных стенах [СНиП])

  • Верхнее ЕО (через фонари, световые проемы в стенах в местах перепада высот здания[СНиП])

  • Комбинированное (верхнее ЕО + боковое ЕО)

ЕО верхним или комбинированным  светом обеспечивает большую равномерность  уровня освещенности, чем боковое (т.к. в глубине помещения может быть недостаток света). Однако во многих случаях применение толбко ЕО недопустимо (снижение ЕО из-за загрязнения воздуха, облачности, природных явлений). Поэтому используют совмещенное освещение – сочетание ИО и ЕО. ИО в системе совмещенного может функционировать постоянно или включаться с наступлением сумерек.


НОРМАТИВЫ ЕО: Оценка ЕО производится в относительных показателях коэффициента естественной освещенности – КЕО. КЕО – отношение ЕО в рассматриваемой точке внутри помещения (Ев) к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности без прямого солнечного света.

  КЕО=(Ев/Ен)*100%

На величину КЕО влияют размер и конфигурация помещения, размеры  и расположение светопроемов, отражающая способность внутренних поверхностей помещения и затеняющих его объектов. Нормы КЕО есть в СНиП, например, в бытовых помещениях этот показатель не должен быть ниже 25%.

ИО: осуществляется лампами накаливания и газоразрядными. В современных городах в связи с теснотой застроек является преобладающим, а в безоконных помещениях единственным. В настоящее время разработаны осветительные установки, которые по яркости, характеру, спектру излучаемого света приближаются к дневному, что позволяет дополнять недостаток ЕО искусственным «дневным» светом.

На производстве применяют общее и местное освещение. Общее освещение – освещение, при котором светильники располагаются в верхней зоне помещения равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение). Местное освещение – дополнительное к общему, создаваемое светильником, концентрирующим световой поток непосредственно на рабочих местах; местное освещение без общего не применяется.

Источники искусственного света – лампы накаливания  и люминесцентные лампы. В настоящее время в производстве чаще используют люминесцентные лампы, т.к. по спектру  излучения они ближе к естественному  освещению. Лампы накаливания применяются  при местном освещении, т.к люминесцентные могут вызвать стробоскопический  эффект, и при аварийном (для эвакуации из помещения при аварийном отключении раб. освещения), в этом случае для них применяется автономное питание электроэнергией. 

Освещение в учебных помещениях:

Все учебные помещения  должны иметь ЕО. Наилучшими видами ЕО в учебных являются боковое  левостороннее. При глубине помещения  более 6м необходимо устройство правостороннего  подсвета. Направление основного светового потока справа, спереди и сзади недопустимо, т.к. уровень ЕО на рабочих поверхностях парт снижается в 3-4 раза.

Стекла окон следует  ежедневно протирать влажным  способом с внутренней стороны и  мыть снаружи не менее 3-4 раз в  год и со стороны помещений не менее1-2 раз в месяц. Нормирование ЕО осуществляется по СниП.


Для окраски парт рекомендуется  зеленая гамма цветов, а также  цвет натуральной древесины с Q (коэф. отражения) 0,45. Для классной доски – темно зеленый или коричневый цвет с Q=0,1 – 0,2. Стекла, потолки, полы, оборудование учебных помещений должны иметь матовую поверхность во избежание образования бликов. Поверхности интерьера учебных помещений следует окрашивать в теплые тона, потолок и верхние части стен окрашивают в белый цвет. Нельзя помещать растения на подоконники.

При освещении лампами  накаливания помещения площадью 50мдолжно быть установлено 7-8 действующих световых точек общей мощностью 2400Вт. Светильники в учебном  помещении располагают двумя  рядами параллельно линии окон при  расстоянии от внутренней и наружной стен 1,5м, от классной доски 1,2м, от задней стены 1,6м; расстояние между светильниками в рядах 2,65м. Светильники очищают  не реже одного раза в месяц (запрещается  привлекать учащихся к очистке осветительной  арматуры).

.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели требования к освещению производственных помещений  и рабочих мест, гигиенические  характеристики естественного и  искусственного освещения, нормы освещенности, выбор источников света. Все это  в непосредственной мере влияет на микроклимат, а значит и на здоровье, самочувствие человека. Вот почему так важно соблюдать все требования и нормы, связанные с освещением.