Файл: I. Лингвостилистические особенности произведения Чарльза Диккенса Дэвид Копперфильд с опорой на текстовые категории.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Лингвостилистические особенности произведения Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфильд» с опорой на текстовые категории
Категория автора
Категория персонажа
Глава II. Язык и стиль романа Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфильд»
Выразительные средства и стилистические приемы в «Дэвиде Копперфильде»
Стилистико-жанровое своеобразие романа Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфильд»
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА «ДЭВИД КОППЕРФИЛЬД» С ОПОРОЙ НА ТЕКСТОВЫЕ КАТЕГОРИИ
1.1 Категория автора
Чарльз Джон Хаффем Диккенс – один из самых известных писателей в мире. Его перу принадлежит огромное количество романов и очерков, которые захватывают читателей с первых же страниц. Одним из самых известных романов Чарльза Диккенса является роман «Дэвид Копперфильд». Сам автор отзывается о своем произведении следующим образом: «Из всех своих книг больше всего я люблю эту. Легко поверить, что я являюсь нежным отцом для каждого создания моей фантазии и что никто никогда не сможет полюбить это семейство столь же горячо, как я. Однако, подобно многим нежным родителям, я в глубине души все же предпочитаю одно мое любимое дитя всем остальным, и имя его – Дэвид Копперфилд» [1, 193].
«Дэвид Копперфильд» – автобиографичный роман. Одной из отличительных черт романа является то, что автор в романе появляется перед читателями сам, своею собственной персоной. Первые главы истории жизни Дэвида Копперфильда стали выходить в 1849 году. Последняя, пятая, публикация была сделана в 1850-м. Главный герой, он же сам рассказчик, начинает повествование с момента собственного появления на свет, а расстаемся мы уже зрелым мужчиной, успешным, востребованным в своем деле, влюбленным и любимым семьянином.
Зная биографию Диккенса, можно найти в романе множество автобиографических моментов. На это указывает и форма повествования – рассказ ведется от первого лица. Безусловно, полностью отождествлять автора и главного героя не стоит. Дэвид Копперфильд – прежде всего художественный образ, навеянный авторскими воспоминаниями и неудержимой фантазией великого прозаика.
Нельзя говорить, что роман полностью отображает жизнь автора, все-таки автобиографические мотивы пронизывают роман насквозь. [2, с .97]. Мотивы сходства с его семьей воплощаются в образе семьи Микобера, легкомысленного неудачника, который постоянно кому-то задолжает и живет в вечной надежде, что когда-нибудь «счастье нам улыбнется». Напомним, что в свое время отец Диккенса был отправлен в долговую тюрьму, и маленький Диккенс был вынужден тяжело работать на фабрике ваксы. Еще с детства испробовал всю горечь нужды, социального неравенства и жестокой несправедливости, современной ему социальной системы, и это во многом определило демократизм его убеждений и симпатий [3, с. 219]. Детство и ранняя юность Диккенса – сына мелкого служащего, который всю ночь пытался безуспешно «выйти в люди», протекали в бедных кварталах Лондона и даже в долговой тюрьме, в которую попала вся семья после неудачных попыток Диккенса-старшего выбиться из нужды и перейти в ряды «респектабельных», – то есть обеспеченных – представителей «среднего класса». В шестнадцать лет Диккенс,получив недолгий, но тяжелый опыт работы в качестве подмастерья на небольшом предприятии, начал самостоятельную трудовую жизнь сначала как писарь, а потом как клерк в конторе адвоката. Поэтому, наверное, не случайно, в романе бабушка предлагает Дэвиду выбрать карьеру юриста [4, с.9]. Любовь Дэвида тоже имеет под собой автобиографическую основу. В образе Доры Диккенс воплотил свою любовь к дочери банкира Марии Биднелл. Дэвид с бабушкой вынуждены переехать в Лондон, сдав свой дом в Лувре, чтобы прокормиться. Дэвид изучает стенографию, овладев эту специальность, Дэвид начинает очень неплохо зарабатывать в качестве парламентского репортера [4, c. 11].
Как видим, в августе 1833 года Диккенс поступает на работу парламентским репортером в либеральную газету «Морнинг кроникл». Дэвид, который стал известным писателем, отправляется на континет, чтобы, работая, побороть свое горе. Вернувшись через три года, он женится на Агнесс, которая, как оказалось, любила его всю жизнь.
Вот и здесь мы видим автобиографические мотивы романа. Так же, как и его герой, Чарльз Диккенс от журналистики переходит к написанию небольших рассказов, а позже и романов. В образе Агнесс писатель воплотил любовь к своей жене. Как и его герой, он достиг успеха и стал известным писателем.
Писатель признавался, что его персонажи разговаривают с ним и даже преследуют, пока он пишет свое произведение. Очевидцы вспоминали, что Диккенс иногда входил в подобие транса и видел видения, которые позже переносил в свои произведения. Про «Дэвида Копперфилда» он говорил, что
книга не отпускала его, пока не была завершена.
В наследии Диккенса, сравнительно бедном различного рода автобиографическими материалами, – дневниками, письмами, личными воспоминаниями, отзывами о собственных произведениях, – этот роман играет роль первостепенного автобиографического документа.
Он автобиографичен вдвойне: перед нами история человека, прошедшего жизнь, подобную той, которую прошел Чарльз Диккенс, – история ребенка, юноши и взрослого; и перед нами сам автор, пишущий эту историю и оценивающий ее со своей личной, диккенсовской точки зрения. Перед нами, таким образом, предмет воспоминания и сам вспоминающий – факты жизни и отношение к ним; и то и другое, правда, в известном преломлении, но все же исходит от самого Диккенса. Недаром, заканчивая этот роман, Диккенс писал своему будущему биографу Форстеру: «Мне кажется, что я посылаю в туманный мир частицу самого себя». [5].
Подводя итог, хочется сделать вывод о том, что, несмотря на схожесть жизни героев литературного текста и жизненного пути авторов, нельзя отождествлять вымышленный персонаж и реальную личность. То есть в произведениях присутствуют некоторые, или даже в значительной степени события из жизни автора, но, тем не менее, дается не просто их описание, а оценочная характеристика.
1.2 Категория персонажа
В литературе категория персонажа очень важна. Характеристика персонажа является неотъемлемой частью образа героя вообще (наряду с его мыслями, поступками, образом жизни и т. д. Описание персонажей бывают подробными, развернутыми, или фрагментарными, неполными; могут подаваться сразу в экспозиции или при первом введении персонажа в сюжет, либо постепенно, с разворачиванием сюжета с помощью выразительных деталей. Поставив перед собою как основной предмет художественное изображение взаимодействия человека с окружающей средой, писатели описывают изменения внешности персонажей в конкретных ситуациях, во взаимоотношениях между ними. Особое внимание к портрету персонажей базируется на общей закономерности, согласно которой внутренние психические состояния людей отображаются в мимике (выразительные движения мышц лица), пантомимике (выразительные движения всего тела), в динамике речи (интонация, темпо-ритм, тембр), дыхании и т.п., что помогает в процессе общения лучше понять внутренний мир друг друга. Кроме того, одежда человека часто свидетельствует о его эстетических вкусах, чертах характера, имущественном положении, роде занятий. Поэтому писатели фиксируют как внешний вид персонажей, так и их внутреннее состояние, стараются раскрыть сходства или различия между их так сказать внутренним и внешним портретами. Поэтому портрет является средством психологического анализа... Писатель через портретные детали, через их динамику передает сущность человека, его внутренний мир... [6].
Портрет служит одним из способов типизации, а особенно индивидуализации персонажа. Уже внешний вид часто говорит о некоторых чертах характера человека. Преимущественно характер героя соответствует его внешнему облику (портрету). Но иногда, особенно у писателей романтиков внешность героя контрастирует с сущностью человека... Не всегда портреты изображаются подробно. Это зависит от стиля писателя, а также от жанра произведения...» [6].
Галерея созданных Диккенсом социальных типов столь же богата, как и тематика его произведений. Разнообразие диккенсовских персонажей поистине ошеломляет. Диккенс рисует все классы современного ему общества, все его социальные группы, рисует как реалист, умеющий улавливать типичное и создавать образы большой обобщающей силы. Сила его творческого вооображения не оставляет свободы для фантазии читателя. В построении характеров, в своих реалистических портретах Диккенс обнаруживает исключительное разнообразие художественных средств и обращается к различным художественным приемам, которые, переплетаясь между собой определили его стиль: это реалистическое описание и острый шарж, мягкий юмор и гневная сатира.
В романе Ч. Диккенса «Дэвид Копперфильд» положительные персонажи (Пегготи, Бетси Тротвуд, Уикфильды, Дик) противопоставлены отрицательным (Мердстоны, Стирфорт, Урия Хип, Крикл). При этом портрету положительных героев Диккенс уделяет меньше внимания, чем отрицательных.
Дэвид — центральная фигура романа. Рассказ Дэвида обращен к прошлому, к его детству и картины детства нарисованы с помощью образного детского мышления. Вот почему здесь преобладают зрительные живописные портреты. Это он наблюдает, вспоминает, рассказывает о людях, его окружающих, об их жизни, но каждая такая история, искусно вплетаясь в ткань его собственной жизни, становится самостоятельной. Дэвид — «сын джентльмена», родившийся спустя полгода после смерти отца. Сначала это счастливый маленький мальчик, которого нежно любит его молоденькая мать и добрейшая няня Пегготи. Вместе с отчимом и его сестрой в дом приходит несчастье, с которым мальчик самоотверженно борется, и все-таки побеждает, благодаря честности, усердию, трудолюбию и добрым друзьям. Автор не подает портретное описание главного героя сразу же после рождения. В произведении нет точного портрета Дэвида,
Дэвид временами забывает рассказать о себе, о своих переживаниях, впечатлениях, но вместе с созреванием его писательского таланта, формированием мышления, развитием наблюдательности, умением анализировать и благодаря повествовательной технике Диккенса читатель замечает серьезные изменения в портретной характеристике героя на разных этапах его жизненного пути. «Параллельно с взрослением и изменением жизненных обстоятельств Дэвида меняется облик его дома, описание которого, не рисуя подробного портрета героя, помогает понять его внутреннее состояние на данном промежутке жизненного пути. Портретные характеристики персонажей играют важную роль в романе «Дэвид Копперфильд». С их помощью Диккенс раскрывает основные черты характера персонажей. Прибегая в портретном описании к таким
художественным приемам как реалистическое описание, мягкий юмор,иронию, гротеск, контраст, символизм, прием повторов, Диккенс создает яркие, неповторимые образы. Благодаря этому персонажи романа надолго запоминаются читателю.
Диккенс устами своего героя учит нас пристально всматриваться в окружающий мир, чтобы не только видеть плохих людей и противостоять им, но и замечать проблески порядочности в тех, кто, на первый взгляд, не заслуживает снисхождения.
В своем произведении Диккенс одним из первых в мировой литературе показал, как личность и судьбу героя формирует не только и не столько последовательность событий, а время, в которое человек жил, его воспоминания об этом времени и переосмысление в связи с этим всей его жизни.
И хотя роман носит автобиографический характер, это — не автобиография писателя; собственные детство и юность послужили ему лишь поводом для написания произведения и дали основные сюжетные ходы и характеры персонажей. А их (персонажей) в романе такое множество, что в клубке-лабиринте сюжетных линий немудрено запутаться.
Пересказать книгу, не выхолостив буквально все — от ее стиля до характеров героев, в рамках очерка невозможно. Однако при всей кажущейся мозаичности роман очень прост, и именно эта простота лучше всего свидетельствует о его литературном совершенстве.
Сверхзадачей автора, с которой он блестяще справился, стал анализ причин нравственного несовершенства людей, их морального уродства.
Роман, повествование в котором ведется от первого лица, что придает ему задушевность и доверительность, населен героями, многие из которых стали именами нарицательными.
О популярности имени главного героя, Дэвида Копперфилда, можно судить хотя бы по тому, что его имя взял себе в качестве псевдонима всемирно известный иллюзионист. Разве что герою Диккенса не надо было показывать человечеству фокусы, поскольку ему вполне хватало неиссякаемой веры в людей, в добро и справедливость.
Урия Хип стал символом ханжеского смирения и человеческого ничтожества; юный аристократ Стирфорт — самовлюбленного безответственного сноба. Когда хотят указать на античеловечность системы и методов воспитания, обычно называют имена Мэрдстона, жестокого и алчного отчима Дэвида, и Крикла, бывшего торговца хмелем, ставшего директором школы для мальчиков, который «ничего не знает, кроме искусства порки, и более невежествен, чем самый последний ученик в школе». Няня Пегготи и бабушка Дэвида Бетси Тротвуд стали символами доброты, хотя и несколько суетливой, делец Микобер — бездумного болтуна и неудачника.