Файл: Тема. Взаимодействие токов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, направленную вдоль прямого длинного проводника с током I (см. рисунок). Куда направлена действующая на электрон сила Лоренца  (влево, вправо, вверх, вниз, от наблюдателя, к наблюдателю)

?

 

3..  Как направлена сила Ампера, действующая на проводник № 1 со стороны двух других (см. рисунок), если все проводники тонкие, лежат в одной плоскости и параллельны друг другу? По проводникам идёт одинаковый ток силой I. (влево, вправо, вверх, вниз, от наблюдателя, к наблюдателю)

 

4.   Электрическая цепь, состоящая из четырёх прямолинейных горизонтальных проводников (1—2, 2—3, 3—4, 4—1) и источника постоянного тока, находится в однородном магнитном поле, вектор магнитной индукции которого В направлен от нас (см. рисунок, вид сверху). Куда направлена сила Ампера, действующая на проводник 3-4? (влево, вправо, вверх, вниз, от наблюдателя, к наблюдателю)

 

5.  Протон p влетает в зазор между полюсами электромагнита с горизонтальной скоростью   лежащей в плоскости рисунка. Вектор индукции   магнитного поля направлен вертикально. Куда направлена действующая на протон сила Лоренца? (влево, вправо, вверх, вниз, от наблюдателя, к наблюдателю)

 

Тема.Л\р Наблюдение действия магнитного поля на ток.

Цель: проверка знаний и умений учащихся по изученной теме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проведение контрольной работы

I вариант

1. Заряженная частица массой 2 · 10-9 г находится в равновесии в однородном электрическом поле напряженностью 4 · 105 Н/Кл. Чему равен заряд частицы? (Ответ: 5 · 10-17 Кл.)

2. Электрон со скоростью 5 · 107 м/с влетает в однородное магнитное поле поду углом 30° к линиям магнитной индукции. Найдите силу, действующую на электрон, если индукция магнитного поля 0,8 Тл. (Ответ: 3 · 10-2 Н.)

3. Ядро атома гелия, имеющее массу 6,7 · 10-27 кг и заряд 3,2 · 10-19 Кл, влетает в однородное магнитное поле и начинает двигаться по окружности радиусом 1 м. Индукция магнитного поля равна 10-2 Тл. Рассчитайте скорость этой частицы. (Ответ: 4,8 · 10
5 м/с.)

4. Электрон, попадая в однородное электрическое поле, движется по направлению силовых линий. Рассчитайте, через какой промежуток времени скорость электрона станет равной нулю, если напряженность поля равна 100 Н/Кл, а начальная скорость электрона равна 2 · 106 м/с. (Ответ: 1,1 · 10-7 с.)

5. В плоский конденсатор параллельно его пластинам со скоростью 3 · 107 м/с влетает электрон. При вылете из конденсатора он смещается к одной из пластин на 8,76 · 10-3 м. Длина каждой пластины конденсатора равна 3 см, расстояние между ними равно 2 см. Напряженность электрического поля равна 2*104 Н/Кл. Определите отношение заряда электрона и его массу. (Ответ: 1,8 · 1011 Кл/кг.)

6. Пылинка, заряд которой равен 10 мкКл, а масса равна 1 мг, влетает в однородное магнитное поле и движется по окружности. Индукция магнитного поля равна 1 Тл. Сколько оборотов сделает пылинка за 3,14 с? (Ответ: 5.)

II вариант

1. Какой должна быть напряженность однородного электрического поля, чтобы находящийся в поле покоящийся электрон получил ускорение 2 · 1012 м/с2? (Ответ: 11,4 Н/Кл.)

2. В однородное магнитное поле влетает электрон со скоростью 4,6 · 106 м/с, направленной перпендикулярно линиям магнитной индукции. Индукция магнитного поля равна 8,5 · 10-3 Тл. Рассчитайте силу, действующую на электрон в магнитном поле. (Ответ: 6,3 · 10-15 Н.)

3. Между двумя параллельными пластинами, вертикально расположенными, подвешен шарик массой 0,1 г. Пластины заряжены, и при напряженности 45,000 Н/Кл шарик отклоняется от вертикали на угол, равный 10°. Найдите заряд шарика. (Ответ: 4 · 10-9 Кл.)

4. Протон влетает в однородное магнитное поле, индукция которого равна 3,4 · 10-2 Тл, перпендикулярно линиям магнитной индукции со скоростью 3,5 · 105 м/с. Определите радиус кривизны траектории электрона. Масса протона 8,67 · 10-27 кг, заряд протона равен 1,6 · 10-19 Кл. (Ответ: 10 м.)

5. В однородном электрическом поле с напряженностью 3 · 106 Н/кг, линии напряженности составляют с вертикалью угол 30°, на нити висит шарик массой 2 г. Заряд его равен 3,3 мКл. Найти силу натяжения нити, если:

1) линии напряженности направлены вверх;

2) линии напряженности направлены вниз.

Ответ: 1,2 · 10-2

 Н/Кл, 2,9 · 10-2 Н/Кл.)

Тема.Сила Лоренца.

Цели: установить силы, влияющие на подвижное заряженное тело в электромагнитном поле.

Оборудование: старый телевизор, генератор полос, электромагнит.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

- Что такое электромагнитное поле?

- Какие величины определяют состояние электромагнитного поля?

- Какая сила называется электрической?

- Какая сила называется магнитной?

- Что такое пробный заряд?

- Как определяется электрическая напряженность?

- Что называется магнитной индукцией?

- Как описывается взаимодействие заряженных частиц на языке теории поля?

2. Решение экспериментальной задачи.

- Как, имея в распоряжении заряженный электрометр с полым шаром и пробный шарик на изолирующей ручке, получить на другом электрометре с полым шаром заряд, превышающий заряд по модулю первого электрометра? (Предполагаемое решение: Пробный шарик подносят к кондуктору заряженного электрометра на расстояние, равное 2 см, и касаются шарика рукой. При этом он приобретает электрический заряд, противоположный по знаку заряда электрометра. При повторных операциях на нем накапливается заряд.)

III. Изучение нового материала

Проанализировав свойства электромагнитного поля и установив связь силовых характеристик этого поля друг с другом, а также с зарядами и токами, Максвелл написал систему уравнений, составивших основу для теории.

В 1892 г. Лоренц получил формулу силы, с которой электромагнитное поле действует на любое находящееся в нем заряженное тело.

 - электромагнитная сила Лоренца.

Здесь включены два слагаемых:

первое - электрическая сила 

второе - магнитная сила (или просто сила Лоренца) 



Направлена магнитная сила Лоренца всегда перпендикулярно векторам   и 
 в ту сторону, куда перемещался бы буравчик в случае поворота его рукоятки от   до  . Или определяется правилом левой руки.

Так как магнитная сила Лоренца всегда перпендикулярна скорости движения, то она работу не совершает (А = 0).

Частица, влетая в однородное постоянное магнитное поле:



1. Если   то α = 0°, sin α = 0, Fm = 0. Сила Лоренца не действует, частица продолжает свое движение.

2. α = 90°,     и ее период   частица движется по окружности.

3. Частица влетает в магнитное поле под острым или тупым углом к вектору  .

Учащиеся открывают учебник на с. 169 и разбираются самостоятельно (работа с учебником).

Демонстрация силы Лоренца

При движении электромагнита в зоне экрана наблюдается искривление полос.

IV. Закрепление материала

- Какую силу называют силой Лоренца?

- Напишите формулу для определения силы, с которой магнитное поле действует на движение в теле заряда.

- Как движется заряженная частица в однородном магнитном поле в случае, когда направление скорости перпендикулярно магнитной индукции?

- Почему сила Лоренца не меняет модуля скорости заряженной частицы?

- По какой формуле определяется период обращения заряженной частицы по окружности в однородном магнитном поле?

V. Решение задач

1. В однородном магнитном поле, индукция которого равна 2 Тл, движется электрон со скоростью 105 м/с перпендикулярно линиям магнитной индукции. Вычислите силу, действующую на электрон. (Ответ: Fл = 3,2 · 10-14 Н).

2. Электрон движется в вакууме в однородном магнитном поле с индукцией 5 · 10-3 Тл. Радиус окружности, по которой он движется, равен 1 см. Определите модуль скорости движения электрона, если она направлена перпендикулярно к линиям индукции. (Ответ: v = 9 · 10
2 м/с).

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание

П. 5.

Тема. Гипотеза Ампера. Магнитные свойства вещества.

Цель: объяснить существование магнитных свойств вещества.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

- Какие вещества называют электролитами?

- Какие частицы являются носителями тока в электролитах?

- Что такое электролитическая диссоциация?

- Что такое электролиз? Где его применяют?

- В чем заключается закон Фарадея для электролиза?

III. Анализ экспериментов

Эксперимент 1

В пробирку с водой до полного исчезновения ее прозрачности добавляют черную тушь. Затем в нее помещают два алюминиевых электрода, расположенных на расстоянии 3-4 мм друг от друга. Подают напряжение 15-20 В на электроды. При пропускании тока частицы туши слипаются и всплывают на поверхность воды. Жидкость в пробирке приобретает прозрачность. (Пример, применения электрического тока в жидкости для очистки от взвешенных загрязнений.)

Эксперимент 2

В большой катушке подвесим на тонких проводах вторую небольшую катушку. Подключим катушки к источнику тока. Наблюдается отклонение катушки от вертикального положения. Если в большую катушку внести железный сердечник, то отклонение маленькой катушки существенно изменится.

Вещества, которые значительно усиливают магнитное поле, называют ферромагнетиками.

Физическая величина, показывающая во сколько раз индукция   магнитного поля в веществе, полностью заполняющем поле, отличается по модулю от индукции   магнитного поля в вакууме, называется магнитной проницаемостью:



У ферромагнетиков значение магнитной проницаемости достигает нескольких сотен и даже тысяч единиц.

Эксперимент 3

Повторим предыдущий эксперимент. Только вместо железного стержня введем в катушку стержни из меди (алюминия, стекла). В этом случае существенных изменений в отклонении маленькой катушки заметить не удастся.

По характеру проводимых изменений внешнего поля неферромагнитные вещества делятся на парамагнетики и диамагнетики. Парамагнетиками называют вещества, которые слабо намагничиваются в направлении внешнего поля. Магнитная проницаемость их мала (у сметаны - 1,0034).