Файл: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с детским церебральным параличом с помощью арттерапии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»
Дипломная работа




Тема:


Развитие эмоциональной сферы дошкольников с детским церебральным параличом с помощью арт-терапии







Обучающийся




Буданова Дарья Александровна




подпись







Дата

«13» апреля 2023 г. Москва







подпись





Москва, 2023

Оглавление
Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения возможностей развития эмоциональной сферы у дошкольников с детским церебральным параличом с помощью арт-терапии.................................................................................................7

1.1 Понятие «эмоциональной сферы» в общей и специальной психологии.........7

1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.........................................................................................13

1.3 Роль арт-терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с детским церебральным параличом..........................................................................16

Выводы по первой главе…………………………………………………………...24

Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом с помощью арт-терапии.........................................................................26

2.1 Организация и содержание экспериментального исследования....................26

2.2 Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования..............................................................................................................30

2.3 Использование арт-терапевтических методов с целью развития эмоциональной сферы дошкольников с детским церебральным параличом......43


2.4 Анализ и интерпретация результатов контрольно-оценочного этапа исследования..............................................................................................................48

Выводы по 2 главе………………………………………………………………….56

Заключение.................................................................................................................57

Список литературы....................................................................................................59

Приложения................................................................................................................65

Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время отмечается рост различных нарушений развития детей, в том числе двигательной патологии. Детский церебральный паралич (ДЦП) занимает важное место среди деконструирующих заболеваний детей и подростков как в России, так и за рубежом. Силы специальстов различных профилей, таких как дефектологов, специальных психологов, и др. были вложены на его преодоление с более-менее эффективной степенью.

Важность начала восстановительной терапии при церебральном параличе, имеет диагностика и постановка диагноза в раннем возрасте. Это было доказано Л.О. Бадаляном в его работах. Он является основоположником детской неврологии. Кроме того, значимость ранней диагностики, ее принципы в лечении ДЦП, важность непрерывности реабилитации в своих работах осветила К.А. Семенова, которая являлась детским врачом-неврологом.

Существует огромный список исследователей в области специальной психологии и педагогики, которые разбирались в вопросах, связанных с заболеванием ДЦП. Вопросы симптоматики, механизмов и структуры двигательных расстройств были освещены в работах Л.О. Бадаляна, Л.Т. Журба, В.Т. Кожевникова, Е.М. Мастюкова, Е.Н. Правдина-Винарская, К.А. Семенова, Е.Г. Сологубов, М.Б. Эйдинова; вопросы особенностей психического развития детей дошкольного возраста были описаны в работах Л.Д. Данилова, Э.С. Калижнюк, Е.И. Кириченко, А.В. Кроткова, И.Ю. Левченко, Т.Н. Симонова.

Все эти исследователи обеспечили решение важных, но в то же время узких проблем, связанных с оказанием помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Актуальность работы определяет огромная роль эмоций и чувств в жизни всех людей в процессе социализации.

Успешно справляется метод арт-терапии с решением задач, направленных на создание условий для эмоционального развития ребенка, а также профилактику и коррекцию негативных эмоциональных проявлений. Арт-терапия - самостоятельное психотерапевтическое направление, оказывающее корректирующее влияние на изобразительную и творческую деятельность с целью гармонизации и развития психики человека. Основой определения арт-терапии являются понятия выражения, общения, символики, связанные с действием художественного творчества.



Популярность использования психологами данного метода коррекции эмоциональных состояний детей обусловлена тем, что арт-терапия «говорит» языком визуализации. Ребенку не придется рассказыват психологу о том, что его беспокоит, чего он боится, потому что, как правило, у детей с ДЦП это вызывает беспокойство. С помощью данного метода ребенок сможет изобразить на бумаге свои проблемы и трудности, и, таким образом, этот метод станет связующим между ребенком и психологом.

Цель исследования: теоретически изучить эмоциональную сферу детей дошкольного возраста с ДЦП и составить программу, направленную на ее развитие с помощью метода арт-терапии, а также доказать ее эффективность.

Объектом исследования выступает эмоциональная сфера дошкольников с ДЦП.

Предметом исследования является эмоциональная сфера детей дошкольного возраста с ДЦП и ее изменение в процессе коррекции посредством арт-терапии.

Гипотеза исследования: специально разработанная коррекционная программа для дошкольников с ДЦП поможет снизить завышенный уровень тревожности детей, наладить эмоциональный фон, поможет постепенно избавится от беспокойства, различных страхов, агрессии и эмоциональной напряженности.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольника с ДЦП;

2. Подобрать четыре методики для исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ДЦП;

3. Изучить эмоциональную сферу детей дошкольного возраста с ДЦП;

4. Разработать коррекционно-развивающую программу для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ДЦП посредством арт-терапии;

5. Убедиться в эффективности составленной коррекционно-развивающей программы для развития эмоциональной сферы дошкольников с ДЦП с помощью арт-терапии.

Для того, чтобы найти решение задач и проверить выдвинутую гипотезу использовался комплекс дополнительных методов исследования:

1) Теоретические методы сбора информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация научных представлений по данной теме исследования;

2) Эмпирические методы сбора информации: наблюдение, обследование, тестирование, анализ продуктов художественной и визуальной деятельности детей, психолого-педагогический эксперимент;

3) Методы качественного и количественного анализа данных.

В исследовании использовались диагностические 
методики исследования:

1) Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен).

2) Графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова)

3) Методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова)

4) Анкета-опросник для родителей по выявлению тревожности  (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко).

База исследования. Исследование проводилось на базе Центра Натальи Пыхтиной, расположенного по адресу г. Москва, ул. Габричевского 5 к. 5. Руководителем была Пыхтина Наталья Николаевна, основатель данного центра. Она помогает детям уже более 15 лет. Основной задачей центра является реабилитация детей с ДЦП.

Практическая значимость исследования заключается в том, что с помощью разработанной коррекционно-развивающей программы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ДЦП посредством арт-терапии и полученных при этом результатов, психологи смогут использовать данную технологию для коррекции эмоциональных состояний дошкольников. Дети смогут научиться расслабляться, отвлекаться от тревожных мыслей, поднимать себе настроение, побороть некоторые страхи, стать более открытыми.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников, состоящих из 59 наименований. В работе представлено 17 таблиц, 7 рисунков, 5 приложений. Она изложена на 86 страницах.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом с помощью арт-терапии
1.1 Понятие «эмоциональной сферы» в психологии
Вопросы о содержании и структуре понятия «эмоциональная сфера» были посвящены значительному числу исследований зарубежных и отечественных психологов. Согласно выводам ученых, «эмоциональная сфера - это прежде всего выражения характера, темперамента, проявляющиеся в определенных чувствах и эмоциях» [15].

Эмоциональная сфера, определяющая силу и динамизм проявления эмоций, представляет собой набор личностных качеств, является регулятором отношений индивида с внешним миром, фактически выполняет защитную функцию, рассказывает окружающим о своем состоянии. В самом общем смысле эмоциональная сфера считается сложной системой влияний, настроений, ситуаций и эмоций, которые взаимодействуют вместе и взаимообслуживаются.


Понятие «эмоциональная сфера» связано, прежде всего, с определением содержания понятий «эмоции» и «чувства». В эмоциональном плане каждый человек является индивидуальностью, поэтому эмоции – это особенное явление, знакомое каждому человеку на повседневных уровнях.

По поводу отдельных подгрупп системы эмоционального регулирования (эмоции, чувства и влияния) или отдельных эмоциональных явлений можно обратиться к своему опыту. Каждый может использовать свой собственный опыт для обнаружения соответствующих эмоций.

Эмоциональное проявление выраженности, которое достаточно рано выявляет восприятие малышом различных звуков и особенно звука, близкого к взрослому, тону и интонациям этих звуков (даже без четкой связи с содержанием речевых слов, иногда контрастирующих с ним), влияет на музыку. Главный эмоциональный признак в раннем возрасте - это чувственный признак - цвет.

Он становится основным моментом, который помогает воспринимать ребенком различные предметы и различные ситуации, которые с ним происходят посредством ассоциации.

Позже ребенок научится понимать ситуации с различными сложными савокупностями, но цвет все равно будет главным моментом, который будет определять качество воспрятия различных ситуаций, предметов и отношений ребенка. «Важную роль в жизни детей играют эмоции. Чувства, которые буквально доминируют во всей жизни дошкольника, придают им особый цвет и выражение» - говорит в своих работах И.Н. Козырская [24].

Можно легко прочитать эмоции, которые испытывает ребенок в данный момент. Нужно лишь обратить внимание на его «язык тела»- в какой позе он находится, какие жесты исползует, какое у него выражение лица. Полностью согласна с мнением некоторых авторов, которые советуют начинать воспитание детей с эмоциональной сферы. Важно изучить этот момент и объяснить ребенку, что это нормально, что он «чувствует», как относиться к чувствам других, научить замечать эмоциональное состояние других людей и управлять своим.

Иностранные психологи уделяли большое внимание важной проблеме эмоций: В. К. Вилюнас [7] описывает это как «способность человеческой души мыслить предвзятым образом». «Эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности психолога», - говорит Л.С. Выготский [8].

Эмоции и чувства – это основные элементы, которые играют важную роль в жизни людей. Эмоции - это определенный этап психологического состояния, выраженный в виде ощутимого опыта по отношению к людям и окружающему нас миру.