Файл: Внеклассное мероприятие Подготовила учитель начальных классов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ – ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Интегрированное внеклассное мероприятие
Подготовила:
учитель начальных классов
Трушова Анастасия Васильевна
Слайд№2
« Колокольные звоны — составная часть духовной Российской культуры»
Цель: познакомить учащихся с живым искусством колокольных звонов.
Задачи:
-
Образовательные:
-
cформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; -
познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; -
познакомить с колоколом в обыденной жизни русского человека; -
колокольные звоны в произведениях композиторов.
-
Воспитательные:
-
воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, чувство сопричастности времени, отечественной истории; -
воспитывать уважение к русским традициям и почитание колокола как символа русской земли, -
пробудить чувство сопереживания, гордости за свою Родину.
-
Развивающие:
-
развитие психических процессов, творческого мышления, культуры общения, культуры слушания, чувства ритма, вокально-хоровых навыков, -
воздействовать на положительные эмоции ребят.
Тип: Историко – художественное путешествие
Оборудование и материалы:
Презентация, магнитофонная запись колокольных звонов, песня «Малиновый звон»,
песня «Вечерний звон» в оркестровом исполнении, фотография Колокольни Ивана Великого, звон-ниц Новгородского кремля и Ростова Великого, Москвы»: сцена из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов», из альбома «М. И. Глинка» — сцена из оперы «Иван Сусанин», «Царь-пушка и Царь-колокол», «Ростовские звоны» и «Колокольные звоны»,
Ход мероприятия
Слайд №3-5
Звучит старинный вальс «Вечерний звон», на его фоне учитель lили ученик читает стихотворение "Над Русью бьют колокола».
Над Русью бьют колокола
Печально и торжественно.
Как будто белые крыла
Взошли в ночи божественной.
Как будто солнца светлый нимб
Из тьмы взошел над распрями.
Звенит, звенит небесный гимн
Над Родиной непраздною.
Над Русью бьют колокола
Из дальнего и близкого,
Где горький пепел и зола
Восстали обелисками.
Кричат, кричат колокола
По тем, кто гордо выстоял,
Чей стон, чей крик из-за угла
Оборван подлым выстрелом.
Над Русью бьют колокола
С отчаянной надеждою.
Как прежде в небе два крыла.
Но ветер не по-прежнему.
Он бьет в лицо, он валит с ног,
Трезвея от всесилья.
И дайте срок. И дайте срок...
Бьёт в колокол Россия!
I. Вступительное слово учителя.
Слайд№6
Сегодня на уроке нам предстоит открыть еще одну страницу в истории отечественной культуры. Постараемся прочитать, подумать, окунуться в таинство удивительных звуков, которые заставят каждого из нас соприкоснуться с одной из многовековых традиций, связывающей духовной нитью нынешнее поколение с предыдущими.
«Вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он...» Кто из вас не знает этой
Русские колокола — это, можно сказать, материализованные знамена духовного развития России. Пытливому слушателю они открывают возможность общения с прошлым нашего Отечества. Исследователи называют их «звонкими иконами».
Колокола - это одно из таинств бытия, недаром наши предки одушевляли колокола, берегли их как национальную святыню.
Слайд №7
Известный исследователь прошлого С. Смоленский писал: «Наши русские колокола считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас множество колоколов - у нас и простор для такой музыки».
Слайд№8
Сегодня на уроке нам предстоит ответить на три вопроса:
-
Можно ли сегодня понять искусство колокольного звона? -
Соизмеримо ли оно с нашим временем? -
Это искусство церковное или светское?
II. Историко-художественное путешествие.
Совершим небольшое историко-художественное путешествие в прошлое, перелистаем страницы, рассказывающие об искусстве колокольных звонов, и ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
(Учащиеся рассказывают о колокольных звонах по материалам, подготовленным по заданию учителя к этому уроку.)
Слайд№9
Колокольные звоны были известны на Руси еще с X в., со времени принятия христианства. После крещения Руси колокола храмов и соборов созывали народ не только на церковную службу, колокола помогали
путнику в непогоду найти дорогу к жилищу, гудели тревожным набатом в дни восстаний. Многие века они сопутствовали жизни парода, оповещали о беде, созывали его на битву, приветствовали победное возвращение полков с поля битвы, сопровождали празднества.
Слайд№10.
Не повезло колокольным звонам в XX в.. Рушились храмы - творения рук человеческих, в огне костров горела древнерусская живопись, книги, низвергались устремленные ввысь колокольни, а вместе с ними гибли колокола. И не только войны были тому причиной. Страшнее оказалось людское невежество, ханжество, воинствующая злоба на всех и вся.
Слайд№11
Но прошло время, и мы все начинаем понимать, что, лишившись корней, дерево не выживет. А колокольные звоны и есть один из могучих корней нашей отечественной музыкальной культуры. Это такой же важный и художественно своеобразный вид национального культурного наследия, как и певческое искусство, иконопись, зодчество, народные ремесла. А по своей художественной сути они являются инструментальной разновидностью русского музыкального искусств, народного творчества.
Но можно ли понять это искусство сейчас? Соизмеримо ли оно с нашим временем? И наконец, это искусство церковное или светское? Чтобы разобраться в этом, надо вспомнить наше прошлое, нашу историю, понять те жизненные истоки, которые взрастили и питали на протяжении веков колокольное искусство.
Слайд №12
Христианская церковь не изобрела колоколов, они пришли к нам с Запада первоначально как сигнал, знак оповещения. Русь приняла этот атрибут быта. Для наших просторов он оказался как нельзя кстати. Но сигнальные звоны — это еще не искусство, а лишь предтеча его. К тому же распространение колоколов в первые десятилетия принятия христианства на Руси не носило массового характера. Они бы еще редки и невелики по размерам, к тому же, как сообщают летописи, часто гибли от пожаров и междоусобных войн и сражений с татаро-монгольскими захватчиками.
Слайд №113
Вот как написано об этом в одной древнерусской летописи: «Взят же бысть Киев марта в 8 день в лето 6678 (1170 г.)...и грабиши два дни весь град, ... и ризы и колоколы все поламаша и все святыни...»
«...того же лета (1408 г.) погорел град Ростов и церкви каменные ..и колоколы разлившася...»
«...пришедший безбожный татрове изгоном к Владимиру-граду и много зла сотвориша... от того огня и колоколы раливашася...»
Слайд №14
Колокольные звоны на Руси особенно интенсивно стали развиваться, начиная с XVI в., да так, что вскоре Русь по размаху колокольно-литейного дела, величине колоколов, их силе звучания превзошла все остальные европейские страны. Летописи, излагавшие события того времени, пестрят упоминаниями о колоколах:
«Того же лета совершена бысть соборная и великая церковь! Успения Богородицы на Москве при благоверном великом князе Иване Васильевиче... Бысть же та церковь чюдна вельма вличеством и высотою и звоностыю и пространством: такова оке прежде того т бывала на Руси».
Причин этому несколько. Важнейшая из них связана с общественным развитием Русского государства после свержения татаро-монгольского ига.
Стремление к силе, моши в единстве - вот самое важное и действенное общественное движение на Руси. Этой сфере духовных запросов русских людей ответили колокольные звоны. Мощные звуки колокола сзывали народ на вече, где господствовала общность людей, вырабатывалось для всех единое мнение. Несчастье на Руси — «вопит» во всю мощь набат, а в обыденной жизни звучали будничные колокола, собирая народ для выполнения христианского ритуала. В различных обстоятельствах действительности, в гражданской и церковной жизни колокола - это глашатаи важного для вceх события, призыв к общности людей, призыв к единению.
Колокольные звоны для русских людей - это неумолимый счет времени, регламентация течения времени, жизни, это голос предков, некое таинство, которое не каждому дано постигнуть. Наконец, это искусство, позволяющее выразить свое вдохновение, покачать свой талант. Русским звонарям не было равных. Именно они - народные музыканты - изобрели необычный способ извлечения звука: не колокол качался и бил о неподвижный язык, как в странах Западной Европы, а звонарь управлял языками неподвижно висящих колоколов, извлекая самые затейливые ритмы. Такой способ послужил ярким стимулом к художественной трактовке колокольных звонов.
Известный музыкант-этнограф Степан Васильевич Смоленский писал: «...церковный звон давно стал у нас народным искусством. Здесь видны и чувствуются родные красоты и свои, русские формы».
Сдайд №15
(Вальс колоколов)
Различное содержание музыки колокольных звонов, в связи с определенными назначениями, явилось основой для формирования её жанровых разновидностей.
Благовест, перезвон праздничный, проводной (погребальный), звоны будничные, свадебные, красные, великие - вот основной перечень жанров, который дополняется различными видами звонов региональных традиций и местных «школ».
III. Характеристика звонов.
Учитель использует магнитофонную запись колокольных звонов и характеризует каждый из них, объясняя особенности и отличия.
Слайд№16. Фильм
Слайд №17 (Словарь, запись на доске)
Благовест — одиночные, равнодлитеяьные и спокойные удары в один колокол. Звучит, как правило, в качестве вступления к последующему звону.
Перезвон праздничный- это удары во все колокола поочередно по несколько раз, завершившиеся мощным заключительным аккордом «во все».
Проводной (погребальный)- его трагическое мелодическое Звучание символизирует связь земли и неба - одиночные удары во все Колокола поочередно от низких к высоким и, наоборот, от высоких к низким, после чего следует остродиссонируюший удар во все колокола одновременно, звучащий, словно надрывный вопль поющих голосов.
Будничный - прост по своей структуре. Звучит с использованием нескольких малых колоколов. Будто узорами вьются колокола будничном звоне.
Праздничный - особенно любим в народе. Он - отражение политического склада русских людей, их умения радоваться жизни, веселиться, создавая жизнеутверждающую атмосферу праздника. Праздничные звоны очень разнообразны по своему музыкальному содержанию. Они отличаются эпической торжественностью звучания великих колоколов, которые создают музыкальный образ необычной мощи, силы. Такая музыкальная образность воссоздает в музыке колокольного звона стихию народного торжества и ликования.
Музыка колокольных звонов явилась ярким своеобразным искусством, способным отразить устремление народа, передать различные эмоционально-психологические состояния человека, стала в итоге важным национальным достижением русской музыкальной культуры.