Файл: 1. Земельный фонд страны. Понятие и состав земельного фонда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Земельный фонд страны. Понятие и состав земельного фонда.

Земельный фонд Российской Федерации – это вся ее территория, т. е. вся земля (включая водопокрытую) в пределах государственных границ страны. Этот единый природный объект обладает различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т. п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом, т. е. в народнохозяйственных целях. С данной точки зрения, единый земельный фонд подразделяется на 7 целевых категорий, закрепленных в земельном законодательстве. Ст 7 зк

К землям сельскохозяйственного назначения отнесены участки единого земельного фонда, используемые или по своим природным качествам пригодные для использования в сельском хозяйстве, т. е. для производства сельскохозяйственной продукции.

Землями поселений считаются земли, расположенные в пределах административных границ различных поселений, которые подразделяются с точки зрения их функционального назначения на две группы: сельские и городские населенные пункты (т. е. города и поселки городского типа). Основное целевое назначение этих земель – удовлетворение градостроительных потребностей населенных пунктов.

Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, обороны, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного назначения представляют собой участки земельного фонда, переданные юридическим или физическим лицам для осуществления специальных задач на транспорте, в промышленности, энергетике и других отраслях народного хозяйства. Основное целевое назначение земли в этих сферах народного хозяйства – служить операционным базисом для размещения и функционирования промышленных и иных предприятий и объектов.

Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые им, но предоставленные или предназначенные для ведения лесного хозяйства. Лес, являясь ценным природным сырьем для промышленности, одновременно служит энергетическим источником, местом отдыха граждан, играет роль «легких» для населенных пунктов и т. п. и в связи с этим нуждается в установлении особого правового режима его использования.


К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли по берегам водоемов (водоохранные зоны, прибрежные полосы), необходимые для их охраны и обслуживания. Основное целевое назначение этих земель – удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, природоохранных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей.

К категории особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, имеющие статус особо охраняемых территорий, в силу их специфической роли и особого значения в жизни общества. Они служат удовлетворению духовных, биологических, эстетических и иных потребностей граждан.

Землями запаса считаются все участки земельного фонда, не предоставленные в собственность или пользование физическим или юридическим лицам или изъятые у них по основаниям, предусмотренным законодательством..

9.Полномочия государственных и муниципальных органов.

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

  1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, федерального государственного земельного контроля (надзора) (далее - государственный земельный надзор), землеустройства;

3.1) осуществление государственного земельного надзора;

4) установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд;

5) резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации;



6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

1. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

(в ред. Федеральных законов от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 31.12.2014 N 499-ФЗ)

2. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.  

Статья 10.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации

  Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

  Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношении

  1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.


2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

10.Порядок предоставления земельных участков.

В соответствии с п.п. 1, 2 п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется в следующем порядке:
подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
  К данному заявлению необходимо приложить (перечень прилагаемых документов):
- документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя  документ, подтверждающий полномочия представителя;
- схему расположения земельного участка.

Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, в которой указывается площадь земельного участка, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории.
Кроме того, данная схема может быть подготовлена гражданином самостоятельно с помощью специализированных программ, либо путем обращения к кадастровому инженеру.

Согласно ст. 39.6, ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление и продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев предусмотренных пунктом 2 настоящих статей. Порядок и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности определен вст.  39.11. Земельного кодекса Российской Федерации.

В случае если земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет

, гражданин может обратиться в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона в отношении испрашиваемого земельного участка, с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка.
Вместе с тем, при наличии оснований предусмотренных п. 2 ст. 39.3, п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, гражданин также вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, с приложением документов, подтверждающих право на приобретение земельного участка без проведения торгов, предусмотренных для каждого основания Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1.

С 01.01.2017 г. вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно данных изменений, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют:
 - органы местного самоуправления городских поселений в отношении земельных участков, расположенных на территории таких поселений;
 - органы местного самоуправления муниципального района, в отношении земельных участков, расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав этого муниципального района.
11.Землеустройство:понятие и виды.Процесс и его стадии.

ФЗ от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве"

ЗК РФ, Ст 68. Землеустройство

Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юр лицами земельных участков для осуществления с/х производства, а также по организации территорий, используемых общинами и лицами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).