Файл: Инструкция по выполнению работы Работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

© СтатГрад 2021−2022 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Тренировочная работа №1 по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 класс
16 сентября 2021 года
Вариант РУ2190101
Выполнена: ФИО
_________________________________ класс
______
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.
На выполнение работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут
(235 минут).
Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе.
Часть 2 состоит из 7 заданий (2–8). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.
Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задание части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.
Задание части 3 выполняется
на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите
одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументи- рованный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
Разрешается пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.
Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

Русский язык. 9 класс. Вариант РЯ2190101 2
© СтатГрад 2021−2022 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Ответами к заданиям 2−8 являются слово (несколько слов) или
последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте
работы.
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Производя раскопки неподалёку от турецкого города Шанлыурфа, археологи нашли странный предмет, который очень их удивил. (2)Находка учёных была похожа на игрушечную машинку. (3)Но ведь эту «машинку» обнаружили в древнем культурном слое! (4)Учёные провели анализ материала, который показал, что находка относится к бронзовому веку, когда ни о каких автомобилях ещё не слышали. (5)Тогда специалисты предположили, что перед ними – игрушечная колесница бронзового века.
Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.
1)
Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом.
2)
В предложении 2 составное именное сказуемое.
3)
Предложение 3 односоставное неопределённо-личное.
4)
В предложении 4 три грамматические основы.
5)
Вторая часть сложного предложения 5 представляет собой односоставное определённо-личное предложение.
Ответ: ___________________________.
1
2


Русский язык. 9 класс. Вариант РЯ2190101 3
© СтатГрад 2021−2022 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В половине двенадцатого (1) приехала из Гатчины старая императрица с фрейлинами и дочерью (2) и очень рассердилась (3) узнав (4) что (5) собиравшегося прибыть заранее (6) государя ещё нет.
Ответ: ___________________________.
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание
«удивлённо спрошу», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью
управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1)
ПРИДОМОВАЯ (территория) – правописание приставки определяется её значением – неполнота действия.
2)
ПО-ОСЕННЕМУ (холодно) – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки
ПО- и суффикса -ОМУ.
3)
КАМЕННЫЕ (стены) – в именах прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -ЕНН-, пишется НН.
4)
ВСКРУЖИТЬ (голову) – на конце приставки ВС- перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
5)
ВЫТЕРЕТЬ (пыль) – написание чередующейся безударной гласной в корне слова зависит от ударения.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 6–9.
(1)Державин был недоволен собой. (2)Он очень устал и чувствовал, что зря поехал в Царское Село на выпускной экзамен. (3)Впрочем, он не хотел обижать лицеистов отказом.
(4)Уже у дверей его бережно подхватили под руки. (5)Он рассердился и вырвал руку. (6)Помешкав, взобрался сам старательно по лестнице.
(7)Поэта усадили в кресла. (8)Тряся головою, он посмотрел кругом, и от недовольства не осталось и следа: его ждали, много молодых глаз смотрели на него, как на диво. (9)Посреди экзамена он вздремнул, но слышал всё отчётливо, только как бы за дымкою и не придавая всему особого значения.
3
4
5

Русский язык. 9 класс. Вариант РЯ2190101 4
© СтатГрад 2021−2022 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
(10)Объявили чтение. (11)Он подумал о том, что на фехтованье и танцы не останется, а завтрак отведает.
(12)Вдруг стали произносить его имя, читать его стихи. (13)Он повернулся в креслах и стал, покачивая головою, слушать. (14)Читали его старые стихи, которые уж много лет, как зачитали. (15)Но он их стал забывать, и собственные стихи тронули его, как чужие.
(16)Потом звонкий голос раздался. (17)Он вгляделся. (18) Прерывистый, гибкий голос звучал так, словно какую-то птицу занесло сюда ветром. (19)Он стал шарить, беспокойно ища лорнет. (20)Не было лорнета. (21)И этот голос вдруг сказал ему, и никому другому:

Воспоминания в Царском Селе.
(22)Он вдруг задрожал, повторяя без звука, без голоса эти слова. (23)Он всматривался в школяра, и школяр, казалось ему, смотрел на него своими быстрыми, горячими глазами. (24)Зрение давно стало его предавать, но он всё же видел его как бы в тумане. (25)Так никто не читал стихов: подвывая, на пересечениях медля. (26)Так только музыканты играли. (27)И, словно слушая Бахову музыку, он протянул, не обращая внимания ни на кого и вполне от всех отрешась, указательный палец, жилистый, старый, и еле заметно стал отмечать такты. (28)Он слушал воспоминания этого птенца, которому ещё нечего было вспоминать, но который вспомнил всё за него в этом саду: и старые победы, и новые.
(29)Чтец назвал его имя в стихах.
(30)Когда Александр закончил, только некоторые смотрели на него: большинство собравшихся глядели на Державина.
(31)Старик, согнутый в три погибели, всё выпрямлялся и теперь, откинув голову, стоял; лицо его было в восторге, который из сидящих здесь помнил только старик Салтыков. (32)Слёзы текли по морщинистому лицу
Державина. (33)Вдруг он с неожиданною лёгкостью отодвинул кресло и выбежал, чтобы обнять чтеца.
(34)Он не нашёл никого: Александр убежал.
(35)И всё ещё держась, не впадая в дремоту, которая обычно им в этот час поминутно овладевала, он с живостью стал разговаривать с Разумовским.
(36)Разумовский ничего не разумел. (37)Он сказал, что хотел бы образовать Пушкина в прозе.

(38)Оставьте его поэтом, – сказал ему Державин и отмахнулся неучтиво.
(
По Ю.Н. Тынянову)*
*
Юрий Николаевич Тынянов (1929–2016) – русский советский прозаик,
драматург, сценарист, переводчик, литературовед и критик, автор книг об
А.С. Пушкине, В.К. Кюхельбекере, А.С. Грибоедове.


Русский язык. 9 класс. Вариант РЯ2190101 5
© СтатГрад 2021−2022 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)
Державин был недоволен тем, что поехал на выпускной экзамен в Царское Село.
2)
Лицее ли
В Царскосельском лицее Державин почувствовал, что его здесь не ждут.
3)
Державин решил обязательно посмотреть на упражнения лицеистов в танцевальном и фехтовальном искусстве.
4)
Чтение стихов юным Александром Пушкиным было похоже на исполнение музыкального произведения.
5)
В разговоре с Державиным Разумовский не стал восхищаться поэтическим талантом Пушкина.
Ответ: ___________________________.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является
эпитет.
1)
Посреди экзамена он вздремнул, но слышал всё отчётливо, только как бы за дымкою и не придавая всему особого значения.
2)
Но он их стал забывать, и собственные стихи тронули его, как чужие.
3)
Прерывистый, гибкий голос звучал так, словно какую-то птицу занесло сюда ветром.
4)
Он всматривался в школяра, и школяр, казалось ему, смотрел на него своими быстрыми, горячими глазами.
5)
Когда Александр закончил, только некоторые смотрели на него: большинство собравшихся глядели на Державина.
Ответ: ___________________________.
Лексический анализ.
В предложениях 30–34 найдите фразеологизм. Выпишите его.
Ответ: ___________________________.
6
7
8

Русский язык. 9 класс. Вариант РЯ2190101 6
© СтатГрад 2021−2022 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Часть
3
Используя
прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе
ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием
сочинения
запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Алексея
Степановича Хомякова: «Нет в русском языке ничего осадочного или
кристаллического
; всё волнует, дышит, живёт». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
А.С. Хомякова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Оставьте его поэтом, – сказал ему Державин и
отмахнулся
неучтиво».
Приведите в сочинении2 (два) примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение сочетания СИЛА ИСКУССТВА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила искусства?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера - аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения:
один
пример-аргумент приведитеиз прочитанного текста, а второй – из
Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.1
9.2
9.3


© СтатГрад 2021−2022 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Тренировочная работа №1 по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 класс
16 сентября 2021 года
Вариант РУ2190102
Выполнена: ФИО
_________________________________ класс
______
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий.
На выполнение работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут
(235 минут).
Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе.
Часть 2 состоит из 7 заданий (2–8). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.
Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задание части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.
Задание части 3 выполняется
на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите
одно из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и дайте письменный развёрнутый аргументи- рованный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
Разрешается пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.
Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

Русский язык. 9 класс. Вариант РЯ2190102 2
© СтатГрад 2021−2022 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Ответами к заданиям 2−8 являются слово (несколько слов) или
последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте
работы.
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Рептилии – известные долгожители. (2)Вараны, гадюки, кобры, щитомордники доживают до 30–50 лет, крокодилы – до 50–85 лет, а крупные виды черепах – до 200 лет. (3)Для изучения жизни рептилий их тоже кольцуют, как и птиц. (4)Благодаря этому было установлено, что большинство рептилий живут осёдло. (5)Но и среди них есть неутомимые путешественники – морские черепахи: от мест нагула до мест откладки яиц они проплывают по океану тысячи километров.
Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.
1)
Грамматическая основа в предложении 1 – «рептилии».
2)
В предложении 2 три грамматические основы.
3)
Предложение 3 односоставное неопределённо-личное.
4)
Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
5)
В первой части сложного предложения 5 составное глагольное сказуемое.
Ответ: ___________________________.
1
2


Русский язык. 9 класс. Вариант РЯ2190102 3
© СтатГрад 2021−2022 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Я (1) казалось (2) становился всё меньше (3) а невидимое небо – лишённое звёзд (4) пространство надо мною – наступало и увеличивалось (5) охватывая меня (6) своими мягкими краями.
Ответ: ___________________________.
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание
«кольцо из серебра», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью
согласование.
Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1)
РАССМОТРЕТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2)
ЕЛЕ-ЕЛЕ (заметный) – в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов, пишется дефис.
Про
3)
ПОЛУЧЕНО (письмо)–в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
4)
РАЗГОРАЕТСЯ (на горизонте) – написание безударной чередующейся гласной зависит от лексического значения слова.
5)
(тёмная)
НОЧЬ – в именах существительных 1-го склонения после шипящего пишется буква Ь.
Ответ: ___________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 6–9.
(1)Державин был недоволен собой. (2)Он очень устал и чувствовал, что зря поехал в Царское Село на выпускной экзамен. (3)Впрочем, он не хотел обижать лицеистов отказом.
(4)Уже у дверей его бережно подхватили под руки. (5)Он рассердился и вырвал руку. (6)Помешкав, взобрался сам старательно по лестнице.
(7)Поэта усадили в кресла. (8)Тряся головою, он посмотрел кругом и посвежел: много молодых глаз смотрели на него, как на диво. (9)Он вздремнул, но слышал всё отчётливо, только как бы за дымкою и не придавая
3
4
5

Русский язык. 9 класс. Вариант РЯ2190102 4
© СтатГрад 2021−2022 уч. г. Публикация в интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена всему особого значения. (10)Объявили чтение. (11)Он подумал о том, что на фехтованье и танцы не останется, а завтрак отведает.
(12)Вдруг стали произносить его имя, читать его стихи. (13)Он повернулся в креслах и, покачивая головою, слушал. (14)Читали его старые стихи, которые уж много лет, как зачитали. (15)Но он многое в них стал забывать, и собственные стихи тронули его, как чужие.
(16)Потом звонкий голос раздался. (17)Он вгляделся. (18)Голос был звонкий, прерывистый, гибкий, словно какую-то птицу занесло сюда ветром.
(19)Он стал шарить, беспокойно ища лорнет. (20)Не было лорнета. (21)И этот голос вдруг сказал ему, и никому другому:

Воспоминания в Царском Селе.
(22)Он вдруг задрожал, повторяя без звука, без голоса эти слова. (23)Он всматривался в школяра, и школяр, казалось ему, смотрел на него. (24)Зрение давно стало его предавать, но он всё же видел его как бы в тумане: у школяра глаза были быстрые, горячие. (25)Так никто не читал стихов: подвывая, на пересечениях медля. (26)Так только музыканты играли. (27)И, словно слушая
Бахову музыку, он протянул, не обращая внимания ни на кого и вполне от всех отрешась, указательный палец, жилистый, старый, и еле заметно стал отмечать такты. (28)Он слушал воспоминания этого птенца, которому ещё нечего было вспоминать, но который вспомнил всё за него в этом саду: и старые победы, и новые.
(29)Чтец назвал его в стихах.
(30)Когда Александр закончил, только некоторые смотрели на него: большинство собравшихся глядели на Державина.
(31)Старик, согнутый в три погибели, всё выпрямлялся и теперь, откинув голову, стоял; лицо его было в восторге, который из сидящих здесь помнил только старик Салтыков. (32)Слёзы текли по морщинистому лицу поэта. (33)Вдруг он с неожиданною лёгкостью отодвинул кресло и выбежал, чтобы обнять чтеца.
(34)Он не нашёл никого: Александр убежал.
(35)И всё ещё держась, не впадая в дремоту, которая обычно им в этот час поминутно овладевала, он с живостью стал разговаривать с Разумовским.
(36)Разумовский ничего не разумел. (37)Он сказал, что хотел бы образовать Пушкина в прозе.

(38)Оставьте его поэтом, – сказал ему Державин и отмахнулся неучтиво.
(
По Ю.Н. Тынянову)*
*
Юрий Николаевич Тынянов (1929–2016) – русский советский прозаик,
драматург, сценарист, переводчик, литературовед и критик, автор книг об
А.С. Пушкине, В.К. Кюхельбекере, А.С. Грибоедове.