Файл: Высшего образования волгоградский институт бизнеса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА»

Кафедра естественных наук и профессиональных коммуникаций

Задание для промежуточной аттестации

по дисциплине «Основы здорового образа жизни»

Выполнил:

Миронов М.М., гр. ЮР-211бви/11/у

Проверила: ст.преподаватель

Богданова М.А.

Волгоград 2023

Гуманитарная значимость физической культуры

Гуманитарная значимость физической культуры предполагает достижение целостности знаний о человеке, понимание значения человеческих ценностей в современном мире, осознание своего места в культуре, развитие культурного самосознания, способностей и возможностей к преобразовательной культурной деятельности. Она проявляется через гармонизацию духовных и физических сил личности, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, телесная культура, повышенная работоспособность, физическое совершенство, хорошее самочувствие и др.

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой для нее социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза. Она обеспечивает ориентацию на гуманитарно-личностное развитие, единство телесно-духовного развития, создание предпосылок физического и психического благополучия.

Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического бытия, а не только его телесно-функциональной сферы. Сюда входит его внутренний мир (эмоции, отношения, ценностные ориентации и др.) и мир внешний (природа, предметная среда, деятельность).

На этой основе актуализируется гуманистическая парадигма образования в области физической культуры, в которой целевая направленность с идеальной (всестороннее и гармоничное развитие личности) изменяется на конкретно педагогически ориентированную - формирование физической культуры личности студента. В ее реализации культурологический подход выступает методологической основой, обеспечивая анализ физической культуры в системе общефилософских категорий общего, особенного и единичного. Он позволяет построить логически субординированный ряд понятий: общая культура личности - профессиональная культура личности - физическая культура личности.


Если общая культура личности отражает широту овладения ценностным содержанием духовной и материальной культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и способность к их продуцированию, то профессиональная культура личности по существу отражает проявление общей культуры в специфических условиях профессиональной деятельности. Физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры студента, как важнейшая качественная динамичная характеристика его личностного развития, как фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия, способ и меру реализации сущностных сил и способностей.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Физиологическая характеристика утомления и восстановления

Утомление - сложный процесс, затрагивающий все уровни деятельности организма (молекулярный, субклеточный, клеточный, органный, системный, целостного организма) и проявляющийся в совокупности измене­ний, связанных со сдвигами гомеостаза, регулирующих, вегетативных и исполнительных систем, развитием чувства усталости, временным снижением работоспособности и ее эффективности.

Биологическое значение утомления состоит в том, что оно "приводит к возникновению торможения в центральной нервной системе (первично или вторично) н обеспечивает защиту последней и всего организма от перенапряжения и истощения.

Физиологическое значение утомления заключается в том, что в связи с тренировкой появляется устойчивость к утомлению. Утомление является ведущим механизмом адаптации благодаря мобилизации резервных возможностей.

Изменения, происходящие во время утомления являются своеобразными стимулами для формирования функциональных и конструктивных трансформаций в организме, составляющих суть развития тренированности (адаптированности).



В развитии утомления можно выделить две фазы:

- первая фаза—преодолеваемое, или скрытое утомление, когда работоспособность еще может поддерживаться на прежнем и даже высоком уровне, благодаря усилению коркового возбуждения, несмотря на выраженную уже дискоординацию вегетативных функций и снижение коэффициента полезного действия организма;

- вторая фаза — непреодолимое, или непреодоленное, иначе «явное» утомление, когда внешний эффект работы заметно снижается или работа вынужденно прекращается, несмотря на все усилия работающего. В этой фазе внешний эффект работы (работоспособность) заметно снижается, непреодолимо развиваются явления охранительного торможения в центральной нервной системе, приводящие к вынужденному прекращению работы.

После прекращения работы происходят обратные изменения в деятельности тех функциональных систем, которые обеспечивали эту работу.

В это время происходит удаление продуктов рабочего метаболизма и восполнение энергетических запасов, пластических веществ и ферментов.

Происходит восстановление нарушенного работой гомеостаза организма.

Таким образом, восстановление-это процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.

Восстановление— процесс, протекающий как реакция на утомление и направленный на восстановление нарушенного гомеостаза и работоспособности. Восстановление после физических нагрузок состоит в поддержании состояния равновесия и величин гомеостаза, которые изменяются в процессе мышечной деятельности. Центральное место среди этих процессов занимают метаболические превращения, направленные на поддержание должной концентрации АТФ в работающих мышцах (Wilmore, Costill, 1994).

Строго говоря, процесс восстановления, как неразрывно связанный с утомлением, начинается в процессе самой работы. Именно в это время в большей или меньшей степени разворачиваются процессы, направленные на нормализацию состояния внутренней среды организма, восполнения энергетических ресурсов. Но в "чистом виде" эти процессы развертываются после окончания работы.

Результатом восстановительных процессов является возвращение работоспособности к исходному уровню. Одновременно происходят процессы не только возвращения к исходному состоянию
, но и ряд изменений, обусловливающих собственно процесс тренировки, т.е. повышение функциональных возможностей организма.

Если бы после тренировочной работы функциональное состояние организма всего лишь возвращалось к исходному уровню, исчезла бы возможность его совершенствования в избранном направлении путем целенаправленной тренировки. Прогрессирующее развитие тренированности спортсмена является результатом того, что следовые реакции, наблюдающиеся в организме после отдельных тренировочных нагрузок, не устраняются полностью, а сохраняются и закрепляются.