Файл: Менеджмент качества в эксплуатационной работе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Министерство Транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Самарский государственный университет путей сообщения»
(СамГУПС)
Филиал СамГУПС в г. Саратове
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Менеджмент качества в эксплуатационной работе»
Выполнил студент 5 курса
Специальности: «Эксплуатация железных дорог группы 18121-ЭЖд заочной формы обучения
ФИО: Шуляк А.А.
ШИФР:078
Проверил:
Поддубный Е.В.
Саратов 2023

2
ВВЕДЕНИЕ
Эффективное функционирование железнодорожного транспорта
Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе.
От состояния и качества работы железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов.
Кроме того, процессы глобализации, изменения традиционных мировых хозяйственных связей ставят перед Россией задачу рационального использования потенциала своего уникального экономико-географического положения. Эффективная реализация транзитного потенциала страны позволит не только получить экономический эффект от участия в международных перевозках, но и создаст новые инструменты влияния
России на мировые экономические процессы (формирование новых зон экономического притяжения, установление долгосрочных экономических связей).
Российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская
Федерация в настоящее время осуществляет более 20 процентов грузооборота и 10 процентов пассажирооборота всех железных дорог мира.
По своему географическому положению российские железные дороги являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, они непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы и


3
Восточной Азии. Кроме того, через порты может осуществляться взаимодействие с транспортными системами Северной Америки.
Железные дороги органично интегрированы в единую транспортную систему Российской Федерации. Во взаимодействии с другими видами транспорта они удовлетворяют потребности населения, экономики и государства в перевозках. При этом железнодорожный транспорт является ведущим элементом транспортной системы, его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40 процентов от всего транспорта страны.
Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение, перевозить основную часть потоков массовых грузов и обеспечивать мобильность трудовых ресурсов. Особое значение железных дорог определяется также большими расстояниями перевозок, слабым развитием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов.
Реализация мер по реформированию российских железных дорог была начата Правительством Российской Федерации в 1998 году.
Однако, несмотря на успехи структурной реформы железнодорожного транспорта в Российской Федерации, ее мероприятия и результаты оказались недостаточны для того, чтобы в короткие сроки создать эффективные источники развития, позволяющие обеспечить масштабное привлечение средств в развитие отрасли и ее модернизацию, сформировать условия для ее долговременного устойчивого роста и повышения конкурентоспособности на мировом рынке.
Российские железные дороги не всегда оказываются способны адекватно и гибко реагировать на внешние вызовы, в результате чего потенциальные возможности для получения экономической выгоды могут обращаться в источник проблем. В настоящее время протяженность «узких мест» по

4 пропускной способности составляет 8,3 тыс. км, или около 30 процентов протяженности основных направлений сети железных дорог, обеспечивающих около
80 процентов всей грузовой работы железнодорожного транспорта.
Темпы роста грузовых и пассажирских перевозок в России в 2022 г. замедлятся, следует из данных Центра экономического прогнозирования
Газпромбанка (ЦЭП ГПБ). Перевозки грузов увеличатся на 2,7% к предыдущему году, пассажиров – сразу на 20%. В 2021 г. рост грузоперевозок в РФ составил 4,4% к уровню 2020 г. «Рекордные цены на сырьевые товары на внешних рынках стимулировали экспортеров к наращиванию поставок, а восстановление потребления товаров и услуг домашними хозяйствами поддержало спрос на внутренние грузоперевозки.
Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг. составляет - общий объем инвестиций в развитие железных дорог составит 3,3 трлн руб. Так, в следующем году сумма инвестиций составит 1,02 трлн руб., 1,14 трлн руб. в 2023 году и 1,1 трлн руб. в 2024-м. Такие средства на эти цели выделяются впервые.
Также к 2024 году планируется увеличить перевозки контейнеров до
1,66 млн TEU, пассажирооборот Центрального транспортного узла – до 824,5 млн человек, провозную способность на БАМе и Транссибе – до 180 млн т, на подходах к портам Юга – до 125,1 млн т и Северо-Запада – на 145,6 млн т.


5
1.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Планирование, контроль и повышение качества транспортной продукции невозможны без оценки по всей совокупности характеризующих ее свойств. Для этого необходимо иметь достаточно полную и надежную информацию о качестве транспортного производства, измеряемую количественно, т. е. удобную для использования в системе управления. В управлении большое значение имеет разработка критериев оценки различных видов деятельности, основанных на расчете комплексных количественных оценок качества, что представляет сложную и не до конца решенную проблему.
При оценке качества объектов управления на железнодорожном транспорте должны учитываться следующие основные функции.
1.
Целевая. По результатам оценки качества осуществляется проверка достижения цели в той или иной операции управления. Причем сама цель формируется через значения определенных показателей качества, целевая функция обусловливает целевой принцип построения методологии оценки.
2.
Классификационная. Результаты оценки качества служат основой для построения категорий, классов качества.
3.
Стимулирующая. Реализуется как прямо через моральное воздействие на исполнителей в процессе оценки качества, так и косвенно, через систему материального стимулирования.
4.
Информационная. Система оценки качества - один из основных поставщиков информации в системе управления качеством.
Информационное обеспечение определяет эффективность в системе управления качеством, поэтому информационная функция оценки качества направлена на повышение эффективности управления качеством.
5.
Агрегирующая. Обобщение оценок - естественный и необходимый процесс в многоуровневых системах управления, который означает проведение операций свертывания оценочной информации.
6.
Аналитическая. Оценка качества служит основанием проводимых

6 анализов в процессах управления, особенно при принятии решений.
7.
Прогнозирующая функция оценки качества проявляется как при построении базы оценки, так и в процессе использования оценок непосредственно в системе прогнозирования.
8.
Оптимизационная функция - это операции оптимизации при построении базы оценки и в процессе самой оценки качества.
Реализация функций оценки качества тесно связана с задачами управления качеством на различных уровнях системы управления качеством продукции. При организации оценки качества также необходимо учитывать аспекты оценки качества: деятельностный, логический и алгоритмический.
Среди наиболее важных следующие задачи:
- разработка методов определения численных значений показателей качества;
- разработка принципов и методов оценки качества;
- выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и постановки на производство;
- определение оптимальных показателей качества, их нормирование, разработка ТУ и стандартов на новую продукцию; определение научно- технического уровня научно-технической документации (НТД); расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции; установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок, планирование разработки и освоения новых видов продукции;
- определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества;
- оценка качества труда исполнителей, подразделений и т. п.;
- определение коммерческой перспективности, обоснование модернизации и/или снятия с производства продукции;
- планирование повышения качества изготовления продукции;
- планирование технического уровня и качества;
- проведение контроля и испытаний;


7
- установление целесообразности капитального ремонта и определение качества его проведения;
- выбор моделей сертификации продукции и системы качества (СК);
- проведение внешними организациями оценок СК смежников и поставщиков
(сырья, материалов, комплектующих деталей и т. п.);
- проведение внутренних оценок своих СК и ее различных подсистем;
- сертификация СК;
- аттестация производства;
- выбор продукции при ее приобретении;
- определение и создание оптимальных условий хранения, транс- портирования и восстановления продукции;
- подведение итогов деятельности предприятия и его подразделений;
- конкурентоспособность продукции.
Диагностика организационной структуры предприятия.
Выполним диагностику организационной структуры предприятия по данным таблицы. Выбрать тип организационной структуры предприятия с помощью матрицы при таких условиях: минимальный размер прибыли – 2 млн. ден. ед., очень хорошо – 6 баллов, хорошо – 4 балла, удовлетворительно
– 2 балла, достаточно – 0 баллов. Рассчитываем прибыль предприятия при условии внедрения определенного типа организационной структуры:
Исходные данные для диагностики организационной структуры предприятия:
Тип организа- ционной струк- туры
Валовая выручка, тыс. ден. ед.
Производст- венные расходы, тыс. ден. ед.
Возможность увеличения продуктовой программы
Эффек- тивное исполь- зования ресурсов
Возмож- ность карьер- ного роста
Пригод- ность струк- туры
Коэффициент значимости
1,4 1,2 1,3 1,1
Существующая
5730 3751 уд. дост. дост. уд.
Функциональная
8965 5244 уд. хор. хор. дост.

8
Линейная
8357 6252 дост. хор. уд. уд.
Региональная
6242 4378 хор. уд. уд. дост.
Матричная
6174 4333 дост. хор. хор. хор.
Дивизиональная
8277 5369 уд. уд. хор. дост.
Продуктовая
6786 4236 дост. хор. уд. дост.
Переведем исходные данные для диагностики организационной структуры предприятия в бальную систему.
Тип организа- ционной струк- туры
Валовая выручка, тыс. ден. ед.
Производст- венные расходы, тыс. ден. ед.
Возможность увеличения продуктовой программы
Эффек- тивное исполь- зования ресурсов
Возмож- ность карьер- ного роста
Пригод- ность струк- туры
Коэффициент значимости
1,4 1,2 1,3 1,1
Существующая
5730 3751 2
0 0
2
Функциональная
8965 5244 2
4 4
0
Линейная
8357 6252 0
4 2
2
Региональная
6242 4378 4
2 2
0
Матричная
6174 4333 0
4 4
4
Дивизиональная
8277 5369 2
2 4
0
Продуктовая
6786 4236 0
4 2
0
Решение задачи:
Рассчитываем прибыль предприятия при условии внедрения определенного типа организационной структуры по формуле:
П = С
вал

рас
(1)
Существующая структура:
П=5730-3751=1979 тыс. ден. ед.;
Функциональная структура:
П=8965-5244=3721 тыс. ден. ед.;
Линейная структура:
П=8957-6252=2805 тыс. ден. ед.;
Региональная структура:


9
П=6242-4378=1864тыс. ден. ед.;
Матричная структура:
П=6174-4333=1841 тыс. ден. ед.;
Дивизиональная структура:
П=8277-5369=2908 тыс. ден. ед.;
Продуктовая структура:
П=6786-4236=2550 тыс. ден. ед.
Перед менеджером стоит условие: прибыль должна быть не менее 2 млн. ден. ед. Рассчитав прибыль, мы видим, что это условие не выполняется при существующей организационной структуре, а также если будут внедрены линейная, региональная и продуктовая организационные структуры. Поэтому выбор делаем, исходя из параметров функциональной, матричной и дивизиональной структуры.
Заполняем таблицу, проставляя необходимые баллы:
Тип организа- ционной струк- туры
Валовая выручка, тыс. ден. ед.
Производст- венные расходы, тыс. ден. ед.
Возможность увеличения продуктовой программы
Эффек- тивное исполь- зования ресурсов
Возмож- ность карьер- ного роста
Пригод- ность струк- туры
Коэффициент значимости
1,4 1,2 1,3 1,1
Функциональная
8965 5244 2
4 4
0
Матричная
6174 4333 0
4 4
4
Дивизиональная
8277 5369 2
2 4
0
-
-
Далее, учитывая коэффициенты значимости каждого параметра, определяем эффективность каждой предложенной альтернативы.
-
Интегральная оценка:
-
Для функциональной структуры:
-
4*1,2+2*1,4+4*1,2+4*1,3+0*1,1=17,6 баллов;
-
Для матричной структуры:

10
-
4*1,2+0*1,4+4*1,2+4*1,3+4*1,1=19,2 баллов;
-
Для дивизиональной структуры:
-
6*1,2+2*1,4+2*1,2+4*1,3+0*1,1=17,6 баллов.
-
Таким образом, наилучшей организационной структурой является матричная структура. Функциональная и дивизиональная структуры уступают матричной структуре, но их эффективность находится на одном уровне.
2.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Для выполнения контрольной работы выбран вопрос № 38.
Мероприятия по обеспечению сохранности грузов
Рабочая группа структурного подразделения по качеству действует для помощи руководству структурного подразделения для выполнения требований и для выполнения задач в области качества. Руководителем рабочей группы структурного подразделения по качеству является начальник структурного подразделения или назначенный им ответственный.
Руководитель рабочей группы определяет состав рабочей группы в зависимости от актуальных задач и проблем подразделения. В состав рабочей группы могут входить руководители, инженеры и специалисты производственных цехов (участков), отделов: технического, кадров, финансового, охраны труда и т.п. Состав рабочей группы подразделения устанавливается приказом начальника структурного подразделения.
Руководителем рабочей группы Самарский филиал ПАО «ПГК» по качеству является директор. В состав рабочей группы филиала по качеству должны входить в обязательном порядке представители рабочих групп, заместитель директора по коммерции, начальник сектора по работе с полувагонами.