Файл: 9 Взаимодействие педагога со школьной психологической службой Ключевые слова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9.7. Взаимодействие педагога со школьной психологической службой

Ключевые слова: психологическая служба, мотивационно-целевой этап, операционально-технологический этап, рефлексивно-регулятивный этап, педагог

Содержание:

К настоящему времени разработана целая система психологической службы в народном образовании, Положение о психологической службе в системе народного образования, коллективом лаборатории научных основ детской практической психологии под рук. И.В. Дубровиной подготовлены Программа (1991), учебные пособия и множество научно-практических материалов; в учебных заведениях и на курсах готовятся школьные психологи. Все это направлено на решение одной из главных проблем развития детской практической психологии – проблемы таких школьных психологов, «профессиональная компетенция которых позволит своевременно фиксировать качественные изменения в психологическом развитии учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, помогать педагогическому коллективу школы создавать и использовать психологически оправданные средства и методы учебно-воспитательной работы для раскрытия и укрепления творческого потенциала детей».

Суть школьной психологической службы заключается в единстве научного, прикладного и практического аспектов. Школьные психологи работают с детьми, с коллективом класса, учителями, родителями по решению конкретных проблем. Они не занимаются созданием новых методов и программ школьной психологической службы, исследование психических закономерностей и т.д. Именно научный аспект формирует теоретическую концепцию (а в ее основе – фундаментальные положения о личности, закономерностях ее психического развития и формирования в онтогенезе), которая определяет содержание, функции и модель школьной психологической службы. Педагог обязан профессионально использовать все достижения современной отечественной и зарубежной психологии.

Для школьной психологической службы характерны два направления: актуальное и перспективное.

В рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные проблемы и вопросы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей, с нарушениями в их поведении, с трудностями в общении (в той или иной системе отношений) и т.п.


В рамках перспективного направления осуществляются, реализуются своего рода прогностические программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его потенциальных возможностей для гармонического развития и формирования его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. А это возможно только при создании благоприятных психологических условий для развития всех и каждого.

Научный аспект школьной психологической службы определяет достижение главной цели в ее работе, а именно: максимально содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию детей, поскольку оно обеспечивает к концу школьного обучения психологическую готовность выпускников к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни.

По мнению известного отечественного психолога А.К. Марковой, для успешного решения задачи психологического развития детей сотрудничество педагога и школьного психолога должно включать следующие этапы: 1) мотивационно-целевой; 2) операционально-технологический; 3) рефлексивно-регулятивный.

На первом этапе – мотивационно-целевом – определяются общие цели, задачи, мотивы, смыслы сотрудничества. Например, какие личностные характеристики были бы важны для ученика к окончанию школы. Педагог и психолог становятся единомышленниками, включаются в одно общее дело, реализуя вместе с тем каждый свои специфические задачи, выполняя свои функции.

На втором этапе – операционально-технологическом – происходит согласование между педагогом и школьным психологом того, какими средствами (стратегического и практического характера) будет осуществляться взаимодействие с классом, ребенком, подростком, юношей (девушкой), а также друг с другом (учитель психолог). На данном этапе уточняются и по ходу работы корректируются функции педагога и психолога, реальные возможности каждого из них для успешного достижения результатов.

На третьем, – рефлексивно-регулятивном – оценочном этапе сотрудничества педагога и психолога происходит взаимное оценивание работы друг друга, эффективности совместного труда.

Задача психологической службы в педагогическом консилиуме заключается в оказании помощи педагогам при оценивании интеллектуальных и личностных качеств ученика, демонстрации сложности и

неоднозначности проявлений в его поведении, отношениях, адекватности самооценки, мотивации, особенностей познавательных интересов, эмоционального настроя.

Задачи педагога в педагогическом консилиуме:

  • Сообщить результаты своих наблюдений за реальным поведением учащегося, а также о событиях, вызывающих тревогу.

  • Пересмотреть свою категоричную оценку класса или ученика под влиянием психолога.

  • Составить совместно с психологом план поэтапной работы с учащимся, классом.

Термины:

Психологическая служба — система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, народного образования, здравоохранения и др.

Педагогический консилиум - организационная форма взаимодействия классного руководителя и педагогического коллектива, обеспечивающая единство действий и способствующая выработке единых подходов к обучению и воспитанию ребенка.

Исследователи:

  1. Дубровина, Ирина Владимировна (род. 1935 г.) - советский и российский психолог, специалист по возрастной психологии

  2. Маркова Аэлита Капитоновна (род. 1934г.) - доктор психологических наук, автор психологической концепции профессионализма

  3. Карл Рэнсом Роджерс (1902 – 1987гг.) - психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии

Источники:

Электронные ресурсы:

  1. https://lektsii.org/8-92307.html

  2. https://scienceforum.ru/2014/article/2014004566

  3. https://урок.рф/library/vzaimodejstvie_pedagogapsihologapsihologicheskoj_103756.html

Литература:

  1. Педагогическая психология: учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по напр. 050700 «Педагогика»/ Под ред. Л.Регуш, А.Орловой. - СПб.: Питер, 2010

  2. Савенков А.Й. Педагогическая психология: в 2-х т.: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология»/ А.И. Савенков. - М.: Академия Т.1 - 2009.

  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов, обуч. по пед. и психолог. напр. и спец./ И.А.Зимняя - 2-2 изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2008

  4. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2-х т.: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология»/ А.И. Савенков. - М.: Академия. (Высшее профессиональное образование) Т.2. – 2009